Психолого-педагогические исследования
2014. Том 6. № 4. С. 56–70
doi:10.17759/psyedu.2014060406
ISSN: 2587-6139 (online)
Гендерные особенности развития интеллекта учеников VI–X классов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: одаренные ученики, общие интеллектуальные способности, Стандартные прогрессивные матрицы плюс Равена, гендерные различия в интеллекте, критерий Манна–Уитни, критерий Колмогорова–Смирнова, критерии Стьюдента и Фишера, однофакторный анализ
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060406
Для цитаты: Сорокова М.Г., Ермаков С.С. Гендерные особенности развития интеллекта учеников VI–X классов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 4. С. 56–70. DOI: 10.17759/psyedu.2014060406
Полный текст
В настоящее время в педагогической психологии актуальной проблемой является разработка диагностических критериев для выявления наиболее интеллектуально развитых учеников в каждой возрастной группе, начиная с начальной школы. Подобная диагностика необходима для создания наиболее благоприятных условий для обучения детей, чей интеллект значительно выше их среднего возрастного уровня, тех, кого можно назвать интеллектуально одаренными детьми. В.С. Юркевич [Юркевич, 2010] отмечает, что интеллектуальная одаренность является исходным типом для развития других типов, составляя базу так называемой общей одаренности («фактора G»). Н.Б. Шумакова [Шумакова, 2012] подчеркивает важность всесторонней диагностики одаренных детей уже в начальной школе, поскольку если высокие интеллектуальные способности таких учеников остаются без внимания и не получают должного развития, они постепенно «затухают» на протяжении обучения в средних классах школы.
Одним из условий определения уровня интеллекта учащихся является понимание гендерных особенностей процесса интеллектуального развития на протяжении обучения в средней школе.
В ряде исследований было показано, что интеллектуальные способности у мальчиков и девочек в среднем развиваются не одинаково. Так, Т.В. Бендас [Бендас, 2006] приводит подобные различия в результатах тестов интеллекта между мальчиками и девочками разных возрастов. Она подчеркивает, что целью исследования гендерных различий в интеллектуальных способностях является установление своеобразия полов, «чтобы можно было учитывать это своеобразие при обучении, при создании критериев оценки успешности и т. п.» [Бендас, 2006, с. 185].
Таким образом, понимание гендерных особенностей развития интеллекта на протяжении школьного обучения даст возможность сформулировать более точные критерии для выявления одаренных детей. Выявление этих особенностей и стало целью нашего исследования.
Исследование гендерных различий в интеллекте по тесту «Стандартные прогрессивные матрицы плюс» Равена
В рамках Московского мониторинга одаренности, проведенного Городским ресурсным центром одаренности МГППУ в октябре 2012 г. (рук. профессор В.С. Юркевич) нами были проанализированы гендерные различия в динамике развития интеллекта у учеников средней школы (VI-X классы). В исследовании приняли участие учащиеся 24 средних общеобразовательных школ города Москвы. Объем выборки составил 2128 учеников, однако поскольку у 105 испытуемых пол не был указан, общее число испытуемых, вошедших в окончательную выборку, составило 2023 человека, из них 990 - мальчики, 1033 - девочки.
В табл. 1 представлено распределение учеников по классам.
Таблица 1
Распределение учеников по классам (чел.)
Пол |
VI класс |
VII класс |
VIII класс |
IX класс |
X класс |
Всего (n1, n2) |
Мальчики (n1) |
222 |
188 |
203 |
180 |
197 |
990 |
Девочки (n2) |
233 |
186 |
190 |
169 |
255 |
1033 |
Интеллект учащихся оценивался с помощью теста «Стандартные прогрессивные матрицы плюс» Равена (далее СПМ Плюс или тест Равена). Математическая обработка эмпирических данных проводилась с использованием статистического пакета IBM SPSS 19 версии.
Сотрудниками Городского ресурсного центра одаренности МГППУ М.Г. Сороковой и В.С. Юркевич была проведена стандартизация теста СПМ Плюс Равена и определены уровни развития интеллекта для школьников VI-X классов в возрасте 11-16 лет (табл. 2). В соответствии с международной терминологией [Равен, 2002] были выделены пять основных уровней развития интеллекта: I - Суперинтеллектуал, II - Интеллект явно выше среднего, III - Средний интеллект, IV - Интеллект явно ниже среднего и V - Существенное снижение интеллекта. Это позволило затем определить доли мальчиков и девочек - учащихся разных классов - на каждом уровне развития интеллекта и сопоставить полученные распределения между собой.
Таблица 2
Уровни интеллекта по тесту СПМ Плюс школьников в возрасте 11-16 лет (Москва, 2012 г.)
Уровень развития интеллекта |
Возраст, лет (мес.) |
||||||
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
||
от 10(7) до 11(5) |
от 11 (6) до 12 (5) |
от 12 (6) до 13 (5) |
от 13 (6) до 14 (5) |
от 14 (6) до 15 (5) |
от 15(6) до 16(5) |
||
I |
I |
41-60 |
42-60 |
43-60 |
46-60 |
47-60 |
49-60 |
II |
II+ |
40 |
40-41 |
42 |
44-45 |
45-46 |
47-48 |
II |
36-40 |
38-41 |
39-42 |
39-45 |
41-46 |
43-48 |
|
III |
III+ |
33-35 |
35-37 |
36-38 |
36-38 |
38-40 |
40-42 |
III |
31-35 |
32-37 |
32-38 |
33-38 |
34-40 |
36-42 |
|
III- |
31 |
32-33 |
32-34 |
33-34 |
34-36 |
36-38 |
|
IV |
IV |
26-30 |
26-31 |
26-31 |
27-32 |
29-33 |
31-35 |
IV- |
26-28 |
26-28 |
26-28 |
27-28 |
29-30 |
31 |
|
V |
V |
0-25 |
0-25 |
0-25 |
0-26 |
0-28 |
0-30 |
Сравнение пропорций мальчиков и девочек с VI по X класс, находящихся на разных уровнях развития интеллекта, по критерию Хи-квадрат [Наследов, 2006; Сорокова, 2014] выявляет достоверные различия для VI класса (р< 0,01) и различия на уровне статистической тенденции для VII и VIII классов (р < 0,1). При этом в категории «Интеллект явно выше среднего» на 5,7% - 9,9 % преобладают девочки, а в категории «Интеллект явно ниже среднего» - на 7,7 % - 10,3 % преобладают мальчики (табл.3).
Таблица 3
Сравнение распределений интеллекта по тесту Равена в VI классе в группах мальчиков и
девочек по критерию Хи-квадрат
Уровень интеллекта |
Количество учеников, чел. |
Уровень значимости P |
|
Девочки |
Мальчики |
p = 0,002** |
|
I - Суперинтеллектуал |
19 (8,2 %) |
12 (5,4 %) |
|
II - Интеллект явно выше среднего |
58 (24,9 %) |
36 (16,2 %) |
|
III - Средний интеллект |
116 (49,7 %) |
101 (45,5 %) |
|
IV - Интеллект явно ниже среднего |
31 (13,3 %) |
53 (23,9 %) |
|
V- Существенное снижение интеллекта |
9 (3,9 %) |
20 (9 %) |
|
Всего |
233 (100 %) |
222 (100 %) |
Примечание. ** - различия значимы на уровне р< 0,01.
В «крайних» категориях соотношение несколько более сложное: среди суперинтеллектуалов в VI и VII классах немного больше девочек, а в VIII классе преобладают мальчики, а среди школьников с существенным снижением интеллекта большинство - мальчики, однако разница очень мала и составляет во всех случаях не более 5,1 %. Пропорции учащихся обоих полов со средним интеллектом практически одинаковы: разница составляет 2,3 % - 7,4 %, причем преобладать могут как девочки, так и мальчики. В IX и X классах различий нет (табл. 4), т. е. в генеральной совокупности пропорции учащихся обоих полов в каждой конкретной категории одинаковы.
Таблица 4
Сравнение распределений интеллекта по тесту Равена в X классе в группах мальчиков и девочек по критерию Хи-квадрат
Уровень интеллекта |
Количество учеников, чел. |
Уровень значимости P |
|
Девочки |
Мальчики |
p = 0,601 |
|
I - Суперинтеллектуал |
13 (5,1 %) |
11 (5,6 %) |
|
II - Интеллект явно выше среднего |
54 (21,2 %) |
40 (20,3 %) |
|
III - Средний интеллект |
123 (48,3 %) |
83 (42,1 %) |
|
IV - Интеллект явно ниже среднего |
45 (17,6 %) |
42 (21,3 %) |
|
V - Существенное снижение интеллекта |
20 (7,8 %) |
21 (10,7 %) |
|
Всего |
255 (100 %) |
197 (100 %) |
Если предыдущий анализ освещал картину в целом, то проверка статистической однородности выборок мальчиков и девочек по критерию Манна-Уитни [Сорокова, 2014] позволяет увидеть более тонкие различия. Статистический анализ подтверждает достоверно более высокие показатели девочек по субшкалам В, C, D и итоговой шкале теста Равена и не выявляет различий по субшкалам А и Е (табл. 5).
Таблица 5
Сравнение средних показателей по шкалам теста Равена в группах мальчиков и девочек по
критерию Манна-Уитни
Шкала |
Среднее значение |
Разность средних (девочки - мальчики) |
Уровень значимости Р |
|
Девочки (n1=1006) |
Мальчики (n2=972) |
|||
Субшкала А |
11,44 |
11,37 |
0,07 |
0,155 |
Субшкала В |
11,23 |
10,93 |
0,3 |
0,000*** |
Субшкала С |
7,72 |
7,4 |
0,32 |
0,000*** |
Субшкала D |
4,36 |
3,95 |
0,41 |
0,000*** |
Субшкала Е |
1,86 |
1,75 |
0,11 |
0,125 |
Сумма |
36,64 |
35,39 |
1,25 |
0,000*** |
Примечание. *** - различия значимы на уровне р< 0,001.
Сравнение показателей испытуемых обоих полов на каждой ступени обучения по отдельным субшкалам теста СПМ Плюс по критерию Манна-Уитни позволяет констатировать следующую динамику (табл. 6, 7).
По самой простой шкале А девочки показывают лучшие результаты только в VI и в IX классах (р=0,003 и p=0,031 соответственно), а по чуть более сложной шкале В - с VI по IX классы (р=0,002 и p=0,033). Существенно более сложные шкалы С и D демонстрируют следующую динамику: результаты девочек выше только в VI и VII классах (р=0,000 и p=0,029), а с VIII по X классы различий нет. По самой сложной шкале Е результаты одинаково низкие у представителей обоих полов, различий не выявлено ни на одной ступени обучения. Отметим, что в X классах гендерных различий нет ни по одной шкале, в том числе и по итоговой. Вместе с тем, даже в тех случаях, когда различия имеют место, преобладание показателей девочек над показателями мальчиков весьма незначительно: разность средних по всем шкалам, кроме итоговой, не превышает 0,62 балла.
Таблица 6
Сравнение средних показателей учащихся VI классов по шкалам теста Равена в группах
мальчиков и девочек по критерию Манна-Уитни
Шкала |
Среднее значение |
Разность средних (девочки - мальчики) |
Уровень значимости Р |
|
Девочки (n1 = 233) |
Мальчики (n2 = 222) |
|||
Субшкала А |
11,41 |
11,17 |
0,24 |
0,003** |
Субшкала В |
11,01 |
10,49 |
0,52 |
0,002** |
Субшкала С |
7,12 |
6,55 |
0,57 |
0,000*** |
Субшкала D |
3,43 |
2,82 |
0,61 |
0,001*** |
Субшкала Е |
1,3 |
1,3 |
0 |
0,813 |
Сумма |
34,27 |
32,32 |
1,95 |
0,000*** |
Примечание. ** - различия значимы на уровне р< 0,01; *** - различия значимы на уровне р < 0,001.
Таблица 7
Сравнение средних показателей учащихся X классов по шкалам теста Равена в группах
мальчиков и девочек по критерию Манна-Уитни
Шкала |
Среднее значение |
Разность средних (девочки - мальчики) |
Уровень значимости Р |
|
Девочки (n1 = 255) |
Мальчики (n2 = 197) |
|||
Субшкала А |
11,56 |
11,61 |
-0,05 |
0,335 |
Субшкала В |
11,52 |
11,41 |
0,11 |
0,1 |
Субшкала С |
8,49 |
8,42 |
0,07 |
0,542 |
Субшкала D |
5,58 |
5,19 |
0,39 |
0,097 |
Субшкала Е |
2,6 |
2,37 |
0,23 |
0,224 |
Сумма |
39,75 |
38,99 |
0,76 |
0,109 |
При исследовании гендерных различий особый интерес представляет итоговая шкала теста Равена, поэтому нами была проведена дополнительная проверка статистической однородности обеих групп параметрическими методами: проверка равенства дисперсий по критерию Фишера и равенства средних по критерию Стьюдента [Наследов, 2006; Сорокова, 2014]. Корректность применения этих методов подтверждается результатами проверки нормальности выборок испытуемых обоих полов на каждой из ступеней обучения по критерию Колмогорова - Смирнова [Наследов, 2006; Сорокова, 2014] (табл. 8): распределение показателей девочек немного отличается от нормального только в VI классах (р=0,046; р < 0,05), а мальчиков - только в VII и IX классах (в обоих случаях р < 0,05). Визуально, однако, даже в этих случаях распределения очень похожи на нормальное (см., например, рис. 1). Поскольку отклонения от нормальности в отдельных случаях все же присутствуют, наряду с упомянутыми параметрическими критериями использовался также критерий Манна-Уитни (табл. 8).
Таблица 8
Проверка нормальности распределения показателей учащихся VI-X классов по итоговой
шкале теста Равена в группах мальчиков и девочек по критерию Колмогорова-Смирнова
Пол |
Уровень значимости р |
||||
VI класс |
VII класс |
VIII класс |
IX класс |
X класс |
|
Девочки |
0,046* |
0,058 |
0,219 |
0,114 |
0,346 |
Мальчики |
0,074 |
0,035* |
0,405 |
0,020* |
0,092 |
Примечание. * - различия значимы на уровне р< 0,05.
Сравнительный анализ показателей по итоговой шкале теста Равена (табл. 9) не выявил различий в дисперсиях у мальчиков и девочек ни на одной ступени обучения, а превышение средних показателей у девочек выявляется по критерию Стьюдента только в VI классах (р< 0,001), а по критерию Манна-Уитни - еще и в VII и IX классах (р < 0,05). Однако разность средних имеет тенденцию к уменьшению: от 1,95 в VI классах до 1,19 в VII классах и 1,06 в IX классах.
Таблица 9
Проверка статистической однородности показателей интеллекта по итоговой шкале теста
Равена в группах мальчиков и девочек в VI-X классах по критериям Манна-Уитни, Фишера,
Стьюдента
Класс |
Средние |
Стандартные отклонения |
Уровень значимости р |
|||||
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Критерий Фишера |
Критерий Стьюдента |
Критерий Манна- Уитни |
||
VI класс |
34,27 |
32,32 |
5,12 |
5,42 |
0,412 |
0,000** |
0,000** |
|
VII класс |
35,34 |
34,15 |
6,21 |
6,55 |
0,965 |
0,072 |
0,019* |
|
VIII класс |
35,79 |
35,72 |
5,41 |
5,90 |
0,138 |
0,902 |
0,579 |
|
IX класс |
37,88 |
36,82 |
5,85 |
5,07 |
0,133 |
0,073 |
0,025* |
|
X класс |
39,75 |
38,99 |
5,94 |
6,17 |
0,439 |
0,184 |
0,109 |
|
Примечание: * - различия значимы на уровне р<0,05;
** - различия значимы на уровне р < 0,001.
Уровень развития интеллекта на разных ступенях обучения у мальчиков и девочек
Влияние фактора «ступень обучения» на интеллект как у девочек, так и у мальчиков (табл.10) подтверждается с высокой достоверностью и методом непараметрического однофакторного анализа по Краскелу-Уоллису, и методом однофакторного дисперсионного анализа (р< 0,001) [Наследов, 2006; Сорокова, 2014]. При этом имеет место статистически значимая тенденция роста средних показателей интеллекта с увеличением номера класса (Джонкхиер, р<0,001), также отраженная на рис. 2 и 3. Попарное сравнение показателей мальчиков на соседних ступенях обучения по критерию Манна-Уитни показывает достоверное увеличение средних значений интеллекта в каждом последующем классе по сравнению с предыдущим, т. е. наличие «скачка» в развитии интеллекта. У девочек наблюдается та же закономерность во всех случаях, кроме одного: между показателями в VII и VIII классах различий не выявлено (см. также «плато» на рис. 2).
Таблица 10
Исследование динамики средних показателей интеллекта с возрастом у мальчиков и девочек
по критериям Краскела-Уоллиса, Джонкхиера и методом однофакторного дисперсионного
анализа ANOVA
Пол |
Среднее значение |
Уровень значимости р |
||||||
VI класс |
VII класс |
VIII класс |
IX класс |
X класс |
Краскел- Уоллис |
Джонкхиер |
ANOVA |
|
Девочки |
34,27 |
35,34 |
35,79 |
37,88 |
39,75 |
0.000*** |
0.000*** |
0.000*** |
Мальчики |
32,32 |
34,15 |
35,72 |
36,82 |
38,99 |
0.000*** |
0.000*** |
0.000*** |
Примечание. *** - различия значимы на уровне р< 0,001.
На рис. 2 и 3 графически представлена динамика изменения средних значений результатов теста Равена с VI по X классы для девочек и мальчиков соответственно.
Анализ результатов
Анализ результатов проведенного исследования позволил выявить следующие гендерные особенности подростков - учащихся VI-X классов.
В VI-VIII классах доля девочек в категории «Интеллект явно выше среднего» больше, а в категории «Интеллект явно ниже среднего» - меньше, чем мальчиков, а доли учащихся обоих полов со средним интеллектом на этой ступени обучения практически одинаковы, хотя незначительное преобладание возможно как среди девочек, так и среди мальчиков. В IX и X классах различий в пропорциях не выявлено. В целом, девочки демонстрируют также достоверно более высокие показатели по субшкалам В, C, D и итоговой шкале теста Равена, чем мальчики, и отсутствие различий по субшкалам А и Е.
По самой простой шкале А девочки показывают лучшие результаты по сравнению с мальчиками в VI и IX классах, по более сложной шкале В - с VI по IX классы. Существенно более сложные шкалы С и D демонстрируют следующую динамику: результаты девочек выше только в VI и VII классах, а с VIII по X класс различий нет. По самой сложной шкале Е различий не выявлено ни на одной ступени обучения. В X классах гендерных различий нет ни по одной шкале, в том числе по итоговой. Вместе с тем, даже в тех случаях, когда различия имеют место, преобладание показателей девочек над показателями мальчиков весьма незначительно: разность средних по всем шкалам, кроме итоговой, не превышает 0,62 балла.
Сравнительный анализ показателей по итоговой шкале теста Равена не выявил различий в дисперсиях у мальчиков и девочек ни на одной ступени обучения, а превышение средних показателей у девочек выявляется по Стьюденту только в VI классах, а по Манну- Уитни - еще и в VII классах и IX классах. Разность средних имеет тенденцию к уменьшению: от 1,95 в VI классах до 1,19 в VII классах и 1,06 в IX классах.
Е.В. Щебланова [Щебланова, 2008], ссылаясь на ряд источников в отечественной и зарубежной психологии, также подчеркивает, что до начала подросткового возраста девочки по психометрическим показателям умственного развития опережают мальчиков. В дальнейшем эти показатели сглаживаются. Также имеются данные исследований гендерных различий по интеллекту, которые показывают, что подобные различия проявляются не по общему показателю интеллекта, а по различным его составляющим. Так, у мальчиков выше невербальные, математические способности, а у девочек - вербальные [Голубева, 2005; Есипенко, 2014; Клецина, 2009]. Используемая нами методика «Стандартные прогрессивные матрицы плюс» Равена диагностирует невербальный компонент общего интеллекта, поэтому полученные результаты позволяют по-новому взглянуть на гендерные различия в развитии невербального интеллекта, и обратить внимание на то, что у девочек в VI, VII и IX классах он оказался статистически значимо выше, чем у мальчиков.
С возрастом гендерные различия в интеллекте сглаживаются и, как показывают результаты нашего исследования, уже в X классе статистически значимых различий в средних показателях между мальчиками и девочками нет. Такой результат согласуется с данными других эмпирических исследований гендерных различий в интеллекте [Бендас, 2006; Берн, 2002]. Например, М.Ш. Берн [Берн, 2002] отмечает, что небольшие различия находят в отдельных вербальных, математических способностях и пространственном мышлении, но даже когда гендерные различия, связанные с когнитивными способностями, все-таки обнаруживают, они весьма незначительны, составляя в среднем примерно 5-10 % .
Таким образом, статистически подтверждается значимая тенденция роста показателей интеллекта с переходом из класса в класс как у мальчиков, так и у девочек. При этом на каждой новой ступени обучения как у мальчиков, так и у девочек происходит достоверное увеличение средних показателей интеллекта, за исключением девочек - учащихся VII и VIII классов, между которыми различий не выявлено.
Выводы
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод о неравномерности развития общих интеллектуальных способностей у мальчиков и девочек в средних классах школы. Рост среднего показателя интеллекта у мальчиков с VI по X классы происходит достаточно равномерно, в то время как у девочек практически не происходит изменения в среднем показателе уровня интеллекта между VII и VIII классами, а затем происходит резкий скачок в IX классе. Возможно, это может быть следствием более раннего наступления периода переходного возраста у девочек и, соответственно, более ранней смены ведущей деятельности: ведущей деятельностью, вместо учебной, становится деятельность интимно-личного общения со сверстниками. Знание подобной закономерности может стать ориентиром в работе преподавателя с учениками в средней школе.
Необходимы дальнейшие исследования причин, вызывающих обнаруженные различия в интеллекте, и разработка методических рекомендаций для учителей, учитывающих эти гендерные особенности.
Литература
- Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб.: Питер, 2006. 431 с.
- Берн М.Ш. Гендерная психология. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. 320 с.
- Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна: «Феникс+», 2005. 512 с.
- Есипенко Е.А., Ходанович М.Ю. Половые различия при выполнении когнитивных заданий разной сложности// Вестник Томского гос. ун-та. 2014. № 379. C. 214–221.
- Клецина И.С. Гендерная психология: 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 496 с.
- Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования:2-е изд. СПб.: Речь, 2006. 392 с.
- Равен Дж. К., Корт Дж. Х., Равен Дж.Руководство к Прогрессивным Матрицам Равена и Словарным Шкалам. Раздел 3.Стандартные Прогрессивные Матрицы (Включая Параллельные и Плюс версии): Пер. с англ. М.: Когито-центр, 2002.144 с.
- Сорокова М.Г. Методы математической статистики в психологии. Саарбрюкен: Palmarium Academic Publishing, 2014. 412 с.
- Шумакова Н.Б. Психологические особенности развития интеллектуально одаренных детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. №4. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n4/57551.shtml (дата обращения: 24.01.2014).
- Щебланова Е.И. Проблема гендерных различий в психологии одаренности // Теоретическая и экспериментальная психология. 2008. № 1. С. 56–66.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6–20.
- Юркевич В.С. Современные проблемы работы с одаренными детьми [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2010. №5. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n5/Yurkevich.shtml (дата обращения: 24.01.2014).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3249
В прошлом месяце: 34
В текущем месяце: 32
Скачиваний
Всего: 1965
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 15