Интернет как ресурс для решения задач подросткового возраста: обзор психологических исследований 1576
Жилинская А.В., кандидат психологических наук, психолог, Университетская гимназия, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова , Москва, Россия, alisez@yandex.ru
Проанализированы психологические исследования, позволяющие рассмотреть Интернет как ресурс для решения задач подросткового возраста. Исходя из понимания самосознания как центрального новообразования подросткового возраста, сформулирован набор задач подросткового возраста. Показано, что для успешного решения подростками в Интернете задач возраста должны быть сконструированы ориентированные на это среды. Интернет как среда социализации подростка характеризуется большой степенью разнородности и неуправляемости. Поведение подростков в Интернете зависит от социального и культурного контекста, в котором они живут. Появление Интернета предъявляет новые требования к медиа- компетентности подростка и его окружения. Подростки сталкиваются в Интернете с разнообразными рисками. Важнейшим ресурсом для благополучного развития подростка является наличие человека, которому он доверяет, с которым он может посоветоваться в сложных ситуациях. Перспектива исследования связана с созданием Интернет-ресурсов, способствующих решению подростками возрастных задач, а также с картированием Интернета с точки зрения его развивающего потенциала.
Интернет стал неотъемлемой частью социальной ситуации развития подростков.
Опрос Фонда развития Интернета, проведенный в Москве, показал, что не
пользуются Интернетом около 1–2 % опрошенных школьников [15]. Аналогичный опрос
был проведен в разных населенных пунктах России. Он показал, что каждый восьмой
российский подросток (в возрасте 14–17 лет) отвечает, что он «живет в
Интернете». Авторы исследования отмечают, что по данным ВЦИОМ и ФОМ только
треть взрослого населения России пользуется Интернетом, в то время как из
опрошенных ими подростков Интернетом пользуются 90 % [16]. В данной статье мы
затронем вопросы, связанные с Интернетом как ресурсом для решения задач
подросткового возраста.
Литература
Божович Л.И. Проблемы формирования личности/ Под ред.
Д.И. Фельдштейна; вступ. статья Д.И. Фельдштейна: 2-е изд. М.: Изд-во
«Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
Войскунский А.Е. Психология и Интернет. М.: Акрополь, 2010. 439
c.
Выготский Л.С. Педология подростка // Л.С. Выготский.
Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.:
Педагогика, 1984. C. 5–242.
Глазунова О.И. Психологические условия и механизмы
формирования способности самоопределения у старшеклассников: Дис. … канд.
психол. наук. М., 2002. 172 с.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР,
1996. 544 с.
Емелин В.А., Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И. Психологические факторы
развития и хронификации технологических зависимостей [Электронный ресурс] //
Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 1. URL:
http://www.psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2013_1_3262.pdf
(дата обращения: 17.10.2013).
Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития /
Под ред. А.Е. Войскунского. М.: Акрополь, 2009. 279 с.
Коваль Т.В. Особенности межличностных взаимодействий у подростков,
склонных и не склонных к развитию компьютерной зависимости [Электронный ресурс]
// Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. № 4. URL:
http://www.psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2012_4_3120.pdf
(дата обращения: 17.10.2013).
Кондрашкин А.В., Кириллова Т.О. Социальная ситуация развития
современного подростка в контексте модели социально-психологической помощи в
восстановительном подходе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и
образование PSYEDU.ru. 2012. № 4. URL:
http://www.psyedu.ru/jornal/2012/4/2415.phtml (дата обращения:
17.10.2013).
Лебедев П. Школьники среди пользователей Интернета:
сравнительный социологический анализ [Электронный ресурс] // Дети в
информационном обществе. Моя безопасная сеть: Интернет глазами детей и
подростков. 2009. Вып.1. URL:
http://www.fid.su/upload/journal-1.pdf
(дата обращения: 17.10.2013).
Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. М.:
Педагогическое общество России, 2001. 442 с.
Солдатова Г., Чекалина А. Интернет глазами детей и подростков
мегаполиса [Электронный ресурс] // Дети в информационном обществе. Моя
безопасная Сеть: Интернет глазами детей и подростков. 2009. Вып. 1. URL:
http://detionline.com/assets/files/journal/1/city-children-in-internet_1.pdf
(дата обращения: 17.10.2013).
Солдатова Г., Кропалева Е. Территория свободы. Особенности
российских школьников как пользователей Интернета [Электронный ресурс] // Дети
в информационном обществе. 2009. Вып. 2. URL:
http://detionline.com/assets/files/journal/2/research1_2.pdf
(дата обращения: 17.10.2013).
Хломов К.Д., Москвичев В.В. Восстановительный подход –
инструмент организации помощи подросткам, находящимся в
социально-дезадаптирующей ситуации // На пороге взросления: Сборник тезисов
участников Третьей Всероссийской научно-практической конференции по психологии
развития. М.: МГППУ, 2011. C. 227–228.
Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для
подростков и их педагогов: Пособие для учителей. М., Рига: Эксперимент, 1995.
239с.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.:
Педагогика, 1989. 560 с.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с
англ.; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. М.: Изд. группа «Прогресс», 1996. 344
с.
Amichai-Hamburger Y., Furnham A. The Positive Net // Computers
in Human Behavior. 2007. № 23. P. 1033–1045.
Dolev-Cohen M., Barak A. Adolescents’ use of Instant Messaging
as a means of emotional relief // Computers in Human Behavior. 2013. № 29. P.
58–63.
FiratSipal R., Karakaya Y., Hergul N. I am online: What
adolescents think about internet and internet use // Procedia – Social and
Behavioral Sciences. 2011. № 30. P. 2420–2426.
Greenfield P.M. Developmental considerations for determining
appropriate Internet use guidelines for children and adolescents // Applied
Developmental Psychology. 2004. № 25. P. 751–762.
Greenfield P.M., Subrahmanyam K. Online discourse in a teen
chatroom: New codes and new modes of coherence in a visual medium // Applied
Developmental Psychology. 2003. № 24. P. 713–738.
Gross E.F. Adolescent Internet use: What we expect, what teens
report // Applied Developmental Psychology. 2004. № 25. P. 633–649.
Hernández-Serrano M.J., González-Sánchez M., Muñoz-Rodríguez
J. Designing learning environments improving social interactions: essential
variables for a virtual training space // Procedia – Social and Behavioral
Sciences. 2009. № 1. P. 2411–2415.
Knowing when not to use the Internet: Shyness and adolescents’
on-line and off-line interactions with friends / Laghi F., Schneider B.H.,
Vitoroulis I. at al.// Computers in Human Behavior. 2013. № 29. P. 51–57.
Livingstone S. Strategies of parental regulation in the
media-rich home// Computers in Human Behavior. 2007. № 23. P. 920–941.
Manago, A.M. Self-presentation and gender on My Space/ Manago
A.M., Graham M.B., Greenfield P.M., Salimkhan G.
// Journal of Applied Developmental Psychology. 2008. № 29. P.
446–458.
Mesch G.S. Social context and communication channels choice
among adolescents // Computers in Human Behavior. 2009. № 25. P. 244–251.
Oprea C., Stan A. Adolescents perceptions of online communication //
Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2012. № 46. P. 4089–4091.
Pierce T. Social anxiety and technology: Face-to-face
communication versus technological communication among teens // Computers in
Human Behavior. 2009. № 25. P. 1367–1372.
Suzuki L.K., Calzo J.P. The search for peer advice in
cyberspace: An examination of online teen bulletin boards about health and
sexuality// Applied Developmental Psychology. 2004. № 25. P. 685–698.
Tynesa B., Reynolds L., Greenfield P.M. Adolescence, race, and
ethnicity on the Internet: A comparison of discourse in monitored vs.
unmonitored chat rooms // Applied Developmental Psychology. 2004. № 25. P.
667–684.
Voiskounsky A.E. (2010). Internet Addiction in the Context of Positive
Psychology. Psychology in Russia: State of the Art, 3, 541-549.
Wolak J., Mitchell K.J., Finkelhor D. Escaping or connecting?
Characteristics of youth who form close online relationships // Journal of
Adolescence. 2003. № 26. P. 105–119.