Реализация деятельностного подхода в подготовке учителей начальных классов

935

Аннотация

В статье обсуждается проблема подготовки студентов в соответствии с моделью практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на примере дисциплины «Введение в профессию». Авторы показывают возможные пути проектирования данной дисциплины в русле деятельностного подхода. Определена новая цель традиционной для многих специальностей дисциплины. Особое внимание уделено созданию проблемной ситуации, для решения которой бакалаврами выполняются учебные действия. Сформулирована конкретно-практическая задача, позволяющая студентам наметить план изучения дисциплины, представленный в виде карты движения в дисциплине. Авторы привели примеры практических заданий для студентов, а также критерии оценки самостоятельно разработанных контрольно-диагностических заданий для учащихся. В статье проанализированы первые результаты апробации, приведены фрагменты эссе, которые писали студенты в конце изучения дисциплины.

Общая информация

Ключевые слова: деятельностный подход, профессиональный стандарт, учитель начальных классов, прикладной бакалавриат, практико-ориентированная дисциплина

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070303

Для цитаты: Санина С.П., Енжевская М.В. Реализация деятельностного подхода в подготовке учителей начальных классов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 3. С. 20–29. DOI: 10.17759/psyedu.2015070303

Полный текст

 

В связи с введением новых образовательных стандартов начального образования, изменились и требования к уровню профессиональной подготовки учителя [12]. Это отражено в профессиональном стандарте педагога [6]. В соответствии с этим «обучение будущего педагога, осваивающего технологии организации учебной деятельности, должно быть построено также на деятельностных основаниях, т. е. в форме решения педагогических задач и моделирования его будущей педагогической деятельности» [10, с. 65]. Это означает, что при обучении студентов неэффективно использовать только репродуктивные формы, например, копирование работы опытного учителя. При работе со студентами, будущими учителями, в центре внимания должно быть развитие умения решать педагогические задачи.

Модернизация педагогического образования уровня бакалавриата ориентирована на практико-ориентированные результаты, соответствие требованиям профессиональных стандартов и потребностям конкретных организаций работодателя [1; 3; 7; 8; 11].

Современный урок в начальной школе это, прежде всего, поиск, исследование, проектная деятельность, работа с моделями и знаково-символическими средствами. Наиболее фундаментально этот подход представлен в научной школе В.В.Давыдова [4]. Знание не дается ученику в готовом виде, а ребенок, решая так называемые учебные задачи под руководством учителя, осваивает общие способы их решения. Тем самым он приобретает способность учиться. Учитель должен проявлять чуткость к детской логике, определенную проницательность, умение ставить цели, искать пути движения к ней, предвидеть возможные последствия своих решений и действий.

Рассмотрим, как можно организовать обучение студентов профессиональной деятельности на примере дисциплины «Введение в профессию». Данная дисциплина реализовывалась нами в рамках модуля «Дисциплины математического и естественнонаучного цикла" программы прикладного бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) [2]. В соответствии с заложенной в модели программы деятельностным подходом, уже на первом этапе обучения, студентам предлагается осуществить пробы в профессиональной деятельности [3]. Покажем возможный путь построения такой практико-ориентированной формы подготовки будущих учителей начальной школы.

Студентам бакалавриата было предложено разработать фрагмент урока математики в 1-м классе по теме: «Написание цифры 7. Контроль и оценка». При этом они могли использовать ряд методических пособий [5, 9]. Интересным оказалось наблюдение за тем, каким образом студенты, анализируя опыт своего собственного обучения в школе, планировали и реализовывали замысел. Следует отметить, что студенты первого курса бакалавриата, вчерашние школьники, осуществляют перенос образов своих педагогов на собственное видение профессиональной деятельности, другими словами, калькируют своих школьных учителей, и эти представления являются достаточно устойчивыми. Так, все группы приступили к заданию с позиции «передачи учителем и контроля им знаний и умений учащихся». Планирование урока во всех группах осуществлялось по стандартной схеме: опрос - показ учителем образца - повторение учащимися показанного образца - контроль и оценка учителем проделанной работы - закрепление. После проведенных студентами «уроков» состоялось обсуждение: Что общего было во всех фрагментах уроков? Что объединяет все, кажущиеся на первый взгляд разные, уроки? Приведем ответы студентов:

«Учитель является авторитетом для учащихся. Его все слушают и выполняют то, что он говорит».

«Учитель интересно рассказывает и все доступно объясняет».

«Авторитет учителя проявляется в том, что он много знает и все умеет и таким образом оценивает всех учащихся».

После этого обсуждения был показан видеофрагмент урока опытного учителя развивающего обучения по той же теме. Всеми было замечено, что учитель как-то иначе провел урок. В чем же отличие? Ответы студентов:

«Учитель так же является авторитетом для учащихся. Его все слушают и выполняют то, что он говорит».

«Однако учитель ничего не рассказывает и не объясняет, он просто дает задачи, а дети выполняют».

«Учитель передает функцию контроля и оценивания учащимся».

Пока ещё студентам не ясны секреты всей педагогической деятельности учителя из видеофрагмента, но они понимают, что этот учитель работает иначе, не так, как учили их самих. Это можно понять, ведь все студенты обучались по системе, в которой не было целенаправленной работы над метапредметными и личностными компетенциями. Кроме того, не в каждой школе можно приобрести опыт знакомства с практикой, где действительно достигаются метапредметные и личностные образовательные результаты обучающихся.

Так, в результате выполнения студентами конкретно-практической задачи по разработке и реализации урока, оказалось очевидным, что их действия и действия опытного современного учителя отличаются, и что подобные пробы с последующим анализом могут помочь разобраться, какими способностями и умениями должен обладать современный учитель.

В ходе обсуждения со студентами была построена «Карта движения в дисциплине «Введение в профессию» (рис.1). С помощью этой карты студенты увидели цель изучения дисциплины (создать образ современного учителя) и средства её достижения (разработка фрагментов уроков, создание контрольно-измерительных материалов для учащихся).

                         

Рис.1. Карта движения в дисциплине «Введение в профессию»

Ещё одним видом практической работы со студентами было создание контрольно­измерительных материалов. Пробы в этой достаточно сложной деятельности не только для студентов, но и для опытного учителя, осуществлялись следующим образом. Бакалаврам были даны для сравнения две контрольные работы: одна работа составлена на проверку конкретных знаний учащихся, другая на проверку умений, уровня освоения способа действия. Необходимо было выполнить их, а затем определить сходства и отличия. Приведем примеры заданий из школьного курса «Окружающий мир».

Задание, нацеленное на проверку конкретных знаний: «Как называется обильное опадание листьев осенью? Подчеркни ответ.

1) осыпание          2) гниение            3) листопад                4) исчезновение» [5].

Задание, нацеленные на проверку освоения способа действия: «Выбери из трех наблюдений одно, которое может дать ответ на вопрос: «Влияет ли свет на рост растения?»

1)  Взять растение, поставить его светлое место. Через некоторое время измерить, насколько оно выросло.

2)  Взять растение, поставить его в темное место. Через некоторое время измерить, насколько оно выросло.

3)  Взять два одинаковых растения, одно поставить в светлое место, а другое - в темное. Через некоторое время сравнить их рост» [9].

На следующем этапе студентам были предложены специально разработанные нами тренировочные задания. Выполняя их, студенты дополняли задания, разрабатывали подобные, составляли собственные. Приведем несколько примеров из разных учебных курсов начального образования.

Задание по литературному чтению. На основе предложенного текста составьте вопросы к беседе с учащимися 3-го класса, позволяющей организовать учебную дискуссию.

Петух

Я сидел во дворе на лавочке и смотрел на петуха. Петух разгуливал по молодой, зелёной травке и клевал букашек. И алый гребень, и пестрый хвост, и точеные шпоры на жёлтых его сапожках - всё горело, сверкало, переливалось. Недаром курицы то и дело закатывали глаза - петух был просто ослепительный. Но вот по траве скользнула тень коршуна, петух подпрыгнул, чуть не подавился криком и, пригнувшись, помчался под амбар. Он долго не мог пролезть в дыру, отчаянно дрыгал ногами и так орал, что из окна выглянула бабушка.

- В суп захотел, черт голенастый! - сказала сердито и закрыла окно. Через минуту петух вылез из-под амбара, отряхнулся и снова стал ходить по двору и клевать букашек. Петух клевал букашек, и каждое его перышко по-прежнему сверкало и переливалось на солнце. (В.А. Бахревский)

Задание по математике. Спроектируйте задание с ошибками по какой-либо теме курса математики для развития учебного действия контроля.

Задание по окружающему миру. На основе предложенных текстов составьте вопросы и задания учащимся 2-го класса, позволяющие организовать экспериментирование.

Студенты с большим интересом составляют задания в том случае, если сначала раскрывается принцип их составления, а затем предлагается составить аналогичное. Например, задание, направленное на умение предвидеть возможные ошибки:

Русский язык. 3 класс: Определи падеж имен существительных в предложениях: Шкаф нёс папа. Солнце закрыло облако.

Такие задания исключают формальный подход к выполнению и провоцируют школьников анализировать ситуацию.

После разбора подобных заданий студенты самостоятельно и без затруднений составляли свои, а также могли оценить работу друг друга по следующим критериям:

1)  предметное содержание соответствует программе начального общего образования;

2)  содержание задания соответствует учебному действию;

3)   задание адекватно возрастным возможностям учащихся;

4)   задание оформлено и представлено аудитории.

Так, через проектирование уроков, создания заданий для учащихся, обсуждения их результатов, у студентов постепенно формируется «новый» образ учителя.

По нашим наблюдениям, в начале учебного года никто из студентов не видел скрытую от глаз учащихся работу учителя, не чувствовал, где учитель провоцировал детей на ошибки, не понимал, почему в одной ситуации учитель спрашивал сильного ученика, в другой - слабого, зачем организовывал парную или групповую формы работы и т.д. Студенты-бакалавры смотрели на учителя такими же глазами, как и школьники: на уроке интересно, когда учитель рассказывал удивительные факты, подбирал упражнения, легкие в выполнении, учитель хороший, если хвалит и пр.

Затем мы заметили, чем больше студенты проектировали и проводили занятия, пробовали себя в роли учителя, анализировали ситуации, тем лучше начинали они понимать те задачи, которые решает учитель в своей профессиональной деятельности.

Приведем фрагменты эссе студентов по теме: «Образ современного учителя», написанных бакалаврами на последнем занятии дисциплины «Введение в профессию».

«Сегодня учитель должен быть не источником знаний, а активным участником учебного процесса, владеть технологией диалога, обучать учащихся ставить, адресовать вопросы и уметь найти ответ. Учитель стремится принимать и поощрять, выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, а так же формировать контрольно­оценочную деятельность у обучающихся». (Люба Ш.)

«Современный учитель не должен пересказывать учебник и истории своей былой молодости. В Мире современных технологий, он должен забыть про доску и мел, а активно использовать мультимедийные устройства. Современный учитель должен быть проводником детей в мир знаний. Он должен сделать так, что бы дети сами научились получать знания. Нужно научить детей взаимодействовать друг с другом, и обществом. Современный учитель не должен быть для детей авторитетом и примером для копирования, он должен стать тем, кому ученики будут доверять, и тем, кто сделает из них развитых, индивидуальных личностей». (Павел В.)

«Задача учителя, по словам древнего философа Конфуция, заключается в том, что учитель должен открыть новую перспективу размышлениям ученика. То есть, учение теперь - это не трансляция определенных знаний учителем учащимся, а совместная его работа с учениками в ходе овладения знаниями. В итоге учитель формирует и развивает в ходе образовательного процесса качества личности, отвечающие потребностям общества, а ребенок может объединять элементы знаний в нужные комбинации, а затем - в новое знание». (Александра Я.)

«Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие». (Ирина Р.)

Высказывания этих студентов мы интерпретировали как первый успех на намеченном пути.

В финале изучения дисциплины «Введение в профессию» первокурсники сдавали экзамен, который было запланировано провести в виде урока в конкретной школе под руководством и наставничеством опытных учителей. На практических занятиях в университете были разработаны проекты будущих уроков, после чего они корректировались совместно с учителями-наставниками. В день экзамена все бакалавры одновременно проводили уроки и анализировали их. Таким образом, уроки были подвергнуты самооценке, взаимооценке и оценке наставника.

Первокурсники комфортно чувствовали себя у доски, достаточно уверенно вели диалог с учениками, чувствуя поддержку со стороны опытных учителей, которые корректно приходили на помощь в затруднительных ситуациях.

На итоговой конференции были представлены результаты экзамена, продемонстрировавшие определенный успех, конкретные затруднения, а главное - выводы. Каждому студенту стало очевидно, в каком направлении двигаться, развивая профессиональные компетенции.

Выводы.

Наш опыт показывает, что начиная с первого курса бакалавриата, можно и нужно создавать студентам условия для осуществления профессиональных проб с целью становления и развития их профессиональных компетенций. Предложенные нами проектные и аналитические задачи были доступны и интересны студентам. Практико­ориентированный подход к подготовке учителей, начиная с первого курса, возможен. Вместе с тем, это требует перестройки в способах профессиональной коммуникации вузовских педагогов. Акцент должен быть сделан не на передаче студентам набора педагогических знаний, а на организации их деятельности по решению профессиональных задач на современном уровне.

Финансирование

Программа дисциплины разработана в рамках Государственного контракта № 05.043.11.0010 от 12 мая 2014 г. Ф-102.054 Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого­педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования.

Литература

  1. Болотов В.А. К вопросам о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. №3. С.32–40.
  2. Государственный контракт № 05.043.11.0010 от 12 мая 2014 г.  Ф-102.054 Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования [Электронный ресурс] // Портал сопровождения проектов модернизации педагогического образования URL: http://xn--80aaacgdafieaexjhz1dhebdg0bs2m.xn--p1ai/projectcodes/show/2 (дата обращения 10.08.2015)
  3. Гуружапов В.А., Марголис А.А. Проектирование модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов)  на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования [Электронный ресурс] //  Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2014/n3/71596.shtml (дата обращения: 10.08.2015)
  4. Давыдов В.В.  Теория развивающего обучения.  М.: Интор, 1996. 544 с.
  5. Епифанцева И.В. Итоговая контрольная работа по окружающему миру. 1 класс [Электронный ресурс] //  Социальная сеть работников образования. 2014. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/02/28/itogovaya-kontrolnaya-rabota-po-okruzhayushchemu (дата обращения: 10.08.2015)
  6. Забродин Ю.М., Ямбург Е.А., Гаязова Л.А. Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2014. Т.4. №1. С.20–39.
  7. Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ  // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. №3. С. 41–57.
  8. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров  // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. №3. С.105–126.
  9. Планируемые образовательные результаты  и способы их оценивания в начальной школе (система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова): Пособие для учителя 1 класса / А.Б. Воронцов, В.М Заславский, С.В. Клевцова, А.С. Малышева. Под ред. А.Б. Воронцова. Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2011. С. 162-163.
  10.  Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. О деятельностном содержании психолого-педагогической подготовки современного учителя для новой школы // Культурно-историческая психология. 2010. №4. С. 62–68.
  11.  Сафронова М.А., Бысик Н.В. Описание проекта модернизации педагогического образования  // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. №3. С. 78–86.
  12.  Федеральный государственный образовательный стандарт общего (начального) образования. М.: Просвещение, 2011. 32 с.

Информация об авторах

Санина Светлана Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4033-3913, e-mail: saninasp@mgppu.ru

Енжевская Марина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова», факультет «Психология образования», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1395-5231, e-mail: enzhevskayamv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2163
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 16

Скачиваний

Всего: 935
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0