Психолого-педагогические исследования
2013. Том 5. № 1
ISSN: 2587-6139 (online)
Совершенствование психологического сопровождения сотрудников отделов охраны уголовно-исполнительной системы России
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональные требования, стресс-факторы, профессионально важные психологические качества, психодиагностическое обследование, оценки экспертами профессионально значимых качеств сотрудников, прогнозирование, пошаговый метод анализа
Рубрика издания: Психологическая безопасность
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Кокурин А.В., Овчарова Е.В. Совершенствование психологического сопровождения сотрудников отделов охраны уголовно-исполнительной системы России [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n1/59131 (дата обращения: 22.12.2024)
Полный текст
В условиях уголовно-исполнительной системы отделы охраны исправительных учреждений (ИУ) и следственных изоляторов (СИЗО) - одни из немногих подразделений, сотрудники которых постоянно несут службу с оружием. В этой связи чрезвычайно актуальным является вопрос обеспечения психологической безопасности профессиональной деятельности сотрудников в отделах охраны ИУ и СИЗО.
Предполагается, что сотрудники данных подразделений должны обладать высоким уровнем самоконтроля, эмоциональной устойчивостью, отсутствием хронической тревожности, склонности к депрессивным состояниям и паническим реакциям. В межличностных отношениях они должны избегать конфликтов, проявлять склонность к сотрудничеству, гибкость в разрешении острых служебных ситуаций. Кандидаты на службу должны уметь быстро ориентироваться в сложной и динамичной оперативной обстановке, сохранять самообладание и способность к адекватному реагированию в экстремальных ситуациях, иметь оптимальную склонность к риску, владеть приемами самообороны, уметь применять физическую силу, специальные средства и оружие.
Предложенный перечень требований способствует обоснованному подбору тестовых методик при отборе в охранные подразделения, но необходимо также выяснить, какие поведенческие качества сотрудников охраны высоко ценятся их руководителями, в наибольшей степени отвечающими за эффективную работу этой службы.
Таким образом, первое направление совершенствования психологического сопровождения сотрудников подразделений охраны ФСИН России как фактора обеспечения психологической безопасности профессиональной деятельности будет связано с прогнозированием их профессиональной успешности, основанной на экспертной оценке непосредственным начальником поведенческих (наблюдаемых) характеристик своих подчиненных [Прогнозирование профессиональной успешности, 2009]. В качестве таких характеристик экспертам было предложено оценить, прежде всего, общепрофессиональные качества сотрудников, такие как отношение к работе, межличностные отношения, умственные способности, нравственные качества, лидерские способности, характер, физическое развитие. Кроме того руководителя просили ответить, удовлетворен ли он работой сотрудника и взял бы он его с собой, если бы формировалось новое подразделение.
Опираясь на вышеуказанные допущения, был определен ряд (перечень) вероятно эффективных методик по профессиональному отбору:
• пятифакторный личностный опросник МакКрае-Коста. Информативна шкала Е (экстраверсии);
• Я-структурный опросник Г. Аммона. Информативны шкалы С (конструктивная тревога), А1 (конструктивная агрессия), а (адаптация -психопатология), в (адаптация - психическая активность);
• индивидуально-типологический опросник. Информативна шкала Con (конфликтность);
• методика «Мотивация профессиональной карьеры». Информативны шкалы: М (менеджмент), Ст (стабильность), Сл (служение), П (предпринимательство);
• методика «Оценка уровня волевого самоконтроля». Информативна шкала Н (настойчивость).
При отборе необходимо обратить внимание на выраженность значений этих шкал. Значительное отклонение результатов по большинству информативных шкал психодиагностических методик (более одного стандартного отклонения) может свидетельствовать о низком или высоком прогнозе профессиональной успешности в охранной деятельности.
Предлагаемый алгоритм действий психологов ориентирует не на выявление абстрактных профессионально важных качеств, а на более реальные характеристики, полученные в ходе регрессионного анализа при опросе непосредственных начальников, которых, прежде всего, интересуют отношение к работе, нравственные качества и умственные способности подчиненных, на определение которых и направлены предлагаемые психодиагностические методы.
Пакет перечисленных выше методик может быть использован в проводимом психологами пенитенциарных учреждений первоначальном отборе кандидатов в охранные подразделения УИС. Результаты психодиагностики помогут психологу совместно с кадровыми аппаратами принять решение о направлении кандидата для дальнейшего обследования в ЦПД и ВВК территориальных органов УИС.
В качестве второго направления совершенствования психологического сопровождения сотрудников отделов охраны ИУ и СИЗО ФСИН России как фактора обеспечения психологической безопасности профессиональной деятельности обратимся к социально-психологическим факторам, влияющим на успешность работы личного состава данных подразделений.
Какими мотивами руководствуются при выборе места службы сотрудники охраны ФСИН России? Отличается ли в психологическом плане их профессиональная деятельность от деятельности других функциональных служб УИС? Если «да», то в чем именно заключаются эти отличия?
Для ответа на эти вопросы был проведен опрос сотрудников отделов охраны ИУ и СИЗО с помощью «Опросника изучения социально-психологического климата в спецподразделениях УИС», предназначенного для выявления доминирующих мотивационных тенденций, структуры и динамики межличностных отношений, а также иных социально-психологических составляющих повседневной деятельности [Кокурин, 2008].
Полученные данные свидетельствуют о том, что сегодня руководители отделов охраны, наряду с совершенствованием стиля управления и улучшением профессионального отбора, должны наращивать усилия по реализации задач психологического и социального порядка. В их число входят: укрепление атмосферы сотрудничества, оказание адресной психологической и материальной поддержки членам коллективов, использование мобильного стиля управления, повышение размера денежного содержания сотрудников. На наш взгляд, в сфере управления служебными коллективами сотрудников органов и учреждений УИС предпочтительными являются социально-психологические подходы. С одной стороны, они базируются на собственных (компетентность руководителя) и внешних (потенциалы коллектива) ресурсах, с точки зрения ожидаемых результатов работы. С другой стороны, они опираются на гуманистические ценности (например, уважение и доверие к личности сотрудника, открытость и коллегиальность), а также дифференцированный подход к конкретным субъектам деятельности (учет профессиональных и индивидуально-психологических особенностей, условий жизни), которые будут способствовать укреплению сплоченности и повышению мотивации сотрудников.
В качестве третьего направления совершенствования психологического сопровождения сотрудников подразделений охраны УИС как фактора обеспечения психологической безопасности профессиональной деятельности может выступать применение научно обоснованного и экспериментально апробированного диагностикокоррекционного комплекса, направленного на диагностику пограничных психических состояний сотрудников данных подразделений и их краткосрочную коррекцию и состоящего из четырех э т а п о в [Овчарова, 2013].
Целью диагностического этапа являлось выявление пограничных психических состояний сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием, следующими методами:
■ стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л.Н. Собчик (2009);
■ метод конституциональной и социопсихофизиологической защиты личности (КСПФЗЛ), предложенный В.И. Серовым (2000);
■ методика «Индекс жизненного стиля (LSI)», разработанная Р.
Плутчиком, К. Келлерманом, Х. Контом (1979), адаптированная Е.С. Романовой, Л.Р. Гребенниковым (1996);
■ 4) восьмицветовый тест М. Люшера (1948).
На основе анализа полученных данных были выделены четыре группы сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием.
В группу с высоким уровнем психической адаптации вошли испытуемые с показателями в 50-55 Т-баллов по «Стандартизированному многофакторному методу исследования личности (СМИЛ)» и 0-5 баллов по шкале адаптивности. Показатели по «СМИЛ» в 50-55 Т-баллов не выявляли достаточно выраженных индивидуальноличностных свойств и были характерны для полностью сбалансированной личности [Собчик, 2000]. Кроме того, при выделении групп использовалась шкала адаптивности В.А. Дюка (1994), согласно которой высоким уровнем психической адаптации обладали лица с показателями от 0 до 5 баллов [Дюк, 1994]. У данной категории лиц отсутствовали признаки нервно-психической неустойчивости, они легко и быстро приспосабливались к новым условиям. Эту группу составили 9 % из числа мужчин и 11 % из числа женщин всего контингента обследованных.
В группу с повышенным уровнем психической адаптации вошли испытуемые с показателями по «СМИЛ» в 56-60 Т-баллов. Полученные показатели свидетельствовали о характерологических особенностях индивида. По шкале адаптивности испытуемые набирали 5-11 баллов, что свидетельствовало о повышенном уровне психической адаптации. У данной категории лиц выявлялись различные психологические дефекты, связанные с неблагополучием в семье, неблагоприятной наследственностью, ярко выраженные особенности характера, однако они всегда находили рациональные выходы из сложных ситуаций, быстро адаптировались к новым условиям среды. Эту группу составили 38 % из числа обследованных мужчин и 35 % из числа обследованных женщин.
В группу с пониженным уровнем психической адаптации вошли испытуемые с показателями в 61-70 Т-баллов по «СМИЛ», что свидетельствовало об акцентуированных чертах характера, которые временами затрудняли социально-психологическую адаптацию человека. Показатели по шкале адаптивности в 11-19 баллов указывали на пониженный уровень психической адаптации. Для лиц данной группы характерными являлись признаки нервно-психической неустойчивости, акцентуации характера, они адаптировались к одному из видов деятельности, но при этом испытывали трудности в другом. Эту группу составили 34 % из числа обследованных мужчин и 32 % из числа обследованных женщин. Данная группа испытуемых имела неблагоприятный прогноз в профессиональной деятельности и нуждалась в психологической коррекции.
В группу с низким уровнем психической адаптации вошли испытуемые с показателями по «СМИЛ» в 70 Т-баллов и более, что свидетельствовало о нарушенной адаптации и пограничном состоянии индивида. Показатели по шкале адаптивности в 20 баллов и более свидетельствовали о низком уровне психической адаптации. Лица данной группы имели высокий уровень нервно-психической неустойчивости, отличались наличием дезадаптации нервно-психической деятельности, испытывали трудности во всех видах деятельности, были склонны к асоциальным поступкам. Эту группу составили 19 % из числа обследованных мужчин и 21 % из числа обследованных женщин. Данная группа была обозначена как группа риска, представители которой находились в пограничном состоянии, имели наиболее неблагоприятный прогноз в отношении как здоровья, так и профессиональной деятельности. С респондентами данной группы выборочно проводились психокоррекционные встречи с применением методов «Краткосрочного ассоциативного эксперимента» и «Медитативного рисуночного теста».
На коррекционном этапе проводилась краткосрочная коррекция пограничных психических состояний сотрудников отделов охраны, отнесенных к группе риска, методами «Краткосрочного ассоциативного эксперимента» и «Медитативного рисуночного теста». Эффективность коррекционных встреч замерялась тестом Люшера, который проводился до, во время и после каждого сеанса. Для измерения психических состояний сотрудников отделов охраны кроме авторского интерпретационного подхода использовался расчет площадей между кривыми синего и черного цветов. Увеличение интервала между синим и черным цветами свидетельствовало о положительном эффекте от краткосрочной коррекции, к пятому, заключительному, сеансу синий цвет должен был занять первые позиции, а черный - последние. Полученные площади позволяли оценивать мониторинг психических состояний от первой до пятой встречи, а также проследить, какой коррекционный метод являлся наиболее эффективным.
На посткоррекционном этапе осуществлялась повторная диагностика психических состояний сотрудников отделов охраны, входящих в группу риска, методами «СМИЛ», «КСПФЗЛ» и «LSI». Целью этапа выступало изучение динамики пограничных психических состояний сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием.
Этап пролонгированной психологической коррекции характеризовался разработкой алгоритма самостоятельной регуляции психических состояний сотрудников отделов охраны.
Таким образом, совершенствование психологического сопровождения сотрудников отделов охраны ИУ и СИЗО как фактора обеспечения психологической безопасности профессиональной деятельности может быть связано с использованием обоснованных критериев определения психологической пригодности к охранному виду деятельности в условиях уголовно-исполнительной системы, а также с применением технологии диагностики и краткосрочной коррекции пограничных психических состояний сотрудников подразделений охраны УИС России. На основе использования «Опросника изучения социально-психологического климата в спецподразделениях УИС» практическими психологами отделов охраны ИУ и СИЗО может быть предложен комплекс мер, направленных на оптимизацию социально-психологического климата в данных подразделениях.
Литература
- Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. СПб., 1994.
- Кокурин А.В., Красов Д.А., Мокрецов А.И. Психологические факторы, способствующие повышению эффективности служебной деятельности сотрудников подразделений охраны Федеральной службы исполнения наказаний России // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2008. № 2.
- Овчарова Е.В. Психические состояния сотрудников отделов охраны уголовно-исполнительной системы, несущих службу с оружием, и их краткосрочная коррекция: Дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2013.
- Прогнозирование профессиональной успешности сотрудников подразделений охраны Федеральной службы исполнения наказаний \ Б.Г. Бовин, П.Н. Казберов, А.В. Кокурин [и др.] // Прикладная юридическая психология. 2009. № 3.
- Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности, СМИЛ. СПб., 2000.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2754
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 16
Скачиваний
Всего: 2816
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3