Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Социально-психологические аспекты развития творческих способностей человека в процессе образования 1342

Красило Т.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии развития, факультет социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, t-krassilo@rambler.ru

Аннотация

Влияние социума на развитие творческих способностей человека противоречиво. Социальный опыт закладывает основу творческой деятельности в процессе развития воображения и формирования интересов, потребностей, мотивов и позитивного отношения к окружающей действительности, и это приводит к выводу о невозможности развития творческой личности в условиях «свободного» воспитания. Однако сам социальный опыт нередко порождает внутренние ограничения творческих идей – становится источником возведения барьеров творчеству. Способом разрешения данного противоречия, утверждается в статье, может стать рассмотрение в качестве «ограничителя» творческой деятельности не самих социальных знаний, а отношения к ним как к непререкаемому абсолютному правилу, требующему обязательности соблюдения. Этот подход позволяет искать возможные пути развития творческих способностей человека через формирование в ходе образовательного процесса отношения к осваиваемому социальному опыту как к развивающейся, изменчивой системе.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблеме творческих способностей человека и их развитию посвящено большое количество научных работ. Среди основных исследований можно выделить работы
Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.А. Матюшкина, Т.В. Кудрявцева, Д.Б. Богоявленской, Я.А. Пономарева, А.А. Мелика-Пашаева, К. Роджерса, Я.Л. Морено, П. Торренса, Э. Фромма,
А.Г. Маслоу и др.

Литература
  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  4. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.
  5. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. 1997. № 1.
  6. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Ч. 1. Живое знание.  Самара, 1998.               
  7. Зинченко В.П. Психологические аспекты влияния искусства на человека // Культурно-историческая психология. 2006. № 4.
  8. Красило Т.А. Взаимосвязь уровня креативности человека и его отношения к продуктам творческой деятельности // Психологическая наука и образование. 2005. № 3.
  9. Красило Т.А. К проблеме критериев творческой деятельности // Актуальные проблемы психологического знания. М., 2010. № 3.
  10. Кудрявцев В.Т. Свобода учиться: Роджерс идет навстречу Давыдову…// Психологическая наука и образование. 2010. № 4.
  11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики: 4-е изд. М., 1981.
  12. Линдсей Г.,  Халл К.С., Томпсон Р.Ф. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания / Отв. ред. В.В. Петухов; ред.-сост. Ю.Б. Дормашев, С.А.Капустин. М., 1998.
  13. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.
  14. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы  психологии. 1989. № 6.
  15. Мелик-Пашаев А.А. Память художника // Культурно-историческая психология. 2006. № 4.
  16. Морено Я. Психодрама. М., 2001
  17. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.,1995.
  18. Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976.
  19. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
  20. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М., 2002.
  21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.2. М., 1989.
  22. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.
  23. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика