Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8060Ключевые слова 19701 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Диагностика уровня развития теоретического способа мышления у интеллектуально одаренных младших школьников 1490

Ермаков С.С., кандидат психологических наук, доцент, кафедра прикладной математики факультета Информационные технологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ermakovss@mgppu.ru

Аннотация

Описываются особенности развития теоретического способа мышления у учеников начальных классов и его связь с интеллектуальными способностями у одаренных детей в начальной школе (I–IV классы). Анализируются соотношения развития теоретического мышления и общих интеллектуальных способностей у одаренных младших школьников (ученики московской гимназии № 1514) и у учеников обычной средней школы. На основании проведенного исследования получено представление о том, в какой степени развитие теоретического уровня мышления у учеников начальных классов может являться показателем их общих интеллектуальных способностей – как текущих, так и потенциальных. Автор высказывает предположение, что результат решения задач на теоретическое мышление напрямую связан с уровнем развития интеллекта именно у одаренных учеников. Методики диагностики теоретического способа мышления могут быть использованы для выявления в начальных классах учеников с высоким уровнем развития интеллекта и для осуществления примерного прогноза относительно дальнейшего развития их интеллектуальных способностей.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В настоящее время в системе образования стала актуальной задача определения и выявления учеников, обладающих значительно более высокими общими интеллектуальными способностями, чем большинство их сверстников. Для этой цели необходимо определить показатели, основываясь на которых, можно было бы сделать выводы о высоком уровне развития интеллекта. Интеллектуальные тесты, как правило, дают информацию только о текущих способностях, о том, чем ребенок уже владеет и что может. Но в ходе диагностики интеллекта необходимо также учитывать ненаблюдаемые внешне способности, которые существуют только в виде потенциальных возможностей. Такие способности не могут быть выявлены с помощью интеллектуальных тестов.

Литература
  1. Гуружапов В.А. К вопросу о соотношении психологической диагностики и коррекции учебной деятельности на уроках математики // Психологическая наука и образование. 2000. № 2. С. 79–85.
  2. Гуружапов В.А. К проблеме оценки метапредметной компетентности испытуемых  [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. № 1. URL:  http://psyedu.ru/journal/2012/1/2771.phtml (дата обращения: 03.03.2014).
  3. Гуружапов В.А. Предметная диагностика теоретического мышления учащихся (система Эльконина–Давыдова) // Вестник МАРО. 1998. № 4.       С. 45–48.
  4. Гуружапов В.А. Учет множественности решений задач, направленных на развитие метапредметных компетенций в процессе сценирования учителем учебно-развивающих ситуаций // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. C. 40–45.
  5. Давыдов В.В.Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
  6. Зак А.З. Диагностика различий в мышлении младших школьников. Оценка готовности к начальной и средней школе. Контроль развития в период 6 – 10 лет.  М.: Генезис, 2007. 160 с.
  7. Зак А.З. Диагностика теоретического мышления у младших школьников // Психологическая наука и образование. 1997. № 2. C. 36–41.
  8. Зак А.З. Развитие способности действовать «в уме» у школьников I–X классов // Вопросы психологии. 1983. № 1. С. 43–50.
  9. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников : Дис. … д-ра психол. наук. М., 1980.
  10.  Исаев Е.И. Психологическая характеристика способов планирования у младших школьников // Вопросы психологии. 1984. № 2. С. 52–60.
  11.  Логинова Г.П. Диагностика умственного развития детей младшего подросткового возраста. М.: АНО «ПЭБ», 2007. 36 с.
  12.  Логинова Г.П. Тест умственного развития. Экспресс-диагностика для учащихся 3–4 классов (ТУР). Руководство по применению теста. М.: АНО «ПЭБ», 2007. 12 с.
  13.  Медведев А.М., Нежнов П.Г. Исследование теоретического анализа у школьников // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 137–143.
  14.  Рубцов В.В. О двух путях образования понятий у ребенка // Психологическая наука и образование. 1997. № 3. С. 53–54.
  15.  Федекин И.Н. Планирование как операция в структуре теоретического мышления// Вестник МАРО. 2002. № 9. С. 34–41.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика