Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологическая помощь в кризисных ситуациях: границы профессиональной компетенции специалистов системы образования 4625

Миллер Л.В., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории, «Научно-методическое обеспечение экстренной психологической помощи» Центра экстренной психологической помощи ИЭП МГППУ, Москва, Россия, lmill@rambler.ru

Аннотация

Излагаются результаты исследовательской и практической деятельности специалистов, оказывающих психологическую помощь субъектам образовательной среды в кризисных ситуациях, а также опыт участия автора статьи в оказании экстренной психологической помощи. Подчеркивается, что эффективность психологической помощи обусловлена взаимодействием специалистов внутри как своего, так и других ведомств. Описываются границы компетенций специалистов образовательного учреждения. Особая роль при оказании психологической помощи отводится учителю (педагогу) как специалисту, находящемуся в этой системе ближе всех к ребенку и являющемуся связующим звеном между учащимися, их родителями и психологами. Высказывается мнение о необходимости использования потенциала учителей (педагогов) и своевременного оказания им информа-ционной помощи и психологической поддержки. Описывается система оказания психологической помощи в образовательном учреждении в кризисной ситуации с выделением границ компетенций специалистов в зависимости от наблюдаемых реакций на психотравмирующее событие, их интенсивности и совокупности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

По определению Всемирной организации здравоохранения, под кризисной ситуацией понимается угроза телесной целостности или жизни, перемены в семейной организации или статусе, изменение роли индивидуума в группе людей, угроза нации и культуре  [ВОЗ, 1994]. Анализируя труды в области психологии кризисов Л.С. Выготского, К.А. Абульхановой-Славской, А.А. Бакановой, Ф.Е. Василюка, А.Н. Моховикова, Л.А. Пергаменщика, Л.Б. Шнейдер, G.Jacobsоn, O. Bollnow и др., можно сделать вывод о том, что подобные кризисные ситуации зачастую вызывают изменения в системе ценностных ориентаций, жизненного смысла, а также о том, что кризис имеет трансформирующую функцию, так как он ставит человека, общество перед необходимостью поиска, обретения новых, соответствующих ситуации способов взаимодействия с социальным окружением, миром.

Литература
  1. Амбрумова А.Г., Полеев А.М. Неотложная психотерапевтическая помощь в суицидологической практике: Методические рекомендации. М., 1986.
  2. Баева И.А. Экстремальная ситуация в контексте психологии безопасности // Психология экстремальных ситуаций / Под ред. В.В. Рубцова, С.Б. Малых. М., 2007.
  3. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): Методические рекомендации для специалистов системы образования. М., 2006.
  4. Дубровина И.В. Психологическая служба образования // Психологическая служба и образование. 2001. № 2.  
  5. Миллер Л.В. Модель экстренной психологической помощи // Научно-практические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи ИЭП МГППУ: Сб. статей / Отв. ред. И.А. Баева. М., 2011.
  6. Психология экстремальных ситуаций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Т.Н. Гуренкова, И.Н. Елисеева, Т.Ю. Кузнецова и др.]: Под общ. ред. Ю.С. Шойгу. М., 2009.
  7. Рубцов В.В. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях // Вестник практической психологии образования. 2005. № 3 (4).
  8. Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника // Безопасность образовательной среды: Сб. статей : В 2 ч. Ч. I / Отв. ред. Г.М. Коджаспирова. М., 2008.
  9. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина: 2-е изд., стереотип. М., 2004.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика