Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Чувство языка: парадигмы исследования 1259

Буга А.С., аспирант кафедры педагогической психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, buga312@gmail.com

Аннотация

В настоящее время одной из важных задач педагогической психологии становится усовершенствование программ и учебных пособий по русскому языку и литературе. Ее решение требует не только разработки новых методов обучения, но и исследования тех психических образований, которые формируются у учащегося в процессе развития. В частности, языковой компетенции, которая в качестве интуитивного компонента включает в себя «чувство языка». Эта научная метафора используется для обозначения недостаточно осознаваемых или полностью интуитивных процессов восприятия языкового материала и/или порождения языкового высказывания. Статья представляет собой обзор имеющихся в науке точек зрения на чувство языка. Дается их классификация, которая сводится к следующим трем позициям: 1) чувство языка – это совокупность ассоциативных обобщений языковых фактов; 2) чувство языка – это автоматизированные стороны речевых процессов, использующие тот же механизм, что и сознательные процессы; 3) чувство языка – это особый механизм языкового мышления. Изложены взгляды ряда исследователей проблемы, описаны экспериментальные исследования, содержащие новую информацию о чувстве языка. Приведены аргументы в пользу справедливости третьей из названных позиций. Высказана точка зрения автора на функции чувства языка в процессе восприятия художественного текста.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Божович Е.Д. О функциях чувства языка в решении школьниками семантико-синтаксических задач // Вопросы психологии.1988. №4.
  2. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции ребенка. Психолого-педагогические аспекты языкового образования: Монография. М., 2002.
  3. Божович Л.И. Значение осознания языковых обобщений в обучении правописанию // Известия АПН РСФСР. 1946. № 3.
  4. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. М., 2005
  5. Васильева И.Т. Бессознательное в естественных и учебных условиях овладения языком // Бессознательное: природа, функции, методы исследования: В 3 т. / Под общ. ред. А.С. Прагнишвили, А.Е. Широзия, Ф.В. Басина. Т. 3.Тбилиси, 1978.
  6. Гохлернер М.М., Ейгер Г.В. Психологический механизм чувства языка // Вопросы психологии. 1983. №4.
  7. Додонов Б.И. Процесс категориального узнавания грамматического материала // Вопросы психологии. 1959. № 2.
  8. Жуйков С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. М., 1979.
  9. Имедадзе Н.В. Бессознательные стратегии овладения языком // Бессознательное: природа, функции, методы исследования: В 3 т. / Под общ. ред. А.С. Прагнишвили, А.Е. Широзия, Ф.В. Басина. Т. 3. Тбилиси, 1978.
  10. Орлова А.М. К вопросу об объективной обусловленности так называемого «чутья языка» // Вопросы психологии. 1955. №5.
  11. Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989.
  12. Узнадзе Д.Н. Внутренняя форма языка // Психология установки. СПб., 2001.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика