Площадка приключений как пример реализации права ребенка на игру

1303

Аннотация

Рассмотрены история создания, устройство, психологические основания Площадок приключений (Adventure Playground), появившихся и получивших широкое распространение в Европе во второй половине XX в. Площадки приключений – один из примеров реализации прав ребенка, закрепленных в Конвенции о правах ребенка, прежде всего в статье 31. Площадки приключений создавались специалистами, родителями, педагогами, разделяющими идеи гражданского общества и ищущими новые пути поддержки инициативности, самостоятельности детей и подростков. На Площадке приключений современные городские дети и подростки имеют возможность реализовывать свои замыслы, опробовать и исследовать свои возможности в совместной со сверстниками продуктивной деятельности. В данной статье Площадки приключений рассматриваются как один из способов расширения публичного городского пространства для игры и общения. Площадка приключений выполняет функции социально-психолого-педагогического центра и обладает большим потенциалом для всех возрастных групп. Приводятся конкретные примеры структуры и деятельности Площадок приключений, существующих в Великобритании и Германии. Отдельно обсуждается вопрос о подготовке специалистов, работающих на этих площадках (playworker).

Общая информация

Ключевые слова: ребенок, деятельность , игра, права ребенка, Площадка приключений

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060207

Для цитаты: Котляр И.А., Соколова М.В. Площадка приключений как пример реализации права ребенка на игру [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 2. С. 81–90. DOI: 10.17759/psyedu.2014060207

Фрагмент статьи

Социологи, психологи, специалисты по градостроительству отмечают, что современные города «не дружественны к детям»: основное пространство города занято зданиями, дорогами, торговыми, производственными территориями и т. п., а свободные безопасные пространства для детей ограничены, возможный репертуар активностей на них невелик [2].

Литература

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62–76.
  2. Гейл Я. Города для людей: Пер. с англ. M.: Альпина Паблишер, 2012. 276 с.
  3. Корепанова И.А. Игра как предмет исследования в российской культурно-исторической школе в психологии [Электронный ресурс]// Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. № 4. UPL: http://www.psyanima.ru/journal/2012/4/2012n4a1/2012n4a1.pdf (дата обращения: 16.08.2013).
  4. Кравцова Е.Е. Игра как средство самореализации и самоконструирования // Журнал практического психолога. 2005. № 6. С. 61–65. 
  5. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 374 с. 
  6. Поливанова К.Н. К проблеме ведущей деятельности в подросничестве // Психологическая наука и образование. 1998. № 3. С. 13–18.
  7. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Право на игру: новый комментарий к статье 31 конвенции о правах ребенка// Психологическая наука и образование. 2013. № 1. С. 5–10.
  8. Смирнова Е.О., Соколова М.В., Шеина Е.Г. Подходы к пониманию игры в современной западной психологии [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2012. № 1. URL: https://psyjournals.ru/jmfp (дата обращения: 16.08.2013).
  9. Эльконин Б.Д. Проба как конструкт образовательной системы // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы IX научно-практической конференции (г. Красноярск, 25—27 апреля 2002 г.). Красноярск: КГУ, 2003. С. 122–132.
  10. Эльконин Д.Б. Психология игры. М:. Педагогика, 1976. 304 с.
  11. Abenteuer-, Bau- und Aktivspielplätze in Nordrhein-Westfalen/ Kapinis E., Langner A., Polke W., Rittberger M., Röttcher R., Strötzer K., Wagner J., Wenz W. NRW. 1976. 198 с.
  12. Abenteuer-Spiel-Platz Neuhausen (ASP) [Электронный ресурс]// URL: http://www.asp-neuhausen.de/ (дата обращения: 19.08.2013).
  13. Baig-Schneider R. Die moderne Erlebnispädagogik. Geschichten, Merkmale und Methodik eines pädagogischen Gegenkonzepts. Ziel: Augsburg. 2012. 246 s.
  14. Design for Play: A Guide to Creating Successful Play Spaces/ Shackell A., Butler N., Doyl P., Ball D. L.: Play England, 2008. 287 p.
  15. Hughes B. A Playworker's Taxonomy of Play Types. L.: Playlink, 2002. 223 p.
  16. The First Claim…a Framework for Playwork Quality Assessment. Play Wales. Cardiff: Baltic House, 2008. 198 p.

Информация об авторах

Котляр Инна Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Международный университет природы, общества и человека "Дубна", Центр прикладных психолого-педагогических исследований Московского государственного психолого-педагогического университета, Дубна, Россия, e-mail: iakorepanova@gmail.com

Соколова Мария Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра дошкольной психологии, старший научный сотрудник, Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, ФГБОУ ВО МГППУ, методист, Центр игры и игрушки ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: sokolovamw@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3790
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1303
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3