Гендерные особенности развития интеллекта учеников VI–X классов

1965

Аннотация

Исследование проводилось в рамках мониторинга одаренности, организованного Городским ресурсным центром одаренности Московского городского психолого-педагогического университета в 2012 г. Одна из целей исследования – выявление гендерных особенностей в интеллекте учащихся средних школ на разных этапах обучения. Объем выборки составил 2023 ученика VI–X классов 24 школ Москвы, из них 990 мальчиков и 1033 девочки. Интеллект измерялся при помощи теста Равена «Стандартные прогрессивные матрицы плюс».

Общая информация

Ключевые слова: одаренные ученики, общие интеллектуальные способности, Стандартные прогрессивные матрицы плюс Равена, гендерные различия в интеллекте, критерий Манна–Уитни, критерий Колмогорова–Смирнова, критерии Стьюдента и Фишера, однофакторный анализ

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060406

Для цитаты: Сорокова М.Г., Ермаков С.С. Гендерные особенности развития интеллекта учеников VI–X классов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 4. С. 56–70. DOI: 10.17759/psyedu.2014060406

Полный текст

 

В настоящее время в педагогической психологии актуальной проблемой является разработка диагностических критериев для выявления наиболее интеллектуально развитых учеников в каждой возрастной группе, начиная с начальной школы. Подобная диагностика необходима для создания наиболее благоприятных условий для обучения детей, чей интеллект значительно выше их среднего возрастного уровня, тех, кого можно назвать интеллектуально одаренными детьми. В.С. Юркевич [Юркевич, 2010] отмечает, что интеллектуальная одаренность является исходным типом для развития других типов, составляя базу так называемой общей одаренности («фактора G»). Н.Б. Шумакова [Шумакова, 2012] подчеркивает важность всесторонней диагностики одаренных детей уже в начальной школе, поскольку если высокие интеллектуальные способности таких учеников остаются без внимания и не получают должного развития, они постепенно «затухают» на протяжении обучения в средних классах школы.

Одним из условий определения уровня интеллекта учащихся является понимание гендерных особенностей процесса интеллектуального развития на протяжении обучения в средней школе.

В ряде исследований было показано, что интеллектуальные способности у мальчиков и девочек в среднем развиваются не одинаково. Так, Т.В. Бендас [Бендас, 2006] приводит подобные различия в результатах тестов интеллекта между мальчиками и девочками разных возрастов. Она подчеркивает, что целью исследования гендерных различий в интеллектуальных способностях является установление своеобразия полов, «чтобы можно было учитывать это своеобразие при обучении, при создании критериев оценки успешности и т. п.» [Бендас, 2006, с. 185].

Таким образом, понимание гендерных особенностей развития интеллекта на протяжении школьного обучения даст возможность сформулировать более точные критерии для выявления одаренных детей. Выявление этих особенностей и стало целью нашего исследования.

Исследование гендерных различий в интеллекте по тесту «Стандартные прогрессивные матрицы плюс» Равена

В рамках Московского мониторинга одаренности, проведенного Городским ресурсным центром одаренности МГППУ в октябре 2012 г. (рук. профессор В.С. Юркевич) нами были проанализированы гендерные различия в динамике развития интеллекта у учеников средней школы (VI-X классы). В исследовании приняли участие учащиеся 24 средних общеобразовательных школ города Москвы. Объем выборки составил 2128 учеников, однако поскольку у 105 испытуемых пол не был указан, общее число испытуемых, вошедших в окончательную выборку, составило 2023 человека, из них 990 - мальчики, 1033 - девочки.

В табл. 1 представлено распределение учеников по классам.

Таблица 1

Распределение учеников по классам (чел.)

Пол

VI класс

VII класс

VIII класс

IX класс

X класс

Всего (n1, n2)

Мальчики (n1)

222

188

203

180

197

990

Девочки (n2)

233

186

190

169

255

1033

 

Интеллект учащихся оценивался с помощью теста «Стандартные прогрессивные матрицы плюс» Равена (далее СПМ Плюс или тест Равена). Математическая обработка эмпирических данных проводилась с использованием статистического пакета IBM SPSS 19 версии.

Сотрудниками Городского ресурсного центра одаренности МГППУ М.Г. Сороковой и В.С. Юркевич была проведена стандартизация теста СПМ Плюс Равена и определены уровни развития интеллекта для школьников VI-X классов в возрасте 11-16 лет (табл. 2). В соответствии с международной терминологией [Равен, 2002] были выделены пять основных уровней развития интеллекта: I - Суперинтеллектуал, II - Интеллект явно выше среднего, III - Средний интеллект, IV - Интеллект явно ниже среднего и V - Существенное снижение интеллекта. Это позволило затем определить доли мальчиков и девочек - учащихся разных классов - на каждом уровне развития интеллекта и сопоставить полученные распределения между собой.

Таблица 2

Уровни интеллекта по тесту СПМ Плюс школьников в возрасте 11-16 лет (Москва, 2012 г.)

Уровень развития интеллекта

Возраст, лет (мес.)

11

12

13

14

15

16

от 10(7) до 11(5)

от 11 (6) до 12 (5)

от 12 (6) до 13 (5)

от 13 (6) до 14 (5)

от 14 (6) до 15 (5)

от 15(6)

до 16(5)

I

I

41-60

42-60

43-60

46-60

47-60

49-60

II

II+

40

40-41

42

44-45

45-46

47-48

II

36-40

38-41

39-42

39-45

41-46

43-48

III

III+

33-35

35-37

36-38

36-38

38-40

40-42

III

31-35

32-37

32-38

33-38

34-40

36-42

III-

31

32-33

32-34

33-34

34-36

36-38

IV

IV

26-30

26-31

26-31

27-32

29-33

31-35

IV-

26-28

26-28

26-28

27-28

29-30

31

V

V

0-25

0-25

0-25

0-26

0-28

0-30

Сравнение пропорций мальчиков и девочек с VI по X класс, находящихся на разных уровнях развития интеллекта, по критерию Хи-квадрат [Наследов, 2006; Сорокова, 2014] выявляет достоверные различия для VI класса (р< 0,01) и различия на уровне статистической тенденции для VII и VIII классов (р < 0,1). При этом в категории «Интеллект явно выше среднего» на 5,7% - 9,9 % преобладают девочки, а в категории «Интеллект явно ниже среднего» - на 7,7 % - 10,3 % преобладают мальчики (табл.3).

Таблица 3

Сравнение распределений интеллекта по тесту Равена в VI классе в группах мальчиков и
девочек по критерию Хи-квадрат

Уровень интеллекта

Количество учеников, чел.

Уровень значимости P

Девочки

Мальчики

p = 0,002**

I - Суперинтеллектуал

19 (8,2 %)

12 (5,4 %)

II - Интеллект явно выше среднего

58 (24,9 %)

36 (16,2 %)

III - Средний интеллект

116 (49,7 %)

101 (45,5 %)

IV - Интеллект явно ниже среднего

31 (13,3 %)

53 (23,9 %)

V- Существенное снижение интеллекта

9 (3,9 %)

20 (9 %)

Всего

233 (100 %)

222 (100 %)

 

Примечание. ** - различия значимы на уровне р< 0,01.

 

В «крайних» категориях соотношение несколько более сложное: среди суперинтеллектуалов в VI и VII классах немного больше девочек, а в VIII классе преобладают мальчики, а среди школьников с существенным снижением интеллекта большинство - мальчики, однако разница очень мала и составляет во всех случаях не более 5,1 %. Пропорции учащихся обоих полов со средним интеллектом практически одинаковы: разница составляет 2,3 % - 7,4 %, причем преобладать могут как девочки, так и мальчики. В IX и X классах различий нет (табл. 4), т. е. в генеральной совокупности пропорции учащихся обоих полов в каждой конкретной категории одинаковы.

Таблица 4

Сравнение распределений интеллекта по тесту Равена в X классе в группах мальчиков и девочек по критерию Хи-квадрат

Уровень интеллекта

Количество учеников, чел.

Уровень значимости P

Девочки

Мальчики

p = 0,601

I - Суперинтеллектуал

13 (5,1 %)

11 (5,6 %)

II - Интеллект явно выше среднего

54 (21,2 %)

40 (20,3 %)

III - Средний интеллект

123 (48,3 %)

83 (42,1 %)

IV - Интеллект явно ниже среднего

45 (17,6 %)

42 (21,3 %)

V - Существенное снижение интеллекта

20 (7,8 %)

21 (10,7 %)

Всего

255 (100 %)

197 (100 %)

 

Если предыдущий анализ освещал картину в целом, то проверка статистической однородности выборок мальчиков и девочек по критерию Манна-Уитни [Сорокова, 2014] позволяет увидеть более тонкие различия. Статистический анализ подтверждает достоверно более высокие показатели девочек по субшкалам В, C, D и итоговой шкале теста Равена и не выявляет различий по субшкалам А и Е (табл. 5).

Таблица 5

Сравнение средних показателей по шкалам теста Равена в группах мальчиков и девочек по
критерию Манна-Уитни

Шкала

Среднее значение

Разность средних (девочки - мальчики)

Уровень значимости Р

Девочки (n1=1006)

Мальчики (n2=972)

Субшкала А

11,44

11,37

0,07

0,155

Субшкала В

11,23

10,93

0,3

0,000***

Субшкала С

7,72

7,4

0,32

0,000***

Субшкала D

4,36

3,95

0,41

0,000***

Субшкала Е

1,86

1,75

0,11

0,125

Сумма

36,64

35,39

1,25

0,000***

 

Примечание. *** - различия значимы на уровне р< 0,001.

 

Сравнение показателей испытуемых обоих полов на каждой ступени обучения по отдельным субшкалам теста СПМ Плюс по критерию Манна-Уитни позволяет констатировать следующую динамику (табл. 6, 7).

По самой простой шкале А девочки показывают лучшие результаты только в VI и в IX классах (р=0,003 и p=0,031 соответственно), а по чуть более сложной шкале В - с VI по IX классы (р=0,002 и p=0,033). Существенно более сложные шкалы С и D демонстрируют следующую динамику: результаты девочек выше только в VI и VII классах (р=0,000 и p=0,029), а с VIII по X классы различий нет. По самой сложной шкале Е результаты одинаково низкие у представителей обоих полов, различий не выявлено ни на одной ступени обучения. Отметим, что в X классах гендерных различий нет ни по одной шкале, в том числе и по итоговой. Вместе с тем, даже в тех случаях, когда различия имеют место, преобладание показателей девочек над показателями мальчиков весьма незначительно: разность средних по всем шкалам, кроме итоговой, не превышает 0,62 балла.

Таблица 6

Сравнение средних показателей учащихся VI классов по шкалам теста Равена в группах
мальчиков и девочек по критерию Манна-Уитни

Шкала

Среднее значение

Разность средних (девочки - мальчики)

Уровень значимости Р

Девочки (n1 = 233)

Мальчики (n2 = 222)

Субшкала А

11,41

11,17

0,24

0,003**

Субшкала В

11,01

10,49

0,52

0,002**

Субшкала С

7,12

6,55

0,57

0,000***

Субшкала D

3,43

2,82

0,61

0,001***

Субшкала Е

1,3

1,3

0

0,813

Сумма

34,27

32,32

1,95

0,000***

Примечание. ** - различия значимы на уровне р< 0,01; *** - различия значимы на уровне р < 0,001.

Таблица 7

Сравнение средних показателей учащихся X классов по шкалам теста Равена в группах
мальчиков и девочек по критерию Манна-Уитни


Шкала

Среднее значение

Разность средних (девочки - мальчики)

Уровень значимости Р

Девочки (n1 = 255)

Мальчики (n2 = 197)

Субшкала А

11,56

11,61

-0,05

0,335

Субшкала В

11,52

11,41

0,11

0,1

Субшкала С

8,49

8,42

0,07

0,542

Субшкала D

5,58

5,19

0,39

0,097

Субшкала Е

2,6

2,37

0,23

0,224

Сумма

39,75

38,99

0,76

0,109

При исследовании гендерных различий особый интерес представляет итоговая шкала теста Равена, поэтому нами была проведена дополнительная проверка статистической однородности обеих групп параметрическими методами: проверка равенства дисперсий по критерию Фишера и равенства средних по критерию Стьюдента [Наследов, 2006; Сорокова, 2014]. Корректность применения этих методов подтверждается результатами проверки нормальности выборок испытуемых обоих полов на каждой из ступеней обучения по критерию Колмогорова - Смирнова [Наследов, 2006; Сорокова, 2014] (табл. 8): распределение показателей девочек немного отличается от нормального только в VI классах (р=0,046; р < 0,05), а мальчиков - только в VII и IX классах (в обоих случаях р < 0,05). Визуально, однако, даже в этих случаях распределения очень похожи на нормальное (см., например, рис. 1). Поскольку отклонения от нормальности в отдельных случаях все же присутствуют, наряду с упомянутыми параметрическими критериями использовался также критерий Манна-Уитни (табл. 8).

Таблица 8

Проверка нормальности распределения показателей учащихся VI-X классов по итоговой

шкале теста Равена в группах мальчиков и девочек по критерию Колмогорова-Смирнова

Пол

Уровень значимости р

VI класс

VII класс

VIII класс

IX класс

X класс

Девочки

0,046*

0,058

0,219

0,114

0,346

Мальчики

0,074

0,035*

0,405

0,020*

0,092

 

Примечание. * - различия значимы на уровне р< 0,05.


Сравнительный анализ показателей по итоговой шкале теста Равена (табл. 9) не выявил различий в дисперсиях у мальчиков и девочек ни на одной ступени обучения, а превышение средних показателей у девочек выявляется по критерию Стьюдента только в VI классах (р< 0,001), а по критерию Манна-Уитни - еще и в VII и IX классах (р < 0,05). Однако разность средних имеет тенденцию к уменьшению: от 1,95 в VI классах до 1,19 в VII классах и 1,06 в IX классах.

Таблица 9

Проверка статистической однородности показателей интеллекта по итоговой шкале теста
Равена в группах мальчиков и девочек в VI-X классах по критериям Манна-Уитни, Фишера,
Стьюдента

Класс

Средние

Стандартные отклонения

Уровень значимости р

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Критерий Фишера

Критерий Стьюдента

Критерий Манна- Уитни

VI класс

34,27

32,32

5,12

5,42

0,412

0,000**

0,000**

VII класс

35,34

34,15

6,21

6,55

0,965

0,072

0,019*

VIII класс

35,79

35,72

5,41

5,90

0,138

0,902

0,579

IX класс

37,88

36,82

5,85

5,07

0,133

0,073

0,025*

X класс

39,75

38,99

5,94

6,17

0,439

0,184

0,109

 

 

Примечание:             *              -             различия             значимы на уровне р<0,05;

 

** - различия значимы на уровне р < 0,001.

Уровень развития интеллекта на разных ступенях обучения у мальчиков и девочек

Влияние фактора «ступень обучения» на интеллект как у девочек, так и у мальчиков (табл.10) подтверждается с высокой достоверностью и методом непараметрического однофакторного анализа по Краскелу-Уоллису, и методом однофакторного дисперсионного анализа (р< 0,001) [Наследов, 2006; Сорокова, 2014]. При этом имеет место статистически значимая тенденция роста средних показателей интеллекта с увеличением номера класса (Джонкхиер, р<0,001), также отраженная на рис. 2 и 3. Попарное сравнение показателей мальчиков на соседних ступенях обучения по критерию Манна-Уитни показывает достоверное увеличение средних значений интеллекта в каждом последующем классе по сравнению с предыдущим, т. е. наличие «скачка» в развитии интеллекта. У девочек наблюдается та же закономерность во всех случаях, кроме одного: между показателями в VII и VIII классах различий не выявлено (см. также «плато» на рис. 2).

Таблица 10

Исследование динамики средних показателей интеллекта с возрастом у мальчиков и девочек
по критериям Краскела-Уоллиса, Джонкхиера и методом однофакторного дисперсионного
анализа ANOVA 

Пол

Среднее значение

Уровень значимости р

VI класс

VII класс

VIII класс

IX класс

X класс

Краскел- Уоллис

Джонкхиер

ANOVA

Девочки

34,27

35,34

35,79

37,88

39,75

0.000***

0.000***

0.000***

Мальчики

32,32

34,15

35,72

36,82

38,99

0.000***

0.000***

0.000***

 

Примечание. *** - различия значимы на уровне р< 0,001.

На рис. 2 и 3 графически представлена динамика изменения средних значений результатов теста Равена с VI по X классы для девочек и мальчиков соответственно.

 


 

Анализ результатов

Анализ результатов проведенного исследования позволил выявить следующие гендерные особенности подростков - учащихся VI-X классов.

В VI-VIII классах доля девочек в категории «Интеллект явно выше среднего» больше, а в категории «Интеллект явно ниже среднего» - меньше, чем мальчиков, а доли учащихся обоих полов со средним интеллектом на этой ступени обучения практически одинаковы, хотя незначительное преобладание возможно как среди девочек, так и среди мальчиков. В IX и X классах различий в пропорциях не выявлено. В целом, девочки демонстрируют также достоверно более высокие показатели по субшкалам В, C, D и итоговой шкале теста Равена, чем мальчики, и отсутствие различий по субшкалам А и Е.

По самой простой шкале А девочки показывают лучшие результаты по сравнению с мальчиками в VI и IX классах, по более сложной шкале В - с VI по IX классы. Существенно более сложные шкалы С и D демонстрируют следующую динамику: результаты девочек выше только в VI и VII классах, а с VIII по X класс различий нет. По самой сложной шкале Е различий не выявлено ни на одной ступени обучения. В X классах гендерных различий нет ни по одной шкале, в том числе по итоговой. Вместе с тем, даже в тех случаях, когда различия имеют место, преобладание показателей девочек над показателями мальчиков весьма незначительно: разность средних по всем шкалам, кроме итоговой, не превышает 0,62 балла.

Сравнительный анализ показателей по итоговой шкале теста Равена не выявил различий в дисперсиях у мальчиков и девочек ни на одной ступени обучения, а превышение средних показателей у девочек выявляется по Стьюденту только в VI классах, а по Манну- Уитни - еще и в VII классах и IX классах. Разность средних имеет тенденцию к уменьшению: от 1,95 в VI классах до 1,19 в VII классах и 1,06 в IX классах.

Е.В. Щебланова [Щебланова, 2008], ссылаясь на ряд источников в отечественной и зарубежной психологии, также подчеркивает, что до начала подросткового возраста девочки по психометрическим показателям умственного развития опережают мальчиков. В дальнейшем эти показатели сглаживаются. Также имеются данные исследований гендерных различий по интеллекту, которые показывают, что подобные различия проявляются не по общему показателю интеллекта, а по различным его составляющим. Так, у мальчиков выше невербальные, математические способности, а у девочек - вербальные [Голубева, 2005; Есипенко, 2014; Клецина, 2009]. Используемая нами методика «Стандартные прогрессивные матрицы плюс» Равена диагностирует невербальный компонент общего интеллекта, поэтому полученные результаты позволяют по-новому взглянуть на гендерные различия в развитии невербального интеллекта, и обратить внимание на то, что у девочек в VI, VII и IX классах он оказался статистически значимо выше, чем у мальчиков.

С возрастом гендерные различия в интеллекте сглаживаются и, как показывают результаты нашего исследования, уже в X классе статистически значимых различий в средних показателях между мальчиками и девочками нет. Такой результат согласуется с данными других эмпирических исследований гендерных различий в интеллекте [Бендас, 2006; Берн, 2002]. Например, М.Ш. Берн [Берн, 2002] отмечает, что небольшие различия находят в отдельных вербальных, математических способностях и пространственном мышлении, но даже когда гендерные различия, связанные с когнитивными способностями, все-таки обнаруживают, они весьма незначительны, составляя в среднем примерно 5-10 % .

Таким образом, статистически подтверждается значимая тенденция роста показателей интеллекта с переходом из класса в класс как у мальчиков, так и у девочек. При этом на каждой новой ступени обучения как у мальчиков, так и у девочек происходит достоверное увеличение средних показателей интеллекта, за исключением девочек - учащихся VII и VIII классов, между которыми различий не выявлено.

Выводы

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод о неравномерности развития общих интеллектуальных способностей у мальчиков и девочек в средних классах школы. Рост среднего показателя интеллекта у мальчиков с VI по X классы происходит достаточно равномерно, в то время как у девочек практически не происходит изменения в среднем показателе уровня интеллекта между VII и VIII классами, а затем происходит резкий скачок в IX классе. Возможно, это может быть следствием более раннего наступления периода переходного возраста у девочек и, соответственно, более ранней смены ведущей деятельности: ведущей деятельностью, вместо учебной, становится деятельность интимно-личного общения со сверстниками. Знание подобной закономерности может стать ориентиром в работе преподавателя с учениками в средней школе.

Необходимы дальнейшие исследования причин, вызывающих обнаруженные различия в интеллекте, и разработка методических рекомендаций для учителей, учитывающих эти гендерные особенности.

Литература

  1. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб.: Питер, 2006. 431 с.
  2. Берн М.Ш. Гендерная психология. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. 320 с.
  3. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна: «Феникс+», 2005. 512 с.
  4. Есипенко Е.А., Ходанович М.Ю. Половые различия при выполнении когнитивных заданий разной сложности// Вестник Томского гос. ун-та. 2014. № 379. C. 214–221.
  5. Клецина И.С. Гендерная психология: 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 496 с.
  6. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования:2-е изд. СПб.: Речь, 2006. 392 с.
  7. Равен Дж. К., Корт Дж. Х., Равен Дж.Руководство к Прогрессивным Матрицам Равена и Словарным Шкалам. Раздел 3.Стандартные Прогрессивные Матрицы (Включая Параллельные и Плюс версии): Пер. с англ. М.: Когито-центр, 2002.144 с.
  8. Сорокова М.Г. Методы математической статистики в психологии.  Саарбрюкен: Palmarium Academic Publishing, 2014.  412 с.
  9. Шумакова Н.Б. Психологические особенности развития интеллектуально одаренных детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. №4. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n4/57551.shtml  (дата обращения: 24.01.2014).
  10. Щебланова Е.И. Проблема гендерных различий в психологии одаренности // Теоретическая и экспериментальная психология. 2008. № 1. С. 56–66.
  11. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6–20.
  12. Юркевич В.С. Современные проблемы работы с одаренными детьми [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2010. №5. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n5/Yurkevich.shtml  (дата обращения: 24.01.2014).

Информация об авторах

Сорокова Марина Геннадьевна, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой «Цифровое образование», руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1000-6487, e-mail: sorokovamg@mgppu.ru

Ермаков Сергей Сергеевич, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории «Информационные технологии для психологической диагностики», доцент кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», доцент кафедры «Прикладная математика» факультета «Информационные технологии», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4330-2618, e-mail: ermakovss@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3249
В прошлом месяце: 34
В текущем месяце: 32

Скачиваний

Всего: 1965
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 15