Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8379Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

О некоторых социально-психологических особенностях восприятия портретной живописи 1393

Панасюк А.С., преподаватель МГППУ, Москва, Россия

Аннотация

В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования социальной перцепции искусства. Целью работы было изучение социально-психологических особенностей восприятия студентами предметов живописи. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о наличии специфической связи между социальной перцепцией портретной живописи и личностными характеристиками оценивающих произведение студентов. В работе использовались: методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности, диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд), оригинальная авторская анкета для выявления особенностей восприятия живописи. Участниками исследования стали 163 студента-второкурсника психологического и художественного факультетов московских вузов (35 юношей и 128 девушек). На статистически значимом уровне (р ≤ 0,05) доказано, что восприятие портретной живописи не только обусловлено особенностями ценностных ориентаций и социально-психологической адаптированности студентов, но и определяется связью профессиональной направленности реципиентов и их социальной установкой по отношению к автору произведений искусства.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

«Несмотря на то, что различные стороны восприятия искусства на протяжении многих лет рассматриваются в психологии, педагогике, культурологии, искусствоведении и других науках, его социально-психологические аспекты остаются малоизученными. Большинство исследователей сосредотачивают внимание на психофизиологических, психолого-возрастных и личностных аспектах восприятия людьми предметов искусства (Р. Арнхейм, И.Г. Белявский, Л.В. Благонадежина, В.А. Гуружапов и др.). Большое внимание уделяется изучению вопросов одаренности и развития творческих способностей учащихся – музыкальных, художественных, эстетических (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов и др.). Реже рассматриваются социально-психологические аспекты взаимодействия человека и различных видов искусства (А.А. Адаскина, И.Н. Белкина, Н.Н. Волков, В.А. Гуружапов и др.).

Актуальность исследования особенностей восприятия художественных образов обусловлена необходимостью более полного понимания роли искусства как средства эстетического воспитания развивающейся личности, изучения специфики мировоззрения людей, принадлежащих той или иной исторической эпохе (Р. Арнхейм, А.А. Бакушинский, Л.С.Выготский, В.А. Гуружапов, Э.В. Ильенков, Д.А. Леонтьев, М.С. Каган, А.А. Мелик-Пашаев, С.Л.Рубинштейн и др.). Важной задачей является поиск оптимальных условий развития эстетического восприятия у детей, психологических особенностей формирования у них эстетического образа. Большое значение имеет изучение специфики восприятия художественных образов учащимися, которые в обозримом будущем станут наиболее продуктивной частью общества, определяющей его облик и дальнейшее развитие».

Литература
  1. Адаскина А.А. Художественное восприятие действительности у детей и взрослых:  Дис. … канд. психол. наук. М., 2001.
  2. Антипова Н.Е. структура и особенности художественного сознания студентов: Дис. … канд. психол. наук. М., 2004.
  3. Белкина И.Н. Особенности социальной перцепции портретной живописи различными социальными группами (на материале художественных классических портретов XIX века): Дис. … канд. психол. наук. М., 2004.
  4. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.
  5. Гулевич О.А. Психология межгрупповых отношений.  М., 2008.
  6. Гуружапов В.А. Возрастные особенности общих представлений подростков об изобразительном искусстве // Сообщения Государственной Третьяковской галереи. М., 1995.
  7. Гуружапов В.А. Некоторые особенности актуализации смылопорождающих систем понимания искусства детьми // Психологическая наука и образование. 2001. №3.
  8. Гуружапов В.А. Смыслопорождающие системы понимания искусства детьми младшего школьного и подросткового возраста (на материале живописи и графики): Дис. … д-ра психол. наук. М., 2002.
  9. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
  10. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. М., 1999.
  11. Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. М., 1998.
  12. Мелик-Пашаев А.А. Из опыта изучения эстетического отношения к действительности  // Вопросы психологии. 1990. №5.
  13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986.
  14. Семенов В.Е. Социальная психология искусства: Актуальные проблемы. Л., 1988.
  15. Стародынова С.М. Восприятие портретной живописи как средство формирования представлений о человеке: Дис. … канд. психол. наук. Минск, 2000.
  16. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. М., Воронеж, 1998.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика