Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 6869Ключевые слова 16198 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2074-5885

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности ценностных ориентаций современных дошкольников 321

Клопотова Е.Е., кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии, факультет психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, klopotova@yandex.ru

Аннотация

Представлены результаты репликационного исследования ценностных ориентаций современных дошкольников. В эксперименте приняли участие 200 детей дошкольного возраста (100 мальчиков и 100 девочек), посещающие детские сады Москвы и Московской области. Для оценки ценностных ориентаций современных дошкольников использовалась диагностическая методика «Волшебный цветок», разработанная Т.А. Репиной. Полученные результаты сравниваются с результатами исследований Т.А. Репиной. Эти данные позволяют оценить ценностную сферу современных дошкольников и сравнить ценностные ориентации современных дошкольников и ценностные ориентации дошкольников 1980-х гг. Отмечается неоднозначное влияние современных социокультурных условий на ценностные ориентации современных детей дошкольного возраста: они не приводят к искажению стремления детей к общению и взаимодействию, однако увеличивают ориентировку детей на свои потребности и нужды.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Произошедшие за последние десятилетия изменения в общественной жизни страны существенно повлияли на социальную ситуацию развития детей, в том числе  дошкольников. Как отмечают многие авторы (В.В. Абраменкова, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Осорина, Е.О. Смирнова и др.), в первую очередь, эти изменения повлияли на развитие мотивационно-потребностной сферы. Однако большинство исследований детского развития, на которые опирается психолого-педагогическая практика сегодня, были проведены в середине и конце прошлого века и, соответственно, не являются достоверно информативными в отношении современных дошкольников.

Литература
  1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2000. 416 с. 
  2. Валявко С. М., Аверьянова Е. В. Современное состояние проблемы изучения ценностей и ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития // Международная практическая конференция, посвященная Году Учителя «Педагогика и психология как ресурс развития современного общества» (ГОУ ВПО Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина). Рязань, 2010. С. 239–249.
  3. Гогоберидзе А. Г. Ценностные ориентации дошкольников в условиях современной социокультурной среды // Материалы II Международного конгресса «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» / Под ред. А. А. Северного, Ю. С. Шевченко. Минск:  Ритм, 2003. С. 100–101.
  4. Иванова Е.Ф., Мажирина Е.С. Развитие непроизвольной памяти: повторение исследований П.И. Зинченко // Культурно-историческая психология. 2008. № 1. С. 48–58.
  5. Леонтьев Д.А.  От социальных ценностей  к  личностным:  социогенез  и  феноменология ценностной регуляции деятельности (статья  первая) // Вестн.  Моск.  ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. № 4. С. 35–44.
  6. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное  понятие: опыт  многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15–26.
  7. Лохов М.И. Динамика формирования произвольной памяти у детей // Психологический журнал. Т. 14. 1993. № 4. С. 56–65.
  8. Мещеряков Б.Г. Стадии развития ВПФ и их эмпирические референты: реконструкция имплицитной концепции Л.С. Выготского // Вестн. Моск. ун-а. Сер. 14. Психология. 2004. № 3. С. 57–72.
  9. Оксфордский толковый словарь по психологии [Электронный ресурс] / Под ред. А. Ребера, 2002. URL: http://www.вокабула.рф/словари/оксфордский-толковый-словарь-по-психологии/репликация (дата обращения: 27.01.2017).
  10. Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2004. 288 с.
  11. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.:  Речь, 2001. 350 с.
  12. Толстых Н.Н. Тенденции изменения мотивации и временной перспективы российских подростков // Ребенок в современном обществе: Сб. статей / Под ред. Л.Ф. Обуховой, Е.Г. Юдиной. М.: МГППУ, 2007. С. 142–151.
  13. Rokeach M. The Nature of Human Values. N.Y.: Free Press,1973. 438 р.
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика