Феноменология и динамика развития внутренней позиции современных младших школьников

2113

Аннотация

Представлены история введения в психологию понятия «внутренняя позиция» и те методологические задачи, для решения которых оно было предложено. Дано определение внутренней позиции как целостной динамической системы мотивационно-смысловой и волевой регуляции жизнедеятельности человека, определяющей выбор деятельности в ситуациях смысловой неопределенности и борьбы мотивов. Проанализированы современные исследования внутренней позиции школьников, ее особенности у современных детей, ее динамика у младших школьников. Показано значение групповых занятий, направленных на формирование личностной готовности к школе, для развития внутренней позиции школьника. Описана методика диагностики внутренней позиции школьника для изучения внутренней позиции у второклассников, приведены данные о валидизации методики. Рассмотрены результаты исследований психологических функций внутренней позиции и динамики ее развития у современных младших школьников, проведенных под руководством автора. Описаны варианты внутренней позиции у младших школьников при переходе в среднюю школу. Приведены динамика развития внутренней позиции и ее содержательные изменения на протяжении младшего школьного возраста.

Общая информация

Ключевые слова: внутренняя позиция, младшие школьники, формирование, динамика развития, методика диагностики, варианты развития

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060204

Для цитаты: Лубовский Д.В. Феноменология и динамика развития внутренней позиции современных младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 2. С. 50–67. DOI: 10.17759/psyedu.2014060204

Фрагмент статьи

Понятие внутренней позиции школьника, которое уже давно применяется как характеристика личностной готовности ребенка к школе, вошло в документы современного Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального образования. Сформированная внутренняя позиция школьника включена в число личностных образовательных результатов. В связи с этим возрастает актуальность исследований развития внутренней позиции (далее – ВП) в младшем школьном возрасте и разработки методик для диагностики ее развития в начальной школе. Для решения этой задачи необходим теоретический анализ понятия «внутренняя позиция».

Литература

  1. Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема // Известия АПН РСФСР. 1951. Вып. 36. С. 3–28.
  2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе (II) // Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. С. 345–357.
  3. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 376–385.
  4. Гринева М.С. Внутренняя позиция школьника современного первоклассника (в условиях мегаполиса): Автореф. дис. …канд. психол. наук. М., 2011. 24 с.
  5. Гуткина Н.И. Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах современной начальной школы (лонгитюдинальное исследование) //Культурно-историческая психология. 2007. № 2. С. 62–74.
  6. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3–4 . С. 14–19.
  7.  Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики: Монография. М.: Педагогика, 1991. 232 с.
  8. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2005. 320 с.
  9. Комарова Ю.В. Взаимосвязь внутренней позиции школьника и его успеваемости в течение первых двух лет обучения в школе //Молодые ученые – нашей новой школе: Материалы XI Межвузовской научно-практической конференции с международным участием/ Редколл. В.В. Рубцов, А.А. Марголис, Ю.М. Забродин [и др.]. М.: МГППУ, 2012. С. 39–41.
  10. Лубовский Д.В. Понятие внутренней позиции: культурно-историческая перспектива изучения личности школьника // Культурно-историческая психология. 2008. № 1. С. 2–8.
  11. Лукина В.С. Развитие внутренней позиции профессионала в ходе профессионального обучения в раннем юношеском возрасте (на примере музыкального образования): Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2004. 20 с.
  12. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. М.: Фолиум,1999. 32 с.
  13. Мальчинский Ф.В. Личностно-значимые ориентиры внутренней позиции личности курсанта: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2010. 24 с.
  14. Назаренко В.В. Развитие мотивационной сферы детей 5–7 лет: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., МГППУ, 2008. 24 с.
  15. Нежнова Т.А. «Внутренняя позиция школьника» – понятие и проблема // Формирование личности в онтогенезе: Сб. науч. трудов/ Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Изд-во АПН СССР, 1991. С. 50–61.
  16. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2010. 191 с.
  17. Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития: Дис. … д-ра психол. наук. М., 1999. 304 с.
  18. Соколова Е.Т., Чеснова И.Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей//Вопросы психологии. 1986. № 2. С. 110–117.
  19. Спиваковская А.С. Как быть родителями. М.: Педагогика, 1986. 160 с.
  20. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989. 160 с.

Информация об авторах

Лубовский Дмитрий Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7392-4667, e-mail: lubovsky@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4113
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 2113
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 12