Психолого-педагогические исследования
2014. Том 6. № 2. С. 50–67
doi:10.17759/psyedu.2014060204
ISSN: 2587-6139 (online)
Феноменология и динамика развития внутренней позиции современных младших школьников
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: внутренняя позиция, младшие школьники, формирование, динамика развития, методика диагностики, варианты развития
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060204
Для цитаты: Лубовский Д.В. Феноменология и динамика развития внутренней позиции современных младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 2. С. 50–67. DOI: 10.17759/psyedu.2014060204
Фрагмент статьи
Понятие внутренней позиции школьника, которое уже давно применяется как характеристика личностной готовности ребенка к школе, вошло в документы современного Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального образования. Сформированная внутренняя позиция школьника включена в число личностных образовательных результатов. В связи с этим возрастает актуальность исследований развития внутренней позиции (далее – ВП) в младшем школьном возрасте и разработки методик для диагностики ее развития в начальной школе. Для решения этой задачи необходим теоретический анализ понятия «внутренняя позиция».
Литература
- Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема // Известия АПН РСФСР. 1951. Вып. 36. С. 3–28.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе (II) // Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. С. 345–357.
- Выготский Л.С. Кризис семи лет // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 376–385.
- Гринева М.С. Внутренняя позиция школьника современного первоклассника (в условиях мегаполиса): Автореф. дис. …канд. психол. наук. М., 2011. 24 с.
- Гуткина Н.И. Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах современной начальной школы (лонгитюдинальное исследование) //Культурно-историческая психология. 2007. № 2. С. 62–74.
- Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3–4 . С. 14–19.
- Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики: Монография. М.: Педагогика, 1991. 232 с.
- Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2005. 320 с.
- Комарова Ю.В. Взаимосвязь внутренней позиции школьника и его успеваемости в течение первых двух лет обучения в школе //Молодые ученые – нашей новой школе: Материалы XI Межвузовской научно-практической конференции с международным участием/ Редколл. В.В. Рубцов, А.А. Марголис, Ю.М. Забродин [и др.]. М.: МГППУ, 2012. С. 39–41.
- Лубовский Д.В. Понятие внутренней позиции: культурно-историческая перспектива изучения личности школьника // Культурно-историческая психология. 2008. № 1. С. 2–8.
- Лукина В.С. Развитие внутренней позиции профессионала в ходе профессионального обучения в раннем юношеском возрасте (на примере музыкального образования): Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2004. 20 с.
- Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. М.: Фолиум,1999. 32 с.
- Мальчинский Ф.В. Личностно-значимые ориентиры внутренней позиции личности курсанта: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2010. 24 с.
- Назаренко В.В. Развитие мотивационной сферы детей 5–7 лет: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., МГППУ, 2008. 24 с.
- Нежнова Т.А. «Внутренняя позиция школьника» – понятие и проблема // Формирование личности в онтогенезе: Сб. науч. трудов/ Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Изд-во АПН СССР, 1991. С. 50–61.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2010. 191 с.
- Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития: Дис. … д-ра психол. наук. М., 1999. 304 с.
- Соколова Е.Т., Чеснова И.Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей//Вопросы психологии. 1986. № 2. С. 110–117.
- Спиваковская А.С. Как быть родителями. М.: Педагогика, 1986. 160 с.
- Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989. 160 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4113
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 2113
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 12