Подросток в онлайн-игре: включенное наблюдение и опыт социальной работы

1643

Аннотация

В статье говорится о необходимости изменения существующих сегодня представлений о развитии в подростковом возрасте. Приведены описания наблюдений за поведением подростков в онлайн-игре «ДрагонНест», проведенных в 2013 г. специалистами Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» МГППУ, которые позволили сделать предположения о возникающих возрастных задачах подросткового возраста. В качестве теоретической основы при построении этой работы был выбран восстановительный подход, являющийся практическим приложением культурно-исторической теории и теории деятельности к оказанию социальной и психологической помощи подросткам.

Общая информация

Ключевые слова: подросток, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, онлайн-игры, задачи подросткового возраста

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060411

Для цитаты: Хломов К.Д., Кондрашкин А.В., Кузин П.А., Калякина С.М., Тюльканова К.И., Медведев Д.П. Подросток в онлайн-игре: включенное наблюдение и опыт социальной работы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 4. С. 118–133. DOI: 10.17759/psyedu.2014060411

Фрагмент статьи

Целью данной статьи является соотнесение существующих теоретических представлений о подростковом возрасте с актуальным социальным контекстом современного подростка на примере онлайн-игры.Последние 10 лет в центре «Перекресток» развивается восстановительный подход – подход к оказанию социальной и психологической помощи подросткам, являющийся практическим приложением культурно-исторической теории и теории деятельности. Ключевое положение состоит в том, что социальная ситуация развития включает в себя восприятие ребенком окружающих людей и отношений с ними. Социальная ситуация развития является тем основанием, на котором возможно удовлетворение основных потребностей подростка и зарождение психологических новообразований [3]. Изменения социальной среды подростков влекут за собой изменения в их развитии, что сейчас, как нам кажется, не находит своего отражения в теоретических представлениях [5; 9; 10; 11; 12]. В данной статье обсуждение будет опираться на экспериментальный опыт установления контакта и осуществления социальной работы с подростками в онлайн-игре.

Литература

  1. Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. От Мы-медия к Я-медия: трансформации идентичности в виртуальном мире  // Вопросы психологии. 2009. № 3.  С. 3–16.
  2. Барцалкина В.В. Терапия последствий детских травм, депривации и насилия как профилактика аддиктивного поведения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2010. №5. URL: http://psyedu.ru/journal/2010/5/Bartsalkina.phtml (дата обращения: 23.08.2014).
  3. Выготский Л.С. Педология подростка. М.: Бюро заочного обучения при 2 МГУ, 1929–1931. 172 с.
  4. Кон И.С. Ребенок и общество. Историко-этнографическая перспектива.  М.: Наука, 1988. 270 с.
  5. Кондрашкин А.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков, находящихся в различных социальных ситуациях развития: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2013. 24 c.
  6. Кондрашкин А.В., Хломов К.Д. Постановка проблемы: девиантное поведение подростков, социальная ситуация и Интернет // Юридическая психология. 2013. № 1. С.18–24.
  7. Леонтьев А.Н. Формирование личности// Психология личности в трудах отечественных психологов/ Сост. Л.В. Куликов.  СПб.: Питер,2000. С.166–178.
  8. Леонтьев Д.А. Факторы и психологические механизмы развития личности в затрудненных условиях [Электронный ресурс] // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. 2011. URL:https://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44032.shtml (дата обращения: 20.08.2014).
  9. Поливанова К.Н. Психологический анализ возрастной периодизации [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2006. № 1. URL: https://psyjournals.ru/kip/2006/n1/Polivanova.shtml (дата обращения: 20.08.2014).
  10. Поливанова К.Н. Изменение детства: проверка гипотезы [Электронный ресурс]  // На пороге взросления. 2011. URL: https://psyjournals.ru/na_poroge_vzrosleniya/issue/48299.shtml (дата обращения: 20.08.2014).
  11. Поливанова К.Н. Практики развития: взросление в современном мире (Доклад) [Электронный ресурс] // Материалы научно-экспертного семинара «Новое детство». URL: https://psyjournals.ru/newchildhood/issue/56295.shtml (дата обращения: 20.08.2014).
  12. Хломов К.Д. Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация, анализ факторов изменения среды развития [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. №1. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Hlomov.phtml (дата обращения: 23.08.2014).
  13. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1999.  672 с.
  14. Цымбаленко С.Б. Подрастающее поколение в российском информационном пространстве ХХIвека // Международный электронный научно-образовательный журнал «Медиа. Информация. Коммуникация». 2012. №2.URL:  http://mic.org.ru/phocadownload/2-cimbalenko.pdf (дата обращения: 23.08.2014).
  15. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб.пособие для студ./ Сост. Л.М. Семенюк; под. ред. Д.И. Фельдштейна.  М.: Институт практической психологии, 1994. С. 169–176.
  16. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.  М.: Прогресс, 1996.  344 с.
  17. BrianD. Ng, Wiemer-HastingsP. AddictiontotheInternet and Online Gaming //CyberPsychology and Behavior. 2005. Vol. 8(2). P. 110–113. doi:10.1089/cpb.2005.8.110. PublishedinVolume: 8 Issue 2: June 6, 2005.
  18. Cole H., Griffiths M. Social interactions in massively multiplayer online role-playing gamers// CyberPsychology and Behavior. 2007. Vol. 10. P. 575–583.
  19. Compas B.Coping with stress during childhood and adolescence //Psychological Bulletin.1987. Vol. 101. P.393–403.
  20. Hill P. Recent advances in selected aspects of adolescent development // Child Psychol. Psychial. 1993.Vol. 34.№. 1.P. 69–99.
  21. Khlomov K. Counselors and Adolescents appraisals of psychological counseling effects. Role and Effectiveness// XXX International Congress of Psychology. Cape Town, SA: Psychology Press; Taylor and Francis Group, 2012. 793 p.
  22. Ming Liu, Wei Peng. Author's personal copy. Cognitive and psychological predictors of the negative outcomes associated with playing MMOGs (massively multiplayer online games). Computers in Human Behavior.URL: https://www.msu.edu/~pengwei/Cognitive%20and%20psychological%20predictors%20of%20the%20negative%20outcomes%20associated%20with%20playing%20MMOGs.pdf(датаобращения: 23.08.2014).

Информация об авторах

Хломов Кирилл Даниилович, кандидат психологических наук, доцент, начальник психологической службы, старший научный сотрудник, лаборатория когнитивных исследований факультета психологии института общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ФГБОУ ВО РАНХиГС), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1016-6154, e-mail: khlomov-kd@universitas.ru

Кондрашкин Артем Владимирович, кандидат психологических наук, начальник отдела «Работа с подростками на территории» Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: artem.kondrashkin@gmail.com

Кузин Павел Андреевич, психолог отдела «Работа с подростками на территории» Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: Intergalactic19@gmail.com

Калякина Софья Михайловна, психолог отдела «Работа с подростками на территории» Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: sonyatina@yahoo.com

Тюльканова Кристина Игоревна, социальный педагог отдела «Работа с подростками на территории» Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: tulkanovakris@gmail.com

Медведев Данила Павлович, волонтер отдела «Работа с подростками на территории» Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: hawk_moon@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4486
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 1643
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 10