Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Интернет как ресурс для решения задач подросткового возраста: обзор психологических исследований 1501

Жилинская А.В., кандидат психологических наук, психолог, Университетская гимназия, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова , Москва, Россия, alisez@yandex.ru

Аннотация

Проанализированы психологические исследования, позволяющие рассмотреть Интернет как ресурс для решения задач подросткового возраста. Исходя из понимания самосознания как центрального новообразования подросткового возраста, сформулирован набор задач подросткового возраста. Показано, что для успешного решения подростками в Интернете задач возраста должны быть сконструированы ориентированные на это среды. Интернет как среда социализации подростка характеризуется большой степенью разнородности и неуправляемости. Поведение подростков в Интернете зависит от социального и культурного контекста, в котором они живут. Появление Интернета предъявляет новые требования к медиа- компетентности подростка и его окружения. Подростки сталкиваются в Интернете с разнообразными рисками. Важнейшим ресурсом для благополучного развития подростка является наличие человека, которому он доверяет, с которым он может посоветоваться в сложных ситуациях. Перспектива исследования связана с созданием Интернет-ресурсов, способствующих решению подростками возрастных задач, а также с картированием Интернета с точки зрения его развивающего потенциала.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Интернет стал неотъемлемой частью социальной ситуации развития подростков. Опрос Фонда развития Интернета, проведенный в Москве, показал, что не пользуются Интернетом около 1–2 % опрошенных школьников [15]. Аналогичный опрос был проведен в разных населенных пунктах России. Он показал, что каждый восьмой российский подросток (в возрасте 14–17 лет) отвечает, что он «живет в Интернете». Авторы исследования отмечают, что по данным ВЦИОМ и ФОМ только треть взрослого населения России пользуется Интернетом, в то время как из опрошенных ими подростков Интернетом пользуются 90 % [16]. В данной статье мы затронем вопросы, связанные с Интернетом как ресурсом для решения задач подросткового возраста.

Литература
  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности/ Под ред. Д.И. Фельдштейна; вступ. статья Д.И. Фельдштейна: 2-е изд. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
  2. Войскунский А.Е. Психология и Интернет. М.: Акрополь, 2010. 439 c.
  3. Выготский Л.С. Педология подростка // Л.С. Выготский. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. C. 5–242.
  4. Глазунова О.И. Психологические условия и механизмы формирования способности самоопределения у старшеклассников: Дис. … канд. психол. наук. М., 2002. 172 с.
  5. Годовой отчет Лиги безопасного Интернета [Электронный ресурс]. 2012. URL: http://www.friendlyrunet.ru/files/311/LBI_OTCHET.pdf (дата обращения: 17.10.2013).
  6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
  7. Емелин В.А., Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И. Психологические факторы развития и хронификации технологических зависимостей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 1. URL: http://www.psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2013_1_3262.pdf (дата обращения: 17.10.2013).
  8. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Под ред. А.Е. Войскунского. М.: Акрополь, 2009. 279 с.
  9. Коваль Т.В. Особенности межличностных взаимодействий у подростков, склонных и не склонных к развитию компьютерной зависимости [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. № 4. URL: http://www.psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2012_4_3120.pdf (дата обращения: 17.10.2013).
  10.  Кондрашкин А.В. Интернет в развитии современных подростков [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 2. URL: http://www.psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2013_2_3309.pdf (дата обращения: 17.10.2013).
  11.  Кондрашкин А.В., Кириллова Т.О. Социальная ситуация развития современного подростка в контексте модели социально-психологической помощи в восстановительном подходе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. № 4. URL: http://www.psyedu.ru/jornal/2012/4/2415.phtml (дата обращения: 17.10.2013).
  12.  Лебедев П. Школьники среди пользователей Интернета: сравнительный социологический анализ [Электронный ресурс] // Дети в информационном обществе. Моя безопасная сеть: Интернет глазами детей и подростков. 2009. Вып.1. URL: http://www.fid.su/upload/journal-1.pdf (дата обращения: 17.10.2013).
  13.  Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. М.: Педагогическое общество России, 2001. 442 с.
  14.  Солдатова Г., Рассказова Е., Лебешева М. Жестокий опыт [Электронный ресурс] // Дети в информационном обществе. 2012. №12. URL: http://detionline.com/assets/files/journal/12/issl12.pdf (дата обращения: 17.10.2013).
  15.  Солдатова Г., Чекалина А. Интернет глазами детей и подростков мегаполиса [Электронный ресурс] // Дети в информационном обществе. Моя безопасная Сеть: Интернет глазами детей и подростков. 2009. Вып. 1. URL: http://detionline.com/assets/files/journal/1/city-children-in-internet_1.pdf (дата обращения: 17.10.2013).
  16.  Солдатова Г., Кропалева Е. Территория свободы. Особенности российских школьников как пользователей Интернета [Электронный ресурс] // Дети в информационном обществе. 2009. Вып. 2. URL: http://detionline.com/assets/files/journal/2/research1_2.pdf (дата обращения: 17.10.2013).
  17.  Хломов К.Д., Москвичев В.В. Восстановительный подход – инструмент организации помощи подросткам, находящимся в социально-дезадаптирующей ситуации // На пороге взросления: Сборник тезисов участников Третьей Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. М.: МГППУ, 2011. C. 227–228.
  18.  Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов: Пособие для учителей. М., Рига: Эксперимент, 1995. 239с.
  19.  Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  20.  Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. М.: Изд. группа «Прогресс», 1996. 344 с.
  21.  Amichai-Hamburger Y., Furnham A. The Positive Net // Computers in Human Behavior. 2007. № 23. P. 1033–1045.
  22.  Dolev-Cohen M., Barak A. Adolescents’ use of Instant Messaging as a means of emotional relief // Computers in Human Behavior. 2013. № 29. P. 58–63.
  23.  FiratSipal R., Karakaya Y., Hergul N. I am online: What adolescents think about internet and internet use // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2011. № 30. P. 2420–2426.
  24.  Greenfield P.M. Developmental considerations for determining appropriate Internet use guidelines for children and adolescents // Applied Developmental Psychology. 2004. № 25. P. 751–762.
  25.  Greenfield P.M., Subrahmanyam K. Online discourse in a teen chatroom: New codes and new modes of coherence in a visual medium // Applied Developmental Psychology. 2003. № 24. P. 713–738.
  26.  Gross E.F. Adolescent Internet use: What we expect, what teens report // Applied Developmental Psychology. 2004. № 25. P. 633–649.
  27.  Hernández-Serrano M.J., González-Sánchez M., Muñoz-Rodríguez J. Designing learning environments improving social interactions: essential variables for a virtual training space // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2009. № 1. P. 2411–2415.
  28.  Knowing when not to use the Internet: Shyness and adolescents’ on-line and off-line interactions with friends / Laghi F., Schneider B.H., Vitoroulis I. at al.// Computers in Human Behavior. 2013. № 29. P. 51–57.
  29.  Livingstone S. Strategies of parental regulation in the media-rich home// Computers in Human Behavior. 2007. № 23. P. 920–941.
  30.  Manago, A.M. Self-presentation and gender on My Space/ Manago A.M., Graham M.B., Greenfield P.M., Salimkhan G.
     // Journal of Applied Developmental Psychology. 2008. № 29. P. 446–458.
  31.  Mesch G.S. Social context and communication channels choice among adolescents // Computers in Human Behavior. 2009. № 25. P. 244–251.
  32. Oprea C., Stan A. Adolescents perceptions of online communication // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2012. № 46. P. 4089–4091.
  33.  Pierce T. Social anxiety and technology: Face-to-face communication versus technological communication among teens // Computers in Human Behavior. 2009. № 25. P. 1367–1372.
  34.  Suzuki L.K., Calzo J.P. The search for peer advice in cyberspace: An examination of online teen bulletin boards about health and sexuality// Applied Developmental Psychology. 2004. № 25. P. 685–698.
  35.  Tynesa B., Reynolds L., Greenfield P.M. Adolescence, race, and ethnicity on the Internet: A comparison of discourse in monitored vs. unmonitored chat rooms // Applied Developmental Psychology. 2004. № 25. P. 667–684.
  36. Voiskounsky A.E. (2010). Internet Addiction in the Context of Positive Psychology. Psychology in Russia: State of the Art, 3, 541-549.
  37.  Wolak J., Mitchell K.J., Finkelhor D. Escaping or connecting? Characteristics of youth who form close online relationships // Journal of Adolescence. 2003. № 26. P. 105–119.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика