Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности использования образов спортсменами, занимающимися легкой атлетикой и художественной гимнастикой * 787

Веракса А.Н., доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, veraksa@yandex.ru
Иголкина А.Е., аспирант кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, gorovaya.aleksandra@gmail.com

Аннотация

Статья посвящена анализу особенностей использования различных типов мысленных образов спортсменами, занимающимися разноплановыми видами спорта. В исследовании принимали участие 24 спортсмена в возрасте от 16 до 21 года, входящие в состав сборных команд МГУ им. М.В.Ломоносова по легкой атлетике и художественной гимнастике. Применялась русскоязычная версия опросника «The Sport Imagery Questionnaire» (SIQ), направленного на измерение частоты использования спортсменами образа того или иного типа. Подтверждена гипотеза о существовании различий в использовании образов спортсменами, занимающимися видами спорта, отличными по своей специфике. Показано, что спортсменки, занимающиеся художественной гимнастикой, в отличие от спортсменов-легкоатлетов, чаще используют образы когнитивного, а не мотивационного типа. Установлено, что спортсмены, занимающиеся легкой атлетикой, используют преимущественно внешнюю перспективу образов, тогда как гимнастки – внутреннюю. Представлены данные о специфике использования образов спортсменами различного профессионального уровня.

Ключевые слова: спортивная психология, мысленный образ, когнитивные образы, мотивационные образы, образы негативного характера (negative imagery), перспектива образа (imagery perspectives)

Рубрика: Психология профессиональной деятельности

Тип: научная статья

* Работа выполнена в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России 2009-2013 гг.».

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Использование образных представлений является эффективным средством подготовки спортсменов [13; 15]. Эффективность применения образов, по мнению ряда авторов, зависит от профессионального уровня спортсменов [4; 6; 3; 11; 14].

Основными работами по данному направлению являются исследования, выполненные К.Холлом и его коллегами [9; 5]. Отметим, что данные исследования базируются на предложенной K.Мартином, С.Морицем и С.Холлом модели использования мысленных образов в спорте [12], согласно которой можно выделить пять различных видов умственных образов, используемых спортсменами: 1) когнитивные общие (КО) – образы, связанные с соревновательными стратегиями; 2) когнитивные специальные (КС) – образы, направленые на совершенствование или образование навыков; 3) мотивационные общие-активирующие (МО-A) – образы, связанные с физиологическим возбуждением, релаксацией и соревновательной тревогой; 4) мотивационные общие-регулирующие (МО-Р) – образы, репрезентирующие эффективный копинг и уверенность в трудных ситуациях; 5) мотивационные специальные (МС) – образы, представляющие конкретные цели и целенаправленную деятельность. В своей работе мы, вслед за авторами, также будем придерживаться данной модели.

Литература
  1. Веракса А.Н., Горовая А.Е. Влияние воображения на результаты спортивной деятельности начинающих футболистов// Национальный психологический журнал. 2010. №2.
  2. Barr K., Hall C. The Use of Imagery by Rowers // International Journ. of Sport Psychology. 1992. № 23.
  3. Blair A., Hall C., Leyshon G. Imagery Effects on the Performance of Skill and Novice Soccer Players  // Journ.  of Sport Sciences. 1993. № 11(2).
  4. Bohan M., Pharmer J., Stokes A. When Does Imagery Practice Enhance Performance on a Motor Task? // Perceptual and Motor Skills. 1999. № 88.
  5. Cumming J., Hall C. Athletes' Use of Imagery in the Off-season //The Sport Psychologist. 2002. № 16.
  6. Feltz D., Landers D. The Effects of Mental Practice on Motor Skill Learning and Performance: A Meta-analysis // Journ. of Sport Psychology. 1983. №5.
  7. Hall С. et al. Sport Imagery Questionnaire: Test Manual. West Virginia, 2005.
  8. Hall C., Mack D., Paivio A., Hausenblas H. Imagery Use by Athletes: Development of the Sport Imagery Questionnaire // International Journ. of Sport Psychology. 1998.  № 29.
  9. Hall C., Rodgers W., Barr K. The use of Imagery by Athletes in Selected Sports // The Sport Psychologist. 1990. №4.
  10. Hall C., Schmidt D., Durand M., Buckolz E.  Imagery and Motor Skills Acquisition // In Imagery in Sports and Physical Performance/ Ed. A.Sheikh and E.Korn. N.Y., 1994.
  11. Janssen J., Sheikh A. Enhancing Athletic Performance Through Imagery: An Overview // In Imagery in Sports and Physical Performance / Ed. A.Sheikh  and E.Korn. N.Y., 1994.
  12. Martin, K., Moritz S., Hall C.  Imagery Use in Sport: A Literature Review and Applied Model // The Sport Psychologist. 1999. № 13.
  13. Morris T., Spittle M., Watt A. Imagery in sport. Illinois, 2005.
  14. Perry C., Morris T. Mental Imagery in Sport // Sport Psychology: Theory, Applications and Issues / Ed. T.Morris and J.Summers. B., 1995.
  15. Vealey R., Greenleaf C. Seeing is Believing: Understanding and Using Imagery in Sport // In Applied Sport Psychology: Personal Growth to Peak Performance: 4th ed./ Ed. J.Williams. CA: Mayfield, 2001.
  16. Weinberg R., Gould D. Foundations of Sport and Exercise Psychology. Illinois, 2003.
  17. White A., Hardy L. Use of Different Imagery Perspectives on the Learning and Performance of Different Motor Skills // British Journ. of Psychology.1995. № 86.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика