Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7777Ключевые слова 18863 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Ролевая виктимность в поведении подростков из социально незащищенных семей 2603

Одинцова М.А., кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения, факультет дистанционного обучения, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, mari505@mail.ru

Аннотация

В статье описаны результаты исследования специфики проявления ролевой виктимности в поведении подростков из разных типов семей (полной, неполной, социально незащищенной). Социально незащищенная семья рассматривается как особая дефензивная группа, члены которой являются носителями ролевой психологической виктимности, проявляющейся в тех или иных ролях жертвы (игровой или социальной). Установлено, что подростки из социально незащищенных семей в своем поведении руководствуются рентными и кверулянтскими установками. Выявлено, что жизнестойкость является необходимым ресурсом, помогающим преодолеть как внешние (среда), так и внутренние (виктимность, дефензивность) неблагоприятные условия социализации. Однако подростки из социально незащищенных семей не используют данный ресурс в полной мере, а прибегают к ролевому поведению жертвы, которое способствует «удобной» адаптации, предохраняет от мнимых и реальных опасностей окружающего мира, позволяет манипулировать другими с целью получения поддержки, в которой они, по собственным предположениям, нуждаются.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Многочисленные проблемы института семьи на сегодняшний день достаточно болезненны и не случайно приковывают к себе внимание специалистов из различных областей научного знания. Так, определенный интерес к личностным и поведенческим особенностям детей и подростков из неполных семей прослеживается в работах Ю.А. Клейберга, А.В. Мудрика, Д.И. Фельдштейна и др. [10; 14; 22]. Проводятся исследования процессов социализации детей и подростков из неполных семей (В.А. Иванченко, Б.Б. Нусхаева и др.) [9; 17]. Наконец, появились исследования виктимности и виктимного поведения детей и подростков из неполных семей (О.О. Андронникова, А.В. Мудрик )[2; 15]. Однако в большинстве научных разработок социально незащищенную семью как особую категорию внутри неполной семьи не выделяют. Исключение составляют работы В.В. Бойко, К.М. Оганяна, О.И. Копытенковой, С.В. Ключникова [5; 11].

Литература
  1. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997. Электронная версия: [http://www.nlplife.ru/knigi/psyho/ponjat-prirodu-cheloveka]
  2. Андроникова О.О. Методика исследования склонности к виктимному поведению. Электронная версия: [http://spsi. narod.ru/5. htm]
  3. Бойко В.В. Оганян К.М., Копытенкова О.И. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России. СПб., 1999.
  4. Большой толковый словарь современного русского языка Д.Н.Ушакова. Электронная версия: [http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov.htm]
  5. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. М., 2009.
  6. Бурно М.Е. Сила слабых. М., 1999.
  7. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб., 2003.
  8. Знаков В.В. Методика исследования макиавеллизма личности. М., 2001.
  9. Иванченко В.А. Профилактика девиантного поведения подростков в условиях воспитания в неполной семье // Психолого-социальные технологии: теория и практика. 2010. №3.
  10. Клейберг Ю.А. Социально-психологические основы феномена беспризорности: Монография. М., 2012.
  11. Ключников C.B. Социально-незащищенные дети, их проблемы и будущее. Великий Новгород, 2002.
  12. Крепелин Э. Введение в психиатрическую клинику: 2-е изд., испр. М., 2007.
  13. Леонтьев Д.А. Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М., 2006.
  14. Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику. М., 1997.
  15. Мудрик А.В. Человек – объект, субъект и жертва социализации // Известия РАО. 2008. № 8.
  16. Мухина В.С. Возможность возникновения комплекса «жертвы» у пострадавших от аварии на ЧАЭС // Чернобыльская катастрофа: диагностика и медико-психологическая реабилитация пострадавших/ Под ред. Л.А.Пергаменщика. Минск, 1993.
  17. Нусхаева Б.Б. Неполная семья как институт социализации детей (на примере Республики Калмыкия): Дис. ... канд. социол. наук. М., 2007.
  18. Одинцова М.А. Образ мира у подростков из неполных семей // Вопросы психологии. 2011. № 2.
  19. Одинцова М.А. Радчикова Н.П. Этапы разработки опросника «Тип ролевой виктимности» // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 1.
  20. Осухова Н.Г. Личность в экстремальных условиях // Развитие личности. 2006. № 3.
  21. Россия в цифрах. 2011: Краткий статистический сборник / Росстат. M., 2011.
  22. Фельдштейн Д.И. Психологическая характеристика личности подростков-правонарушителей // Психология развивающейся личности / Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.-Воронеж, 1996.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика