Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения

3568

Аннотация

Профессиональная самоопределение – часть общего процесса социализации подростков, необходимое условие их успешности и конкурентоспособности в современных социально-экономических реалиях – на протяжении многих лет остается одной из актуальных тем психологической теории и практики. В данной статье проблемы профессионального выбора рассматриваются в трех аспектах: в контексте социальной ситуации, в которой находятся современные подростки; с позиции самих подростков, выбирающих профессию; с учетом особенностей психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков на современном этапе. Отмечается, что хотя в настоящее время профессиональной ориентацией занимаются многие структуры и организации, проводится множество соответствующих мероприятий, эффективность этой работа невысока. Анализируются причины такого положения и сама модель профориентационной деятельности. Обсуждаются возможные пути решения исследуемых проблем. Обосновывается необходимость построения новой модели профориентационной работы.

Общая информация

Ключевые слова: подростковый возраст, личностное и профессиональное самоопределение, выбор профессии, профориентация, психолого-педагогическое сопровождение

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060324

Для цитаты: Ильина О.Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 3. С. 255–263. DOI: 10.17759/psyedu.2014060324

Фрагмент статьи

Психологические исследования направлены на изучение самого процесса самоопределения, его внутренних механизмов и факторов, на него влияющих. А.Н. Леонтьев подчеркивал активную позицию личности в самоопределении и говорил о том, что на каждом жизненном этапе человек не только подвергается влиянию среды, но и сам должен что-то делать, что-то утверждать в себе и от чего-то освобождаться. Самоопределение он понимает как индивидуальное преломление ценностей и норм окружающего мира, вследствие чего личность избирательно относится к миру и выбирает те деятельности, которые делает своими [5].

Литература

  1. Ильина О.Б. Методика исследования осведомленности старшеклассников о мире профессий: опыт проведения // Актуальные проблемы психологии образования: Сб. науч. статей / Под ред. Н.В. Нижегородцевой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. С. 38–43.
  2. Исследовательский центр Superjob. Социологические опросы. Образование [Электронный ресурс] // URL: http://www.superjob.ru/community/pervyj_poisk_raboty_vybor_professii/56660/?utm_source=&utm_medium=&utm_campaign= (дата обращения: 25.03.2014).
  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2004. 304 с.
  4. Кузнецова О.В. Представления старшеклассников о профильной школе // Современная психология: теория и практика: Материалы I международной научно-практической конференции, 29-30 июня 2011 г. М.: Институт стратегических исследований, 2011. С. 113–117.
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: Учеб. пособие: 2-е изд., стереотип. М.: Смысл; Издат. центр «Академия», 2005. 352 с.
  6. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда: электронный учебник [Электронный ресурс] // URL: http://www.ido.rudn.ru/psychology/labour_psychology/11.html (дата обращения: 25.03.2014).
  7. Пряжникова Е.Ю., Егоренко Т.А. Проблема профессионального становления личности // Современная зарубежная психология. 2012. № 2. С. 111–122.
  8. Резапкина Г.В. Москва. Профориентация. Новый век // Материалы городской научно-практической конференции «Профессиональная ориентация в современном социально-экономическом и информационно-технологическом пространстве» / Отв. редактор Л.Е. Курнешова. М.: Центр «Школьная книга», 2010. С. 44–49.

Информация об авторах

Ильина Оксана Борисовна, педагог-психолог, Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский», аспирант кафедры возрастной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: ilinoks@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5556
В прошлом месяце: 74
В текущем месяце: 55

Скачиваний

Всего: 3568
В прошлом месяце: 38
В текущем месяце: 32