Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Представления о профессии выпускников краткосрочных курсов на примере сферы обслуживания 1404

Хухлаев О.Е., кандидат психологических наук, заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, huhlaev@mail.ru
Глизнуцин Д.В., выпускник, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, gliznutsin@list.ru

Аннотация

В статье представлены результаты разработки проблемы представлений о профессии применительно к выпускникам краткосрочных курсов ногтевого сервиса города Москвы. Рассматривается предположение о том, что одна часть представлений о профессии выпускников в течение полугода профессиональной деятельности сохраняется, а другая часть – изменяется сторону большей практичности. Для обеспечения целостности исследования в структуре представлений о профессии выделены социально-экономический, социально-психологический и производственно-технический аспекты. Анкета, разработанная в соответствии с этими аспектами, предложена выпускникам краткосрочных курсов (52 чел., возраст от 16 до 67 лет, пол женский) дважды – в начале обучения и спустя полгода. В аспектах представлений о профессии выделены значимые факторы, им дана интерпретация. Показано, что динамику представлений о профессии можно изучать у выпускников краткосрочных курсов. Полученный практический материал полезен преподавателям краткосрочных курсов для точечного педагогического воздействия.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблема представлений о профессии разрабатывается в рамках изучения профессионального сознания. Многие исследователи считают необходимым формировать профессиональное сознание, в том числе на этапе профессионального обучения. Но каким образом это лучше делать – проблема, которую еще предстоит решать.

С одной стороны, необходимо делать это целостно и системно. А целостной и системной репрезентацией сознания является образ профессии. Согласно Л.М. Митиной, образ профессии изменяет систему ориентиров в общественном или индивидуальном сознании людей [4]. 
С.В. Зиброва, напротив, считает, что образ профессии является частью сознания ученика и отражает личностные изменения и специфическое профессиональное содержание [3].

Литература
  1. Барабанова В.В., Зеленова М.Е. Представления студентов о будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения. Психологическая наука и образование. 2002. № 2. С. 28–42.
  2. Брагина В.Д. Представления о профессии и самооценка профессионально важных качеств учащейся молодежи //Вопросы психологии. 1976. № 2. С. 146–150.
  3. Зиброва С.В. Профессиональное сознание: репрезентация и образ профессии (социально-философский анализ): Автореф. дис. ... канд. философ. наук. Красноярск, 1999. 18 с.
  4. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя //Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 58–64.
  5. Обносов В.Н. Динамика профессиональных представлений учащихся ПТУ при разных способах введения в профессию // Вопросы психологии. 1986. № 6.  C. 28–32.
  6. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 246 с.
  7. Тарасов Е.Ф. О формах существования сознания // Язык и сознание: парадоксальная рациональность / Под ред. Ю.А. Сорокина, Е.Ф. Тарасова (отв. ред.), Н.В. Уфимцевой. М.: ИЯ РАН, 1993. С. 86–97.
  8. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография. М.: МОСУ, 2001. 272 с.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика