Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8451Ключевые слова 20578 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Условия психологической готовности учащихся к коррекции познавательных действий (на материале чтения) 843

Киракосян А.Х., младший научный сотрудник лаборатории педагогической психологии фак-та психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ryazenka@gmail.com

Аннотация

Представлено сравнительное исследование условий формирования готовности к занятиям у учащихся с высоким уровнем заданного познавательного навыка и у учащихся с низким уровнем заданного познавательного навыка (на материале действий чтения). Сравнивались условия, связанные, с одной стороны, с пониманием ребенком неоптимальности своих действий и работой в зоне ближайшего развития, с другой – с работой в зоне актуального развития навыка и удовлетворенностью ребенка продуктом действий. Предполагалась оптимальность второго типа условий для группы, нуждающейся в коррекции. Испытуемыми стали 164 ученика III классов среднеобразовательных школ Москвы. Исследование включало в себя проведение двух типов занятий и оценку возникающей психологической готовности. Результаты показали, что условия, связанные с работой в зоне актуального развития навыка и обеспечивающие положительную эмоциональную реакцию ребенка в отношении продукта собственных действий, являются значимо более оптимальными для коррекционной группы на уровне значимости p<0,05. Для группы учеников с высоким уровнем развития навыка значимых различий не выявлено. Таким образом, показана специфика условий возникновения готовности в ситуации коррекции и задана область задач, где работа в зоне актуального развития является наиболее оптимальной.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Актуальность проблемы коррекции познавательной сферы связана с социальным запросом на оптимизацию процессов обучения. Исследование возникающих проблем в процессе формирования познавательных действий учащегося актуально также и для теоретического анализа, поскольку показывает скрытые при нормальном ходе развития аспекты формирования познавательных действий.

Литература
  1. Афанасьева Н.В. Руководство к тесту мотивации достижения детей 9–11 лет. МД-решетка Шмальта. М.: Когито-Центр, 1998. 36 с.
  2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход: Учеб. пособие для студ. вузов. СПб.: Питер, 2008. 160 c.
  3. Биктина Н.Н. Экспериментальное исследование предупреждения ранних проявлений школьной дезадаптации у детей 6–7 лет [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2009. № 3. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2009/n3/Bikitina.shtml (дата обращения 22.03.2013).
  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности/ Под ред. Д.И. Фельдштейна, вступит. статья Д.И. Фельдштейна: 2-е изд. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
  5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе /Гл. ред. Е. Строгонова: 4-е изд. СПб.: Питер, 2004. 208 c.
  6. Деркач А.А., Селезнева Е.В., Михайлов О.В. Готовность к деятельности как акмеологический феномен. М.: РАГС, 2008. 96 с.
  7. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности / Под. ред. А.И. Гуторова. Минск: Изд-во Белорусского гос. ун-та., 1976. 176 с.
  8. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учеб. пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 190 с.
  9. Корнев А.Н.  Нарушение чтения и письма  у детей. СПб.: Речь, 2003. 330 с.
  10.  Круглова Н.Ф. Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника: Учеб.-метод. пособие / Под общ. ред. О.А. Конопкина и В.И. Панова. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2004. 247 c.
  11.  Локалова Н.П. Психодиагностика трудностей в обучении и их преодоление: Учебное пособие-хрестоматия. М.: Компания Спутник+, 2007. 383 с.
  12.  Нижегородцева Н.В. Системогенетический анализ готовности к обучению: Монография / Под ред. В.Д. Шадрикова. Ярославль: Аверс Пресс, 2004. 367 c.
  13.  Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учеб. пособие для студ. высш. спец. учеб. заведений. М.: Твор. центр «Сфера»; Юрайт, 2001. 441 c.
  14.  Практическая психология образования: Учебник для студ. высш. и сред. спец. учеб. заведений / Андреева А.Д., Воронова А.Д., Вохмянина Т.В. и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Твор. центр «Сфера», 1998. 525 c.
  15.  Талызина Н.Ф. «Уверена, что будущее психологии за деятельностным подходом» //Психологический журнал. 2005. № 4. C. 27–31.
  16.  Цветовой тест отношений: Метод. рекомендации / Ленингр. н.-и. психоневрол. ин-т им. В.М. Бехтерева; Сост. Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд. Л.: Ленингр. н.-и. психоневрол. ин-т, 1985. 18 c.
  17.  Шишкина О.И. Психолого-педагогические условия возникновения ситуативной готовности учащихся средней школы к занятию: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. 119 c.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика