Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Взаимосвязь системы ценностных ориентаций старших подростков со статусным положением в ученической группе 1473

Кутейникова В.Д., педагог- психолог, Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 405, Москва, Россия, kuteinikova.vikt@mail.ru

Аннотация

Представлены результаты исследования социально-психологических особенностей групповых и индивидуальных ценностных ориентаций старших подростков. В качестве основных рассмотрены такие критерии анализа, как содержание и направленность ценностных ориентаций, уровень ценностно-ориентационного единства ученической группы. В исследовании участвовали 86 старшеклассников – учащиеся IX–XI классов общеобразовательных школ г. Москвы. Применялся комплекс социально-психологических методик и методических приемов: социометрия, референтометрия, методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе, методика «Ценностные ориентации и направленности личности» Л.Н. Силантьевой, методика определения степени ценностно-ориентационного единства группы. Полученные результаты показывают, что в старших школьных классах существует взаимосвязь между статусом ученика в группе и системой его индивидуальных и групповых ценностных ориентаций. Наиболее значимые различия у учащихся с разным статусным положением обнаружены по содержанию и направленности ценностных ориентаций.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В современном российском обществе в настоящее время идут довольно противоречивые процессы, связанные с изменением его сущностных характеристик. Одна из отличительных особенностей этих процессов заключается в том, что в ходе их осуществляются пересмотр и переосмысление социальных ценностей. Несомненно, значимые изменения ценностей, а также распад существующих социальных групп и формирование новых во многом сказываются как на уровне общественного сознания, так и на индивидуальной системе ценностных ориентаций отдельного человека. На фоне происходящих социальных событий необходимым становится всестороннее и комплексное изучение ценностных предпочтений современного подрастающего поколения. Важность подобного рода исследований обусловлена тем, что понимание системы молодежных ценностных ориентаций и потребностей позволит разработать социально-психологические и педагогические программы социального развития юношей и девушек в условиях современной России.

Литература
  1. Волков Б.С. Психология юности и молодости. М., 2006.
  2. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии.  2000. № 4.
  3. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общие и возрастные особенности. Минск, 2000.
  4. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
  5. Кульчицкая Е. И. Положение подростка в различных коллективах и его поведение // Ребенок в системе коллективных отношений.  М., 1972.
  6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М., 1998.
  7. Сачкова М.Е. Статусные отношения в подростковых ученических группах // Вопросы психологии. 2006. № 4.
  8. Сачкова М.Е., Новожилова Н.И. Среднестатусный подросток в школьном классе и детско-юношеской организации // Вестн. Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова: Науч.-метод. журнал. 2010. № 3. Т. 16.
  9. Селиванова Н.Л. Школьный класс. М., 1988.
  10. Собкин В.С., Писарский П.С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ. Москва – Амстердам.  М., 1994.
  11. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. 1999. № 6.
Статьи по теме

Левицкая Т.Е., Тренькаева Н.А., Козлова Н.В., Богомаз С.А., Цехмейструк Е.А.

Безопасность в структуре ценностей молодежи, проживающей в городской среде

CrossRef doi:10.17759/psylaw.2018080403

 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика