Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7526Ключевые слова 18084 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Объективное измерение положительных эмоций у студентов как составляющая оценки безопасности образовательной среды 1018

Березина Т.Н., доктор психологических наук, профессор кафедры общей и практической психологии, Москва, Россия, tanberez@mail.ru

Аннотация

Предлагается новый методический прием для объективного измерения положительных эмоций, возникающих у студента в различных ситуациях образовательной среды. Вводится понятие «подлинные эмоции». Им обозначаются эмоции, которые вызывают изменение функционального состояния организма и влияют на отходящий от него запах. Утверждается, что эмоционально безопасная образовательная среда должна обеспечивать возникновение подлинных положительных эмоций и снижать вероятность возникновения подлинных отрицательных эмоций. Приводятся данные экспериментального исследования подлинных положительных эмоций в трех основных ситуациях жизни студента: учебные занятия (лекция), воображаемые ситуации радости (тренинги, мероприятия студенческой жизни), реальные жизненные ситуации вне стен вуза. Показано, что в 0,4–0,5 % воображаемых ситуаций, а также реальных жизненных ситуаций у студентов изменяется функциональное состояние организма, что сопровождается появлением алкоподобных веществ в выдохе. Описываются эти ситуации (пищевое удовольствие, встреча с любимым человеком, контроль боли, восприятие искусства и т.п.). Указывается, что в контрольной серии замеров, когда студенты находились в нейтральном функциональном состоянии (на лекции), алкоподобные вещества в выдохе не фиксировались.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

«Безопасность образовательной среды» – широкое понятие, потому что безопасность – одна из базовых потребностей человека, и она включает в себя множество аспектов.  Состояние эмоциональной сферы студентов  –   один из аспектов.  Безопасная образовательная среда предполагает возникновение у ее субъектов подлинных  положительных или нейтральных эмоций (в зависимости от контекста ситуации) и отсутствие  подлинных  отрицательных эмоций (таких как гнев, страх или отвращение). 

Литература
  1. Березина Т.Н. Актуализация резервных возможностей человека и подлинные эмоции// Психология и психотехника. 2009.  № 7.
  2. Березина Т.Н. Базовые эмоции и запахи: ассоциативный эксперимент// Психология и психотехника. 2009. № 1(4).
  3. Березина Т.Н. Возникновение позитивных и негативных базовых эмоций под влиянием базовых запахов // Вестник Моск. гос. гуманит. ун-та им. М.А. Шолохова. Сер. Педагогика и психология. 2011. № 3.
  4. Березина Т.Н. Запах и образ спиртного как факторы, влияющие на функциональное состояние человека // Вопросы психологии. 2009. № 4.
  5. Березина Т.Н. Реакции человека на представление образов спиртного //Психология: Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 4.
  6. Березина Т.Н., Рыбцов С.А., Хитрякова Е.И. Стресс и резервные способности человека (может ли человек «мысленно» послать сигнал об опасности) // Мир психологии. 2008. № 4.
  7. Дружинин В.Н.  Структура и логика психологического исследования. М., 1994.
  8. Практикум   по   психологии   состояний:   Учеб.   пособие / Под   ред. А.О. Прохорова. СПб., 2004.
  9. Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. М., 1998.
  10. LeDoux J. The Emotional Brain: The Mysterious Underpinnings of Emotional Life. N. Y., 1996.
  11. Villemure C., Bushnell M.C. The effects of the steroid androstadienone and pleasant odorants on the mood and pain perception of men and women// European Journal of Pain. 2007. № 11.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика