Особенности умственного и психомоторного развития детей раннего возраста, рожденных с помощью абдоминального способа родоразрешения

1851

Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей развития детей, рожденных с помощью абдоминального способа родоразрешения (операции кесарева сечения). Представлены данные о специфике обучаемости, мотивации, мышления, внимания, речи, кинестетической организации движений, мелкой моторики рук детей, рожденных с помощью абдоминального способа родоразрешения. В исследовании приняли участие 40 детей в возрасте от двух лет восьми месяцев до трех лет.

Общая информация

Ключевые слова: ранний возраст, абдоминальный способ родоразрешения, психическое развитие, умственное развитие, психомоторное развитие

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070103

Для цитаты: Ревякина Ю.В., Ярославцева И.В. Особенности умственного и психомоторного развития детей раннего возраста, рожденных с помощью абдоминального способа родоразрешения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 1. С. 30–38. DOI: 10.17759/psyedu.2015070103

Фрагмент статьи

Согласно современным взглядам, абдоминальное родоразрешение следует рассматривать в качестве источника не только родовой травмы, но и перинатальной психотравмы. Последняя обусловлена неожиданностью и неподготовленностью ребенка (в случае рождения с помощью операции кесарева сечения) к переходу во внеутробное существование, характеризуется шоковым состоянием и вызывает нервно-психическую и интеллектуальную депривации у ребенка, которые чрезвычайно трудно поддаются коррекции [2; 5]. Кесарево сечение как разновидность абдоминального родоразрешения является одним из факторов натального и постнатального воздействий, которые могут отражаться в особенностях онтогенеза ребенка – как в форме индивидуальных вариантов психического развития, так и в форме клинических и субклинических отклонений. Получивший распространение специфический субклинический синдром функциональной недостаточности подкорковых образований мозга характеризуется выраженной эмоциональной лабильностью (реагированием), быстрой истощаемостью, неадекватными реакциями на происходящее, патологическим упрямством, неустойчивым вниманием, нестабильной успеваемостью, тенденцией к ригидности (неспособность к изменению) психических процессов [9]. 

Литература

  1. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте: 2-е изд.  СПб.: Питер, 2008. 80 с.
  2. Горячева Т.Г., Сафонкина А.В. Нейропсихологический анализ сформированности высших психических функций у детей, рожденных с помощью кесарева сечения // Развитие научного наследия А.Р. Лурия в отечественной и мировой психологии: Материалы третьей международной научно-практической конференции. Белгород, БелГУ, 9–12 окт. 2010 г. / Под. ред. В.А. Москвина. Белгород, Издат.-полиграф. центр «ПОЛИТЕРРА», 2010. С. 37–43.
  3. Динамика нервно-психического развития детей, родившихся с помощью кесарева сечения / Герман Д.Г., Михлин В.М., Королькова Н.М., Коровкина Ф.Н.// Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2008. № 9. C. 12–24.
  4. Кошелева Е.А. «Кесарята»: психологические особенности подростков, рожденных путем кесарева сечения // Психологическая газета.   1997. № 10 (25). С. 41–54.
  5. Лозинская А.В. Анализ особенностей психического развития детей, рожденных с помощью кесарева сечения / Развитие научного наследия А.Р. Лурия в отечественной и мировой психологии: Материалы третьей международной научно-практической конференции. Белгород, БелГУ, 9–12 окт. 2007 г. / Под. ред. В.А. Москвина. Белгород, Издат.-полиграф. центр «ПОЛИТЕРРА», 2007. С. 49–53.
  6. Психология человека от рождения до смерти: Психологический атлас человека / Под  ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 651 с.
  7. Султанова А.С. Последствия кесарева сечения для психического онтогенеза ребенка // Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / Сост. А.Н. Васина. М.: УРАО, 2005. С. 236–254.
  8. Стребелева Е.А. Ранняя диагностика умственного развития. М.: Петит, 2004. 278 с.
  9. Цыбелова Э.М. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия у доношенных новорожденных, извлеченных путем операции кесарева сечения: Дис. ... канд. мед. наук. Иркутск, 2009. 169 с.
  10. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 32–45.
  11. Эльконин Д.Б. Психология игры: 2-е изд. М.: Владос, 1999. 360 с.

Информация об авторах

Ревякина Юлия Владимировна, аспирант кафедры медицинской психологии факультета психологии, Иркутского Государственного Университета, Иркутск, Россия, e-mail: revyulia@bk.ru

Ярославцева Ирина Владиленовна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой медицинской психологии факультета психологии, Иркутского государственного университетаи и ФГБНУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека», Иркутск, Россия, e-mail: ya-irk@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3804
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 22

Скачиваний

Всего: 1851
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 24