Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Медиация в системе образования: обзор опыта разных стран 4988

Коновалов А.Ю., научный сотрудник лаборатории ювенальных технологий, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, Konovalov-A@yandex.ru

Аннотация

В различных странах формируются программы школьной медиации, по-разному отвечающие на следующие вопросы: должна ли школьная медиация становиться профессией или это дополнительный навык, нужный педагогам и администрации? должна ли в школах реализовываться какая-то определенная модель медиации или важно, чтобы школа выбирала для себя подходящую модель? медиаторы в школе больше сосредотачиваются на решении конфликта или на воспитательных эффектах медиации? должна ли школьная медиация внедряться массово или она должна быть в школах, проявляющих сильную заинтересованность? в чем различие классической медиации и восстановительных практик? Распространяя в России модель Школьной службы примирения, необходимо учитывать международный опыт, положительные и негативные стороны разных программ медиации и восстановительных практик в школе. В статье рассматриваются разные формы организации медиации в системе образования разных стран, выделяются спорные точки и направления развития медиации в системе образования. Дается краткая информация о восстановительных практиках в системе образования в России, приводятся данные о числе школьных и территориальных служб примирения, работающих в рамках модели восстановительной медиации, о проводимых ими программах, количестве медиаторов и участников и т. д.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В России более 12 лет развивается медиация в образовательной сфере в форме Школьных служб примирения [9]. Модель Школьной службы примирения разработана и усовершенствуется межрегиональным общественным центром «Судебно-правовая реформа».

Литература
  1. Брейтуэйт Д. Преступление, стыд и воссоединение / Пер. с англ Н.Д. Хариковой; под общ. ред. М.Г. Флямера; комм. Я.И. Гилинского. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа». 2002. 310 с.
  2. Буш Р.А., Фолджер Д.П. Что может медиация. Трансформативный подход к конфликту: Пер. с англ. Киев: Издатель Захарченко В.А., 2007. 264 с.
  3. Бэйзмор Г. Три парадигмы ювенальной юстиции // Восстановительная ювенальная юстиция: Сб. статей/ Сост. А.Ю. Коновалов. М.: МОО «Судебно-правовая реформа», 2007. 196 с.
  4. Зер Х. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание: Пер. с англ./Общ. ред. Л.М. Карнозовой. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа»», 2002. 324 с.
  5. Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир (фрагменты работ разных лет) /Под ред. Т. Шанина. М.: Просвещение, 2006. 249 с.
  6. Каппахер К. Медиация в группе равных/ Пер. с нем. Г. Похмелкиной// Медиация – искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методом и профессиональными технологиями/ Сост. Г. Мета и Г. Похмелкина. М.: «VERTE», 2004. С. 123–126.
  7. Карнозова Л.М. Медиативный метод: классическая и восстановительная медиация // Вестник восстановительной юстиции. 2013. Вып. 10. Вызовы и стратегии. С. 6–18.
  8. Карнозова Л.М. Программы восстановительного правосудия с несовершеннолетними правонарушителями [Электронный ресурс]// Психология и право. 2012. № 4. URL: www.psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n4/56611.shtml (дата обращения: 01.06.2014).
  9. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и работа медиатора в конфликте [Электронный ресурс]// Психология и право. 2012. № 4. URL: www.psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n4/56612.shtml (дата обращения: 01.06.2014).
  10. Коновалов А.Ю. Школьные службы примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / Под общ. ред. Л.М. Карнозовой. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. 253 с.
  11. Кристи Н. Конфликты как собственность// Восстановительная ювенальная юстиция: Сб. статей/ Сост. А.Ю. Коновалов. М.: МОО «Судебно-правовая реформа», 2007. 196 с.
  12.  Кронин-Лэмп К., Кронин-Лэмп Р. Развитие восстановительной культуры школы: слияние личного и профессионального «пути паломника» [Электронный ресурс] // URL: www.narrlibrus.wordpress.com/2010/05/13/k-lamp1 (дата обращения: 01.06.2014).
  13. Максудов Р.Р. Базовые элементы концепции восстановительной медиации [Электронный ресурс]// Психология и право. 2012. № 4. URL: www.psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n4/56613.shtml (дата обращения: 01.06.2014).
  14. МакЭлри Ф. Конфликты в школах. Решение «Выигрыш-выигрыш» // Вестник восстановительной юстиции. 2004. № 4. Восстановительное правосудие в школах. С. 32–41.
  15. Мониторинг восстановительных практик // Вестник восстановительной юстиции. Вып. 11. Развитие служб примирения в России. М.: МОО «Судебно-правовая реформа», 2014. С. 136–178.
  16. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы [Электронный ресурс]// URL: http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения 26.08.2014).
  17. Прайнис К., Стюарт Б., Уэйдж У. Круги примирения: от преступления к сообществу / Пер. с англ. Н.С. Силкиной; под ред. Р.Р. Максудова, Л.М. Карнозовой, Н.В. Путинцевой. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2010. 238 с.
  18. Служба примирения в Финляндии [Электронный ресурс]// URL: www.sovittelu.fi/index.php/ru (дата обращения 26.08.2014).
  19. Стандарты восстановительной медиации// Вестник восстановительной юстиции. 2010. Вып. 7. Концепция и практика восстановительной медиации. М.: МОО «Судебно-правовая реформа». С. 139–145.
  20. Уинслед Д., Монк Дж. Нарративная медиация. Новый подход к разрешению конфликтов/ Пер. с англ. Д.А. Кутузовой; под ред. Л.М. Карнозовой. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2009. 348 с.
  21. Хёрндлер Х. Конфликты в классе // Медиация – искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методом и профессиональными технологиями/ Сост. Г. Мета и Г. Похмелкина; пер. с нем. Г. Похмелкиной. М.: «VERTE», 2004. С. 127–134.
  22. Хофер C., Эдер К. Заодно, а не друг против друга // Медиация – искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методом и профессиональными технологиями/ Сост. Г. Мета и Г. Похмелкина; пер. с нем. Г. Похмелкиной. М.: «VERTE», 2004. С. 135–248.
  23. Школьная служба разрешения конфликтов. Опыт создания. Жмеринка: ОО «Инициатива», 2008. 62 c.
  24. Brookes D., McDonough I. The Differences between Mediation and Restorative Justice: Practice [Электронный ресурс]// URL: www.8-926-145-87-01.ru/wp-content/uploads/2014/07/MedvsRJ-P1.pdf (дата обращения 26.08.2014).
  25. Cohen R. Students Resolving Conflict: Peer Mediation in Schools. USA: Good Year Books, 2005. 264 p. http://www.schoolmediation.com/books/resolvingconflict/index.html (дата обращения 26.08.2014).
  26. Cohen R. The School Mediator’s Field Guide. USA: School Mediation Associates, 1999. 256 p. [Электронный ресурс] //URL: http://www.schoolmediation.com/books/fieldguide/index.html (дата обращения 26.08.2014).
  27. Conflict Resolution Unlimited Institute (USA) [Электронный ресурс]// URL: www.cruinstitute.org/ (дата обращения 26.08.2014).
  28. Helsinki Brief Therapy Institute [Электронный ресурс]//URL: www.reteaming.com (дата обращения 26.08.2014).
  29.  Hirvihuhta H., Ahola T., Furman B. Reteaming. [Электронный ресурс] // URL: www.reteaming.com/ (дата обращения 26.08.2014).
  30. Hopkins B. Just Schools A Whole School Approach to Restorative Justice. L., N. Y.: Jessica Kingsley Publishers, 2004. 108 p.
  31. International Institute for Restorative Practices [Электронный ресурс]//URL: www.iirp.edu. (дата обращения 26.08.2014).
  32. Liebmann M. Restorative Justice: How It Works. London: Jessica Kingsley Publishers. 2007 [Электронный ресурс] // URL: http://www.jkp.com/catalogue/book/9781843100744 (дата обращения 26.08.2014).
  33. Liebmann M. Mediation Works! Bristol: Mediation UK, 1998. 241 p.
  34. Mediator . Warszawa: Polskie Centrum Mediacji. 2011. № 3. 44 p.
  35. Recommended Standards for School-Based Peer Mediation Programs The Association for Conflict Resolution. Association for Conflict Resolution. 2007 [Электронный ресурс] // URL: www.mediate.com/acreducation (дата обращения 26.08.2014).
Статьи по теме

Шамликашвили Ц.А., Харитонов С.В., Пчелинцева Д.Н., Графский В.П.

Проективный тест «Согласованность и преимущества»

CrossRef doi:10.17759/psylaw.2019090215

 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика