Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

О методике выявления сформированности естественнонаучного мышления школьников 1636

Завалов Г.Р., психолог отдела музейных программ Государственной Третьяковской галереи, Москва, Россия, zavalov@gmail.com

Аннотация

Рассматривается созданная автором методика выявления сформированности естественнонаучного мышления школьников на предмете «Биология», содержащая три типа тестовых заданий: на обобщение по существенному признаку, на классификацию и на качественную оценку. Методика проверялась на 37 учащихся VII классов, 40 учащихся VIII классов и 30 учащихся IX классов московской гимназии №1257. Учащиеся были проверены также на умственное развитие с помощью теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Результаты описываемой в статье методики не имеют значимой корреляции с результатами теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Автором сделаны следующие выводы: созданную методику можно использовать для оперативного выявления проблем развития естественнонаучных представлений школьников; общий интеллектуальный уровень развития при существующих программах по биологии не влияет на развитие естественнонаучных представлений; современная общеобразовательная школа дает обширную базу знаний по предмету, однако не позволяет в полной мере развить естественнонаучное мышление школьников. Развитие естественнонаучного мышления требует изменений, прежде всего, в содержании соответствующих учебных предметов.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Современное образование требует от школьников умения осмысливать изучаемый материал в его сущностной основе. То есть школьники должны усваивать понятия, уметь ими оперировать, выводить из них следствия и уметь узнавать их там, где их присутствие неявно, т.е. быть компетентными. В связи с этим возникает проблема диагностики сформированности естественнонаучного мышления как психологического аналога компетентности в естественнонаучных знаниях.

Литература
  1. Берулава Г.А. Диагностика и развитие мышления подростков. Бийск, 1993.
  2. Вайзер Г.А. Активные способы работы школьников над задачами по физике // Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников: Психолого-педагогический аспект / Под ред. Е.Д. Божович. М., 1995.
  3. Гуружапов В.А. К вопросу о предметной диагностике теоретического мышления детей в развивающем обучении (система Эльконина – Давыдова) // Психологическая наука и образование. 1997. № 4.
  4. Менчинская Н.А. Психология решения арифметических задач // Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка / Под ред. Е.Д. Божович. М., 2004.
  5. Соколов В.Л. Развитие теоретического мышления младших подростков в квазииследовательской деятельности на уроках математики // Психологическая наука и образование. 2002. № 4.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика