Психолого-педагогические исследования
2012. Том 4. № 3
ISSN: 2587-6139 (online)
Одаренные дети: факторы профессионального самоопределения
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: одаренные дети, старшеклассники, специализированные школы, образовательный выбор, профессиональное самоопределение, выбор профессии
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Дымарская О.Я., Мойсов В.В., Базина О.А., Новикова Е.М. Одаренные дети: факторы профессионального самоопределения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n3/55553 (дата обращения: 27.12.2024)
Полный текст
Исследователи неоднократно обращали внимание на проблему профессионального самоопределения выпускников школ. Психосоциальные стороны профессиональной ориентации отражены в работах Б.Г. Ананьева [Ананьев], Е.И. Головахи [Головаха, 1988]. Социальный аспект профессионального самоопределения молодежи в условиях меняющегося общества наиболее разработан в трудах Д.Л. Константиновского [Константиновский, 1999; Константиновский, 2000]. Проблема дифференциации и неравенства в сфере образования рассматривалась в работах Г. А. Чередниченко, посвященных элитарным школам [Чередниченко, 1996]. Несмотря на большое количество работ по данной проблеме обнаруживается некоторая фрагментарность знаний о профессиональном самоопределении разных групп учащихся. Как любой переходный период в жизни человека, этап профессионального самоопределения подразумевает некоторый выбор, который определяет вектор дальнейшего развития. Молодые люди в процессе профессионального выбора пытаются найти ответы на следующие вопросы: «а) кем быть, т. е. какое место занять в системе общественного разделения труда?; б) к какой социальной группе принадлежать?; в) где работать? (выбор занятия во многом связан с выбором места жительства); г) с кем работать? и д) какой стиль жизни избрать?» [Чередниченко, 2005, с.115]. Выбор профессии – это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии [Климов, 2003, с. 46]. Процесс профессионального самоопределения находится в фокусе одновременно социологического и психологического измерений. С социологической точки зрения, оно формируется с учетом свойств личности под влиянием определенных внешних факторов социальной, политической, экономической среды. Недавний опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения был посвящен отношению к современной системе профессионального образования в России [«Зачем, на кого]. В опросе принимали участие учащиеся IX и XI классов и их родители, а также студенты учреждений НПО, СПО и ВПО. В ходе исследования было выявлено, что основным фактором при выборе учебного заведения для 86 % учащихся школ является возможность сделать карьеру. На втором месте – престижность учебного заведения и возможность хорошо зарабатывать (по 75%), на третьем – легкое трудоустройство с дипломом данного учебного заведения (74%). К наиболее значимым аргументам также относятся совет родителей (55%) и желание поступить в конкретное учебное заведение (58%). Важнейший критерий оценки профессионального образования для всех участников исследования – его востребованность на рынке труда (62–73% от числа опрошенных в разных группах). Далее мнения участников опроса разошлись. С точки зрения учащихся школ и их родителей, наличие высшего образования – это возможность хорошо зарабатывать (так считают 75% учеников и 65% родителей). Учащиеся школ также высоко оценивают социальную значимость высшего образования, возможность занять высокое положение в обществе (63%), а родители – возможность стать квалифицированным специалистом (59%). По 51% опрошенных в обеих группах считают, что высшее образование необходимо для того, чтобы в дальнейшем заниматься интересной работой. Получение необходимых знаний также входит в число наиболее значимых аргументов в пользу поступления в вуз (42% и 36% соответственно). Согласно данным другого исследования [Мулина, 2010], 85 % выпускников XI классов намерены продолжать свое обучение в высшем учебном заведении. Исследователи выявили зависимость между образовательными планами молодежи (ориентированность на высшее образование) и определенностью будущей профессией. Высшее образование чаще собираются получать те респонденты, которые или выбрали конкретную специальность, или выбирают между несколькими вариантами. Исследователи также отмечают, что важным фактором, влияющим на процесс профессионального самоопределения молодого человека, является складывающееся у него представление о профессиях. Смысловые поля, образующиеся вокруг многих профессий, социальные стереотипы и мифы во многом влияют на выбор жизненного плана. В августе–ноябре 2011 г. лабораторией мониторинговых исследований Московского городского психолого-педагогического университета был осуществлен проект «Жизненные стратегии и реализованные траектории одаренных детей (социальные факторы реализации одаренности)». Под одаренными детьми понимались учащиеся специализированных школ Москвы, прошедшие процедуры отбора, а также дети, диагностированные как одаренные с помощью специальных психологических методик. В рамках исследования был проведен анкетный опрос 351 одиннадцатиклассника. Реализованная выборочная совокупность включала в себя учащихся пяти отобранных московских школ: 1) гимназии № 1569 «Созвездие»; 2) лицея «Вторая школа»; 3) Специализированного учебно-научного центра Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; 4) центра образования «Пятьдесят седьмая школа»; 5) школы-интерната «Интеллектуал». Выбор школ был обусловлен особенностью подходов к диагностике интеллектуальной одаренности, при котором выделяются дети, демонстрирующие аналитические способности, проявляющиеся, прежде всего, в области точных наук. Это вынужденное ограничение существующей образовательной и научной модели частично компенсируется включением в выборку школы, реализующей программы для одаренных детей без профилизации обучения (гимназия «Созвездие»). В фокусе исследования были выявление и описание личных представлений одаренного ребенка о будущем, выраженные в жизненных сценариях. Сценарий представляет собой ожидаемый (идеальный, желаемый) план осуществления индивидом его профессиональной реализации. Он характеризуется с позиций долгосрочности (какой временной промежуток охватывает; горизонт планирования) и проработанности (насколько детально продуман). В проведенном исследовании жизненные сценарии включали в себя планы действий после окончания школы, связанные, прежде всего, с выбором профессии, поступлением в вуз, обучением в вузе, а также представления о последующих шагах, связанных с началом профессиональной деятельности, получением дополнительного образования, отъездом за границу. Профессиональное самоопределение выступает одним из элементов этого плана. Переходя к описанию результатов исследования, следует отметить прежде всего, что абсолютное большинство одаренных школьников (95%) ориентированы на получение высшего образования сразу после окончания школы. Единицы отметили такие варианты, как «пойти служить в армию» (5 человек), «не пытаясь поступить в вуз, поступлю в учреждение начального или среднего профессионального образования (колледж, профессиональное училище, технический лицей и пр.)» (2 человека). Респондентам было предложено назвать вузы, в которые они планируют поступать. Вузы различались по степени приоритетности поступления: предлагалось назвать, поступление в какой вуз наиболее желаемо (первый вариант, ВI), и далее по убыванию заинтересованности – второй и третий варианты (ВII и ВIII). Этот показатель связан с целым комплексом факторов, к которым относились: возможность поступления, привлекательность вуза и другие факторы. На рис.1 представлены вузы, в которые намереваются поступать интеллектуально одаренные школьники.
Рис. 1. Вузы, которые наиболее приоритетны для поступления
Ответы школьников позволили выявить вузы-лидеры. Среди них (вне зависимости от порядка приоритета): Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» и Московский физико-технический институт (государственный университет). Остальные образовательные учреждения идут с существенным отставанием. Лидирующие позиции МГУ им. М.В.Ломоносова, помимо прочего, объясняются тем, что, как правило, спецшколы сотрудничают с ведущими вузами и даже, как в случае с СУНЦ МГУ им. М.В.Ломоносова, являются их структурными подразделениями. В связи с этим ученики ориентируются на поступление в конкретные вузы еще во время обучения в школе, а школы фактически становятся каналами по набору студентов в эти вузы.
Причины выбора вуза непосредственно связаны с предпочтениями выпускников.
Как видно из табл. 1, выделяются три основные (наиболее часто встречающиеся в ответах школьников) причины выбора вуза: высокое качество образования; возможность получить интересующую профессию; престижность. Можно заметить, что доли выбравших тот или иной мотив разнятся в зависимости от приоритета выбора вуза. Прежде всего, вуз выбирают по качеству образования, которое в нем можно получить. Это наиболее важно для выбора всех приоритетов, однако доля указавших важность этого параметра снижается в зависимости от уровня приоритетности выбора вуза. На втором месте идет возможность получить в вузе интересующую профессию. Далее следует группа причин, которые выбирали примерно равные доли респондентов: престижность вуза; возможность найти хорошо оплачиваемую работу; уехать за границу после его окончания; совет значимых взрослых.
Т а б л и ц а 1
Причины выбора вуза (процент школьников от указавших соответствующий вуз)
№ п/п |
Причины |
Вуз I |
Вуз II |
Вуз III |
1. |
В этом вузе высокое качество образования |
72 |
67 |
54 |
2. |
В этом вузе можно получить профессию, которая меня интересует |
59 |
52 |
50 |
3. |
Это престижный вуз |
34 |
36 |
24 |
4. |
Окончив этот вуз, легче найти хорошо оплачиваемую работу |
33 |
31 |
25 |
5. |
После окончания этого вуза можно уехать учиться или работать за границу |
31 |
29 |
24 |
6. |
Этот вуз посоветовали (родители, учителя) |
30 |
26 |
26 |
7. |
В этом вузе учатся / планируют учиться мои знакомые, друзья |
18 |
19 |
18 |
8. |
У меня есть преимущества при поступлении в этот вуз (например, по итогам олимпиад) |
8 |
7 |
10 |
9. |
Учась в этом вузе, я смогу совмещать учебу с работой |
5 |
6 |
7 |
10. |
Этот вуз находится недалеко от дома |
4 |
8 |
6 |
11. |
В этот вуз легко поступить |
1 |
6 |
12 |
Проблемы выбора профессии и выбора вуза как места получения профессионального образования тесно взаимосвязаны.
Понятие «профессия» обычно определяется как род трудовой деятельности человека, являющийся, как правило, основным источником существования и требующий определенной подготовки (как специальных теоретических знаний, так и практических навыков) [Руткевич, 1988, с. 130].
В ходе опроса у школьников интересовались, чем они руководствуются при выборе будущей профессии (рис. 2).
Рис. 2. Причины выбора профессии
Мотивы, которыми при выборе профессии руководствуются школьники, можно условно разделить на обусловленные внутренне и внешне. Судя по ответам школьников, на первом месте при выборе стоят внутренние причины, связанные с их склонностями, способностями и интересами к профессии. На это указали ¾ опрошенных. Почти треть указала, что выбранная профессия – реализация их мечты, что также является важным внутренним мотивом. По 22 % опрошенных приоритетными считают внешние факторы: материальные возможности, которые предоставляет выбранная профессия, а также востребованность профессии на рынке труда. Остальные причины, которыми руководствовались школьники при выборе профессии, назывались ими существенно реже.
Важно отметить, что финансово-экономические факторы выбора профессии не занимают первых позиций. Содержательная сторона профессии, ее соответствие способностям и склонностям имеют высокую значимость для одаренных детей. Данный феномен можно объяснить спецификой изучаемой группы, незаурядностью школьников, обучающихся в специализированных школах. В то же время данное распределение может быть обусловлено идеализированностью представлений, свойственной юношескому возрасту.
Важно было узнать, с какими достижениями в будущем одаренные школьники ассоциируют успех. Для этого респондентов просили указать, что для них является проявлением успеха и к какому возрасту (к 25, 30 или 35 годам) они хотели бы достичь той или иной его составляющей (если она для них важна). Были выделены критерии возможного успеха, связанные как с профессиональной, так и с личной жизнью человека (табл. 2), и складывались все выборы того или иного достижения (вне зависимости от возраста, к которому респонденты считают целесообразным его достичь).
Т а б л и ц а 2
Образ успехов в будущем
№ п/п |
Критерии успеха |
Процент |
1. |
Стать специалистом в своем деле, профессионалом |
94 |
2. |
Стать материально обеспеченным |
92 |
3. |
Иметь постоянную работу, гарантированное будущее |
89 |
4. |
Иметь разнообразный, интересный досуг |
87 |
5. |
Создать крепкую, благополучную семью |
84 |
6. |
Иметь признанные достижения в выбранной профессии |
81 |
7. |
Получить дополнительное образование |
68 |
8. |
Занимать руководящую должность |
61 |
9. |
Получить ученую степень (например, кандидат наук) |
57 |
10. |
Уехать работать / жить за рубеж |
50 |
11. |
Иметь собственный бизнес |
41 |
Оказалось, что наиболее важно для школьников – стать профессионалом, специалистом в своем деле и обеспечить свое материальное положение. Соотнеся данные, можно предположить, что, по мнению респондентов, интересующая их и соответствующая их способностям профессия позволит им не только состояться как специалистам, но и стать материально обеспеченными.
Важно отметить, что профессиональная состоятельность, как представляют себе многие респонденты, не всегда зависит от признания других специалистов. Среди вариантов, связанных с профессиональной и карьерной самореализацией, альтернативы «иметь признанные достижения в выбранной профессии» и «занимать руководящую должность» расположены существенно дальше в иерархии, чем финансово-материальные амбиции. Примечательно также, что респонденты мало склонны к риску: почти для 90% респондентов ценность состоит в постоянной работе и гарантированном будущем, тогда как только немногим более 40% респондентов не исключают открытия собственного бизнеса.
Как молодым людям для них важно не только работать, но и «иметь разнообразный, интересный досуг» и «создать крепкую, благополучную семью». Некоторое отставание последнего пункта, возможно, обусловлено тем, что большую часть выборки (64%) составили мальчики – основной контингент специализированных физико-математических школ.
Показательными представляются данные о не очень высоком интересе (57%) к получению ученой степени (напомним, что речь идет о спецшколах, которые являются основным поставщиком научных кадров).
Наконец, обратим внимание на эмиграционные ориентации школьников. Несмотря на то, что в таблице это – предпоследняя строка, прогноз не выглядит оптимистичным – каждый второй интеллектуально одаренный школьник хотел бы уехать из России.
В проведенном исследовании профессиональное самоопределение на этапе выпуска из школы складывалось из двух выборов: образовательного, (ориентация на определенный вуз) и профессионального (осознание будущей сферы занятости). По мнению интеллектуально одаренных школьников, наиболее значимым фактором при выборе вуза является высокое качество образования, что подкрепляется высокой конкуренцией среди вузов за одаренных учащихся. И при определении желательного места обучения, и при выборе профессии для одаренных школьников важную роль играют собственные интересы, склонности и способности. Получать образование по выбранной профессии и заниматься тем, что интересно, оказывается принципиально важным в большинстве случаев.
Сравнив данные, полученные в школах для одаренных детей, с результатами исследований, посвященных профессиональному самоопределению учащихся общеобразовательных школ, можно сделать следующие выводы.
Если для учащихся «обычных» школ финансово-материальный фактор выбора места получения профессионального образования и профессии является одним из самых важных, то одаренные учащиеся склонны придавать ему меньшую значимость. В то же время в более далекой перспективе финансовое положение выходит на одно из первых мест в иерархии жизненных приоритетов и критериев успеха для учащихся специализированных школ. Следовательно, можно говорить о том, что в профессиональном образовании они видят не только возможность самореализации, но и фундамент своего будущего материального благополучия.
Литература
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. М.,1980.
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и социальное самоопределение молодежи. Киев, 1988.
- «Зачем, на кого и куда идти учиться? Мнения учеников, студентов и родителей» [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – База данных ВЦИОМ. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112358, 25.02.2012.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д., 2003.
- Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му). М., 1999.
- Константиновский Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности. Профессиональные ориентации старшеклассников 90-х годов: планы и их реализация. М., 2000.
- Мулина В.Т., Шарова Е.Н. Профессиональное самоопределение молодежи в условиях социокультурной трансформации российского общества (региональный аспект)// Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. Т.13. №1.
- Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М., 1988.
- Чередниченко Г.А. Личные планы выпускника средней школы // Социологические исследования. 2005. № 7.
- Чередниченко Г.А. Школа массовая и элитарная: перемены в деятельности и карьеры учащихся // Профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных школ: По материалам массовых социологических обследований молодежи / Отв. ред. В.Н.Шубкин, Д.Л.Константиновский. М., 1996.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4944
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 2004
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2