Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 74Рубрики 51Авторы 6734Ключевые слова 15782 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2074-5885

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

«Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии 3966

Дегтярев А.В., старший преподаватель кафедры "Юридическая психология и право" факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, art_milk@mail.ru

Аннотация

Термин «эмоциональный интеллект» появился в зарубежной психологии в конце ХХ в. Изначально под «эмоциональным интеллектом» понимали способности перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений. За последние 14 лет зарубежными и отечественными психологами было проведено множество исследований с целью проанализировать и доработать определения эмоционального интеллекта, создать наиболее полную модель данного конструкта, а также изучить возможности применения компонентов эмоционального интеллекта при создании различных профилактических, коррекционных, реабилитационных программ. Автор статьи проводит краткий анализ развития понятия «эмоциональный интеллект» в зарубежной и отечественной психологии с начала XX в. до настоящего времени и показывает, насколько важным является дальнейшее изучение данного конструкта и его структуры как для научной, так и для практической областей психологии.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

«В современном обществе проблема компетентности в понимании и выражении эмоций стоит достаточно остро, поскольку культ рационального отношения к жизни приобретает все большее число поклонников, что, в принципе, противоречит психофизиологическим и социальным особенностям и потребностям человека. Многие исследователи подчеркивали социальный смысл эмоций, отмечая, что общество, заботящееся о совершенствовании  ума, допускает ошибку, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем как он думает. Действительно, культ рациональности и высокий образовательный ценз не смогут способствовать развитию гуманистического мировоззрения и эмоциональной культуры человека.

Известно, что запрет на эмоции ведет к их вытеснению из сознания; в свою очередь невозможность психологически переработать эмоции может порождать разнообразные негативные последствия, начиная от психосоматических расстройств и заканчивая девиантным и делинквентным поведением, поскольку эмоциональные проблемы с особой силой проявляются у людей с пониженным уровнем самоконтроля [27]».

Литература
  1. Андреева И.Н. Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-й Междунар. междисциплинарной научно-практ. конференции, 6–7 ноября 2002 г., г. Минск. Минск, 2003.
  2. Андреева И.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности в подростковом возрасте // Психологическое здоровье в контексте развития личности: Материалы республ. научно-практ. конференции, 30–31 января 2004 г., г. Брест. Брест, 2004.
  3. Андреева И.Н. Гендерные различия в сфере эмоционального интеллекта // Материалы Междунар. междисциплинарной научно-практ. конференции, 19–20 декабря 2003 г., г. Минск. Минск, 2004.
  4. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Междунар. научно-практ. конференция, 26–27 ноября 2004 г., г. Смоленск: В 2 ч. Ч. 1. Смоленск, 2004.
  5. Андреева И.Н. Развитие эмоциональной компетентности педагогов // Психология образования сегодня: теория и практика: Материалы Междунар. научно-практ. конференции. Минск, 2003.
  6. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под. ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2009.
  7. Бабаева Ю.Д. и др. Эмоции и проблемы классификации видов мышления // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1999. № 2.
  8. Белоконь О.В. Эмоциональный и социальный интеллект и феномен лидерства. Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под. ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2009.
  9. Вайсбах Х., Дакс У. Эмоциональный интеллект. М., 1998.
  10.  Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.  
  11.  Изард К. Психология эмоций. СПб., 2008.
  12.  Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.
  13.  Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2001.
  14.  Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии. 1972. № 12.
  15.  Люсин Д.В. Социальный интеллект: Теория, измерения, исследование. М., 2004.
  16.  Люсин Д.В. Способность к пониманию эмоций: Психометрический и когнитивный аспекты //Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен/Под ред. Г.А. Емельянова. М., 2000.
  17.  Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М., 2003.
  18.  Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1993.
  19.  Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.
  20.  Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  21.  Спасибенко С.Г. Эмоциональное и рациональное в социальной структуре человека // Соц.-гуманитарные знания. 2002. № 2.
  22.   Стенберг Р. Практический интеллект. СПб., 2002.
  23.  Столяренко Л.Д. Основы психологии.  Ростов-н/Д, 1999.
  24.  Тхостов А.Ш., Колымба И.Г. Феноменология эмоциональных явлений // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1999. № 2
  25. Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы// Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под. ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2009.
  26.  Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. 1999. № 2.
  27.  Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. № 4.
  28.  Buck R. Motivation, emotion and cognition: A developmental-interactionist view // K.N.Strongman (Ed.). International Review of Studies on Emotion V.T. Chichester. Wiley, 1991.
  29.  Frujda N.H., Zammuner V.L. Etichettamento delle proprie emotioni // G. ital. psicol. 1992. Vol. 13. № 3.
  30.  Gardner H. Multiple Intelligences. N.Y., 1993.
  31.  Goldberg C. Why Hamlet could not love // Psychoanal. and Psychother. Intelligence. 1991. Vol. 9. № 1.  
  32.  Goleman D. Sex Roles Reign Powerful as Ever in the Emotions  // The New York Times, August, 23, 1988.
  33. Mayer J.D. Emotional Intelligence: Popular or Scientific Psychology. N.Y., 2005.
  34.  Mayer J.D., Salovey P. Emotional Intelligence. N.Y., 2005.
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика