Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 6909Ключевые слова 16408 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2074-5885

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Коммуникативные компетенции как условие профессиональной мобильности педагога сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья * 826

Дзюба Е.М., доктор филологических наук, Профессор кафедры русской и зарубежной филологии Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина, dsjubannov@list.ru
Самойлова Г.С., кандидат филологических наук, Профессор кафедры русского языка и литературы Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина, galasam2010@yandex.ru
Комышкова А.Д., кандидат филологических наук, Доцент кафедры русского языка и культуры речи Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина, filcomanka@mail.ru

Аннотация

Описан опыт реализации нового образовательного модуля «Философские и социально-правовые основы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья», разработанного профессиональным коллективом Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. Одной из основных задач модуля является формирование коммуникативных компетенций специалиста сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Структура и содержание программы учебных дисциплин и практики позволяют, с точки зрения разработчиков, обеспечить готовность выпускника к вариативным формам коммуникации, как в условиях образовательного и социокультурного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья, так и в профессиональной сфере в целом. Способность выпускника модуля грамотно и эффективно строить коммуникацию, по мнению авторов, является необходимым условием профессиональной мобильности специалиста как педагогического, так и непедагогического направления и делает данный модуль универсальным образовательным продуктом.

Ключевые слова: образование, образовательный модуль, коммуникативная компетенция, лица с ограниченными возможностями здоровья, профессиональная мобильность

Рубрика: Опыт апробации новых модулей основных профессиональных образовательных программ педагогического бакалавриата и магистратуры

Тип: научная статья

* Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации: Государственный контракт № 05.043.11.0025 от 16.06. 2014, проект «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей “Образование и педагогика” (направление подготовки – Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия».

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2015070409

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Формирование коммуникативной компетенции как особого качества речевой личности является неотъемлемой частью подготовки выпускника вуза любого направления подготовки. Актуальны на сегодняшний день –  не только нормативный аспект речевой культуры выпускника, но и умение правильно, следовательно, эффективно строить коммуникацию в профессиональной сфере. Особенно важной представляется коммуникативная компетентность педагога как специалиста, работающего в системе «человек – человек», и, в частности, педагога специального и инклюзивного образования, который является также и транслятором речевой и коммуникативной культуры для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Настоящая статья посвящена опыту апробации  модуля «Философские и социально-правовые основы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья» в составе программы бакалавриата «Педагогика и психология потенциальных возможностей» по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование».[1] Его структура и содержание позволяют, с точки зрения разработчиков, предложить обучающемуся максимально эффективный путь освоения вариативных форм коммуникации, необходимых в условиях образовательного диалога и социокультурного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья, и в то же время обеспечить его готовность к универсальным моделям профессиональной коммуникации.

Литература
  1. Изаренков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирования на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов // Русский язык за рубежом. 1990. № 4. С. 54–60.
  2. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской. М.: Флинта; Наука. 1998. 312 с.
  3.  Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]// URL: http://www.ug.ru/new_standards/6 (дата обращения: 25.09.2015).
  4. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2014. № 2. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml (дата обращения: 25.09.2015).
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс] // URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/5/20111115121946.pdf (дата обращения: 25.09.2015).
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика