Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Экстремизм в молодежной среде и его профилактика в образовательной организации (по результатам экспертного опроса) 1333

Кирсанов А.И., доктор политических наук, директор института «Иностранные языки, современные коммуникации и управление», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
Давыдов Д.Г., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Межведомственного ресурсного центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды, ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет», Москва, Россия, ddavydov@hotmail.co.uk
Завальский А.В., заведующий сектором информационно-методического обеспечения и просвещения, Межведомственного ресурсного центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды, ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет», Москва, Россия, zavalsky1@yandex.ru
Скрибцова Н.А., психолог, Межведомственного ресурсного центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды, ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет», Москва, Россия, synergy13@mail.ru

Аннотация

Описаны результаты опроса 50 экспертов – представителей образовательных организаций города Москвы, окружных органов управления образованием и сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних. Отмечается, что в поле зрения исследователей редко попадает мнение самих субъектов профилактической работы. Экспертный опрос позволил уточнить состояние и поведенческие проявления современного молодежного экстремизма, ранжировать его психологические причины, обобщить имеющиеся методы и формы профилактики. Показаны основные экстремистские идеи, которые распространены в молодежной среде, и особенности речи экстремистов. В ходе исследования раскрыто понимание субъектами профилактической работы содержания самого понятия «экстремизм», целей и механизмов профилактики, показаны типичные затруднения в этой работе. Результаты исследования могут быть использованы для поиска новых, более эффективных форм профилактики и совершенствования организации профилактической работы в целом.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Начиная с 1960-х гг. молодежный экстремизм относится к числу проблем, актуальных для всех стран мира. В конце 1990-х гг. экстремистское насилие захлестнуло и нашу страну. Сегодня усилиями правоохранительных органов молодежный экстремизм придавлен, заметён, как мусор, под ковер, но он еще ждет случая, чтобы поднять голову. Наглядное свидетельство этому­ – события на Манежной площади в декабре 2010 г. и недавние беспорядки в московском районе Бирюлево. Поскольку среди лиц с экстремистским поведением преобладают молодые люди в возрасте до 30 лет [2], естественное и наиболее действенное поле профилактики для этой возрастной группы – образовательная среда.

Литература
  1. Беликов С. Антифа. Молодежный экстремизм в России. М.: Алгоритм, 2012. 256 с.
  2. Гречкина Е.Н. Молодежный политический экстремизм в условиях российской действительности: Дис. ... канд. полит. наук. Ставрополь, 2006. 174 с.
  3. Гурина О.Д., Дозорцева Е.Г. Ксенофобия и молодежный экстремизм: истоки и взаимосвязи [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. № 2. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53445.shtml (дата обращения: 22.09.2013).
  4. Давыдов Д.Г. Причины молодежного экстремизма и его профилактика в образовательной среде // Социология образования. 2013. № 10. C. 4–18.
  5. Дворянчиков, Н.В. Ценностные ориентации правых экстремистов/Дворянчиков Н.В., Ениколопов С.Н., Сокольская М.Д., Фурсова И.А. // Психологическая наука и образование. 2010. № 5. C. 92–103.
  6. Зинченко Ю.П., Шайгерова Л.А., Шилко Р.С. Психологическая безопасность личности и общества в современном информационном пространстве // Национальный психологический журнал. – 2011. – № 2(6). – С. 48-59.
  7. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежный экстремизм: сущность и особенности проявления // Социологические исследования. 2008. № 5. С. 37–47.
  8. Корнилова О.А. Исследование феноменов маргинальности и экстремизма в молодежной среде // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. T. 65. № 1. C. 126–128.
  9. Краткий курс НБП. 2006 [Электронный ресурс] // URL: http://limonka.nbp-info.ru/print_1226837610.html (дата обращения: 27.05.2013).
  10. Arnold R. Visions of hate explaining neo-nazi violence in the Russian Federation// Problems of Post-Communism. 2010. T. 57. № 2. P. 37–49.
  11. Worger P.A mad crowd: Skinhead youth and the rise of nationalism in post-communist Russia // Communist and Post-Communist Studies. 2012. T. 45. № 3–4.P. 269–278.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика