Особенности полового диморфизма когнитивных способностей и структуры интересов подростков с высоким уровнем интеллекта

955

Аннотация

Представлены результаты исследования факторов возрастной динамики интеллектуальных способностей когнитивно одаренных подростков, а именно проявления полового диморфизма их интеллектуальной сферы и интересов. Описывается эмпирическая проверка гипотезы о наличии специфики полового диморфизма интеллектуальных способностей подростков с высоким IQ. В группу исследования вошли 249 подростков (Санкт-Петербург)в возрасте 14–17 лет, в том числе: 132 подростка с высоким IQ – 81 девочка и 51 мальчик, 117 подростков со средним IQ – 66 девочек и 51 мальчик.

Общая информация

Ключевые слова: интеллектуальные способности, половой диморфизм, когнитивная одаренность, подростки, высокий интеллект, IQ

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070111

Для цитаты: Саулина Е.Б. Особенности полового диморфизма когнитивных способностей и структуры интересов подростков с высоким уровнем интеллекта [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 1. С. 111–121. DOI: 10.17759/psyedu.2015070111

Полный текст

 

В ряду многих исследований [Ильин, 2000; Судаков, 2000; Хеллер, 1991; Grossi; Johnson S. Early-developed; Maccoby E.E; Neisser], посвященных вопросу полового диморфизма интеллектуальных способностей, недостаточно изученным является вопрос особенностей проявления полового диморфизма в зависимости от уровня интеллектуального развития. Мы провели исследование особенностей полового диморфизма интеллектуальных способностей подростков с высоким уровнем интеллекта.

В группу исследования вошли 249 подростков в возрасте 14-17 лет, учащихся в обычных школах Санкт-Петербурга: 132 подростка с показателем IQ от 115 до 142 баллов, который, согласно тесту исследований структуры интеллекта «УИТ» [Батурин, 2003], относится к диапазону от верхней границы «хорошей нормы» до «очень высокого интеллекта» - группа подростков с высоким уровнем интеллекта (81 девочка и 51 мальчик); 117 подростков с показателем IQ от 70до 115 баллов, который, согласно тесту «УИТ», относится к диапазону от «сниженной нормы» до нижней границы «хорошей нормы» - подростки со средним уровнем интеллекта (66 девочек и 51 мальчик).

В ходе исследования применялись следующие методики.

Универсальный интеллектуальный тест (УИТ), разработанный Н.А. Батуриным и Н.А. Курганский в 1995 г. [Батурин, 2003]. Он рекомендован Министерством образования РФ для исследования интеллекта учащихся VIII-XI классов. Методика имеет четыре равнозначные параллельные формы (А, Б, В и Г), каждая из которых состоит из 11 субтестов, предназначенных для диагностики различных интеллектуальных функций. Тест хорошо зарекомендовал себя в многолетних обследованиях динамики умственного развития школьников.

Субтесты УИТ определяют:

«Осведомленность» - информированность, эрудицию, степень приобщения к культуре, познавательные процессы, объем долговременной памяти;

«Скрытые фигуры» - гибкость восприятия, независимость от поля зрения;

«Пропущенные слова» - способность к оперированию вербальным материалом, понимание содержания, скорость восприятия текста;

«Арифметические задачи» - способность к концентрации активного внимания, развитие практического математического мышления;

«Понятливость» - объем практических знаний, умение строить умозаключения на основе жизненного опыта, наблюдательность, здравый смысл;

«Исключение изображений» - гибкость мышления, способность к инсайту, умение находить перцептивно-логические связи;

«Аналогии» - чувство языка, комбинаторно-логическое мышление, способность находить приблизительные решения;

«Числовые ряды» - развитие индуктивного мышления, умение оперировать числами, а также способность улавливать ритм;

«Умозаключения» - развитие дедуктивного мышления, способность оперировать упорядоченной информацией, помехоустойчивость суждений;

«Геометрическое сложение» - развитие образного мышления, пространственного воображения, перцептивно-комбинаторные способности;

«Заучивание слов» - эффективность процессов оперативной памяти и процессов сосредоточения.

Биографическая анкета (составлена исполнителем исследования). Ранее она использовалась в исследовании «Социальная ситуация развития интеллектуально одаренных подростков Санкт-Петербурга» [Саулина, 2009]. Содержит 19 вопросов о составе семьи, дополнительных образовательных услугах, сфере интересов реальных достижениях и т. д., охватывающих социальную ситуацию развития школьника.

Математическая обработка данных осуществлялась с помощью программы SPSS Statistics 20; был проведен двухфакторный дисперсионный анализ, для сравнительного анализа использовался t-критерий Стьюдента.

Результаты

В обеих группах сравнивались интеллектуальные показатели мальчиков и девочек. Достоверные различия были выявлены в группе когнитивно одаренных подростков; в группе подростков со средним уровнем интеллекта значимых различий не обнаружено (табл.1).

Таблица 1

Сравнение показателей интеллектуально-творческих способностей у мальчиков (1) и девочек

(2) группы когнитивно одаренных подростков

Переменная

М1

М2

t- критерий

6 1

6 2

Вербальные способности

Субтест «Пропущенные слова»

13,16

14,38

2,6*

2,7

2,2

Субтест «Аналогии»

12,84

14,07

2,879**

2,2

2,4

Математические способности

Субтест «Арифметические задачи»

15,35

14,02

2,883**

3,3

2,4

Пространственное мышление

Субтест «Скрытые фигуры»

10,67

11,78

2,407*

2,7

2,1

Субтест «Исключение изображений»

12,09

13,35

2,626*

2,3

2,5

Оперативная память концентрация внимания

Субтест «Заучивание слов»

9,74

12,01

5,055**

2,7

2

Суммарный уровень интеллекта

IQ

120,5

6

126,49

2,492*

17,1

17,6

 

Примечание.*- p=0,05**- p=0,001.

Табл. 1 показывает, что когнитивно одаренные девочки достоверно превосходят когнитивно одаренных мальчиков в области вербальных (субтесты «Пропущенные слова» и «Аналогии»), пространственных (субтесты «Скрытые фигуры» и «Исключение изображений»), мнестических (субтест «Заучивание слов») мыслительных способностей, а также по общему уровню IQ. В то же время когнитивно одаренные подростки мальчики превосходят девочек в области математических мыслительных способностей (субтест «Арифметические задачи»).

Таким образом, можно предположить, что уровень развития целого спектра интеллектуальных способностей в группе когнитивно одаренных подростков более чувствителен к фактору половых различий по сравнению с группой подростков со средним уровнем интеллекта.

Значительное влияние на интеллект образа жизни, деятельности и ценностей описывается в ряде исследований [Maccoby E.E; Ильин, 2000]. Мы же обратились к анализу структуры интересов исследуемых подростков как компонентов направленности личности, определяющих предпочитаемую деятельность [Ильин, 2000] (табл. 2).

Таблица 2

Процентное соотношение выраженности интересов различных групп у когнитивно одаренных

подростков и у подростков со средним уровнем интеллекта (%)

№ п/п

Сфера интересов

Когнитивно одаренные

Средний интеллект

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

1

Точные науки и техника

34

9

33

4

2

Гуманитарная сфера

30

35

19

34

3

Естественные науки

2

8

0

2

4

Творчество

11

34

16

35

5

Спорт

13

5

27

14

6

Другое

9

9

4

11

 

Табл. 2 показывает, что в обеих исследуемых группах процент интересов к точным наукам и технике у мальчиков выше, чем у девочек, в несколько раз. У девочек обеих групп в большей степени, по сравнению с мальчиками, выражены интересы в гуманитарной и творческой сферах, а также в сфере естественных наук.

Обратившись к данным табл. 1, мы можем увидеть сходство в структуре различий интеллектуальных способностей и интересов когнитивно одаренных девочек и мальчиков: процент мальчиков, интересующихся точными науками и техникой, выше, чем процент девочек, и уровень демонстрируемых математических способностей у мальчиков также выше; процент девочек, проявляющих интерес к гуманитарной области и занятиям, связанным с различными искусствами, среди девочек выше, и показатели ряда их вербальных способностей выше, чем у мальчиков. Необходимо обратить внимание на то, что, несмотря на наличие аналогичных различий в процентном соотношении выраженности интересов у мальчиков и девочек со средним уровнем интеллекта, мы не наблюдаем у них различий в уровне развития интеллектуальных способностей.

Обсуждение результатов

Данные о более высоких результатах у одаренных мальчиков в вычислительной сфере были получены прежде и в мюнхенском комплексном исследовании одаренности [Судаков, 2000], а также в 50-летнем лонгитюдном американском исследовании [Lubinski, 1994] и ряде других работ [Maccoby E.E]. В результате мюнхенского исследования также были получены данные о том, что одаренные девочки превосходят мальчиков по показателям обработки вербальной информации [Судаков, 2000], приводились данные о превосходстве в вербальном спектре девочек со средним уровнем развития способностей [Ильин, 2000].

Превосходство когнитивно одаренных девочек по показателям оперативной памяти (субтест «Заучивание слов»; табл. 1) согласуются с результатами ряда исследований [Ильин, 2000; Судаков, 2000; Grossi].

Полученные нами данные о некотором преобладании в структуре интересов девочек сферы естественных наук (по сравнению с мальчиками) перекликаются с данными о том, что одаренные женщины выбирали в качестве области самореализации естественные науки чаще, чем мужчины [Johnson S. Early-developed]. В то же время многие эмпирические работы показывали, что девочки меньше интересуются областями, традиционно относимыми к «мужским», и чувствуют себя в этих областях менее уверенно [Судаков, 2000]. Возможно, исходя из результатов нашего исследования, это в меньшей степени относится к группе когнитивно одаренных девочек.

Когнитивно одаренные девочки показывают, как описано выше, более высокий уровень пространственных мыслительных способностей и больший процент выраженности интересов к естественным наукам, успехи в области которых обуславливаются, в том числе, и потенциалом в области пространственного мышления [Полунина, 2010]. В то же время исследования лиц со средним уровнем способностей фиксируют более высокие показатели в области пространственного мышления у мальчиков [Lubinski, 1994; Maccoby E.E].

Таким образом, мы видим, что у подростков обеих исследуемых групп есть выраженный половой диморфизм в структуре сферы интересов. При этом у когнитивно одаренных он также проявляется синхронным образом в структуре интеллектуальных способностей, а у подростков со средним интеллектом мы такого эффекта не наблюдаем.

Иными словами, развитие интеллектуальных способностей когнитивно одаренных подростков оказывается значительно более тесно связанным с особенностями полового диморфизма сферы их интересов, чем у сверстников со средними интеллектуальными способностями.

На основании полученных данных мы можем предположить, не исключая возможность взаимовлияния, что интеллектуальное развитие когнитивно одаренных детей оказывается более чувствительным к структуре их интересов и, как следствие предпочитаемых интересов, к наиболее часто выбираемой сфере деятельности и познания, чем умственное развитие детей со средними интеллектуальными способностями.

Необходимо отметить, что результаты работы J. Freeman (1983) показывают, что окружающая среда оказывает на развитие одаренных детей более сильное воздействие, чем на детей со средними способностями [Freeman]. Таким образом, можно предположить, что у подростков с высоким уровнем интеллекта в области развития интеллектуальных способностей шире норма реакции [Александров А.А, 2004], чем у подростков со средним уровнем развития умственных способностей. Иными словами, развитие интеллектуальных способностей подростков с высоким IQ более чувствительно к воздействиям среды, чем интеллектуальное развитие подростков со средними интеллектуальными способностями.

Также не исключено, что большая чувствительность интеллектуального развития подростков с высоким уровнем IQ к структуре интересов может быть связана с большей устойчивостью их интересов по сравнению с детьми, обладающими средними интеллектуальными способностями [Александров А.А, 2004]. С точки зрения нейропсихологии, устойчивый интерес к какой-либо сфере является доминирующей мотивацией, которая настраивает мозг на большую чувствительность к восприятию определенных элементов действительности и создает специфическое возбуждение нейронов мозга, обусловленное восприятием информации, связанной с доминирующей мотивацией или, иными словами, интересом [Туник, 2009]. Более того, в серии исследований было зафиксировано формирование локального утолщения серого вещества большого мозга в результате тренировки какого-либо интеллектуального навыка [Александров А.А, 2004; Крылова, 2003]. Данные нейропсихологических исследований свидетельствуют также о положительной корреляции интеллекта и толщины серого вещества в височной и префронтальной коре у людей старше 11 лет [Крылова, 2003]. Иными словами, активная мыслительная деятельность подростков с высоким уровнем интеллекта, связанная с их интересом к точным, гуманитарным или естественным наукам, может создавать эффект тренировки, нейропсихологическим следствием которого является утолщение серого вещества в соответствующих отделах коры головного мозга, а психологическим следствием - более высокий уровень развития интеллектуальных способностей, связанных с обусловленной интересом мыслительной деятельностью.

Таким образом, можно сказать, что мы имеем две альтернативные гипотезы относительно причин ярко выраженного полового диморфизма интеллектуальных способностей у подростков с высоким уровнем интеллекта и отсутствия достоверных различий, обусловленных полом, в уровне развития интеллектуальных способностей у подростков со средним уровнем интеллекта.

Гипотеза 1. У подростков с высоким уровнем интеллекта шире норма реакции в области развития интеллектуальных способностей, чем обусловливается большая чувствительность последних к половому диморфизму их структуры интересов как фактору влияния среды.

Гипотеза 2. Подростки с высоким уровнем интеллектуальных способностей проявляют большую устойчивость интересов, что обусловливает более выраженный относительно сверстников со средними умственными способностями эффект тренировки соответствующих доминирующим интересам интеллектуальных способностей, который обусловлен нейропсихологическими механизмами, и таким образом половой диморфизм их структуры интересов влияет на половые различия в развитии интеллектуальных способностей.

Необходимо обратить внимание, что данные гипотезы не противоречат друг другу и оба данных объяснения могут иметь место.

Данные двухфакторного дисперсионного анализа, полученные в результате нашего исследования и учитывающие факторы пола и принадлежности к группе, показали результаты, свидетельствующие скорее в пользу первой гипотезы (рис. 1, рис.2).


Рис. 1. График результатов двухфакторного дисперсионного анализа вербальных интеллектуальных способностей в области эрудиции и долговременной памяти (субтест «Осведомленность») в гуппах когнитивно одаренных подростков и подростков со средним уровнем интеллектуальных способностей:   - мальчики;- - - -  - девочки; 3- высокий интеллект; 4 -средний интеллект


Рис. 2. График результатов двухфакторного дисперсионного анализа вербальных интеллектуальных способностей в области ассоциативного мышления и комбинаторных способностей (субтест «Аналогии») в группах когнитивно одаренных подростков и подростков со средним уровнем интеллектуальных способностей):

- мальчики; - - - -  - девочки; 3 - высокий интеллект; 4 - средний интеллект

 

Графики показывают, что мальчики со средним уровнем способностей демонстрируют тенденцию к проявлению более высокого уровня вербальных способностей по сравнению с девочками этой же группы, что расходится с показателями структуры интересов данных подростков.

Данные графики, полученные в результате двухфакторного анализа, как и результаты сравнительного анализа, показывают значимость половых различий для понимания специфики вербальных способностей когнитивно одаренных подростков, характеризующих развитие долговременной памяти и общий уровень эрудиции (субтест «Осведомленность), а также комбинаторно-логического мышления и чувства языка (субтест «Аналогии»). Как мы видим, в группе когнитивно одаренных подростков по данным вербальным характеристикам лидируют девочки, что соответствует особенностям их структуры интересов.

Иными словами, в случае подростков со средним уровнем интеллекта получается инверсия: в сфере гуманитарных интересов лидируют девочки, а в уровне развития вербальных способностей, связанных с гуманитарной сферой, есть тенденция к лидированию у мальчиков. Полученные данные могут говорить о том, что развитие интеллектуальных способностей у данной категории подростков может быть менее чувствительно к структуре интересов, а, следовательно, демонстрировать более узкую норму реакции.

Таким образом, можно предположить, что для когнитивно одаренных подростков структура интересов может быть существенным фактором развития их интеллектуальных способностей.

Заключение

Подводя итоги, в качестве наиболее существенных выводов из анализа приведенных в статье данных можно выделить следующие.

1.   Ярко выраженный половой диморфизм уровня развития различных интеллектуальных способностей в двух исследованных группах проявился только у подростков с высоким интеллектом. Девочки с высоким уровнем интеллекта превосходят высоко интеллектуальных мальчиков в уровне развития вербальных, пространственных, мнестических способностей, а также в общем уровне IQ. Мальчики с высоким уровнем IQ превосходят девочек в уровне развития математических способностей.

2. Подростки с высоким уровнем интеллекта и подростки со средними интеллектуальными способностями проявили сходные тенденции полового диморфизма в структуре интересов, однако соответствие полового диморфизма интеллектуальных способностей и структуры интересов обнаружилось только у подростков с высоким IQ.

3.   Сходство полового диморфизма интеллектуальных способностей и структуры интересов у подростков с высоким IQ может быть объяснено эффектом тренировки, возникающим благодаря большему задействованию определенных интеллектуальных способностей, связанных с деятельностью в области устойчивых интересов, по сравнению со способностями с ними не связанными. Иными словами, благодаря большей чувствительности когнитивно одаренных подростков к средовым факторам, по сравнению со сверстниками со средними уровнем интеллекта, сформировавшаяся структура интересов может оказаться одним из существенных факторов влияния на развитие их отдельных интеллектуальных способностей.

Литература

  1. Александров А.А.Психогенетика: Учеб.пособие.  СПб.: Питер, 2004.  192 с.
  2. Батурин Н.А., Курганский Н.А. Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ-М): Руководство. СПб.–Челябинск:Челябинский Дом печати, 2003. 56 c.
  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
  4. Интеллектуальный потенциал человека: проблемы развития/ Под  ред. А.А. Крылова, Л.А. Головей.  СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. 200 с.
  5. Полунина А.Г., Брюн Е.А. Интеллект и биоэлектрическая активность головного мозга у детей: возрастная динамика в норме и при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью //Русский журнал.  2010.  Т. 5.  № 3. С. 3–16.
  6. Саулина Е.Б. Социальная ситуация развития интеллектуально одаренных подростков Санкт-Петербурга // Материалы региональной научно-практической конференции. Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие. СПб: СПбАППО, 2009. С.379–381.
  7. Судаков К.В. Системные основы интеллекта [Электронный ресурс]//Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша Российской академии наук. 2000. URL: www.keldysh.ru/pages/BioCyber/ RT/PapInf/Sudakov.htm (дата обращения:25.05.2014).
  8. Туник Е.Е. Тест интеллекта Р. Амтхауэра: анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2009. 94 с.
  9. Хеллер К.А., Перлет К., Сиервальд В.Лонгитюдное исследование одаренности  // Вопросы психологии. 1991.  № 2.  С. 120–127.
  10. ChipmanS.F., ThomasV.G.Theparticipationofwomenandminoritiesinmathematical, scientificandtechnicalfields // RothkopfE.Z. (Ed.). Review of research in education. Vol. 14. Washington: American Educational Research Association, 1987. P. 387–429.
  11. Freeman J. Environment and high IQ– a consideration of fluid and crystallized intelligence // Personality and Individual Differences.1983. Vol. 4. № 3. P. 307–313.
  12. Grossi D. et al. Sex differences in children's spatial and verbal memory span // Cortex.1979. Vol. 15. № 4.Р. 667–670.
  13. Johnson S. Early-developed sex differences in science and mathematics in the United Kingdom // Journal of Early Adolescence.1987. № 7. P. 21–34.
  14. Lubinski D., Benbow C.P. The study of mathematically precocious youth: the first three decades of a planned 50-year study of intellectual talent // Subotnik R.F., Arnold K.D. (Eds.) Beyond Terman: Contemporary Longitudinal Studies of Giftedness and Talent. Norwood, NJ: Ablex. 1994. P. 255–281.
  15. Maccoby E.E.,Jacklin C.N. The Psychology of Sex Differences. Stanford: Stanford Univesity Press,1974. 634 p.
  16. Neisser U. et al. Intelligence: Knowns and unknowns //American psychologist.1996.  Т. 51. №. 2.  P. 77–101.

Информация об авторах

Саулина Екатерина Борисовна, аспирант кафедры психологии развития и дифференциальной психологии психологического факультета, Санкт-Петербургского государственного университета, директор по развитию Центра тренинга и консультирования «12 коллегий», директор по развитию социальной программы дополнительного образования «Развитие интеллектуально одаренной молодежи» («РИОМ»), Москва, Россия, e-mail: saulina.psy@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2633
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 26

Скачиваний

Всего: 955
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 5