Особенности ценностных ориентаций современных дошкольников

2499

Аннотация

Представлены результаты репликационного исследования ценностных ориентаций современных дошкольников. В эксперименте приняли участие 200 детей дошкольного возраста (100 мальчиков и 100 девочек), посещающие детские сады Москвы и Московской области. Для оценки ценностных ориентаций современных дошкольников использовалась диагностическая методика «Волшебный цветок», разработанная Т.А. Репиной. Полученные результаты сравниваются с результатами исследований Т.А. Репиной. Эти данные позволяют оценить ценностную сферу современных дошкольников и сравнить ценностные ориентации современных дошкольников и ценностные ориентации дошкольников 1980-х гг. Отмечается неоднозначное влияние современных социокультурных условий на ценностные ориентации современных детей дошкольного возраста: они не приводят к искажению стремления детей к общению и взаимодействию, однако увеличивают ориентировку детей на свои потребности и нужды.

Общая информация

Ключевые слова: развитие детей дошкольного возраста, ценностные ориентации, развитие дошкольников, психология дошкольника, репликационное исследование

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090110

Для цитаты: Клопотова Е.Е. Особенности ценностных ориентаций современных дошкольников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Том 9. № 1. С. 96–105. DOI: 10.17759/psyedu.2017090110

Фрагмент статьи

Произошедшие за последние десятилетия изменения в общественной жизни страны существенно повлияли на социальную ситуацию развития детей, в том числе  дошкольников. Как отмечают многие авторы (В.В. Абраменкова, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Осорина, Е.О. Смирнова и др.), в первую очередь, эти изменения повлияли на развитие мотивационно-потребностной сферы. Однако большинство исследований детского развития, на которые опирается психолого-педагогическая практика сегодня, были проведены в середине и конце прошлого века и, соответственно, не являются достоверно информативными в отношении современных дошкольников.

Литература

  1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2000. 416 с. 
  2. Валявко С. М., Аверьянова Е. В. Современное состояние проблемы изучения ценностей и ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития // Международная практическая конференция, посвященная Году Учителя «Педагогика и психология как ресурс развития современного общества» (ГОУ ВПО Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина). Рязань, 2010. С. 239–249.
  3. Гогоберидзе А. Г. Ценностные ориентации дошкольников в условиях современной социокультурной среды // Материалы II Международного конгресса «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» / Под ред. А. А. Северного, Ю. С. Шевченко. Минск:  Ритм, 2003. С. 100–101.
  4. Иванова Е.Ф., Мажирина Е.С. Развитие непроизвольной памяти: повторение исследований П.И. Зинченко // Культурно-историческая психология. 2008. № 1. С. 48–58.
  5. Леонтьев Д.А.  От социальных ценностей  к  личностным:  социогенез  и  феноменология ценностной регуляции деятельности (статья  первая) // Вестн.  Моск.  ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. № 4. С. 35–44.
  6. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное  понятие: опыт  многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15–26.
  7. Лохов М.И. Динамика формирования произвольной памяти у детей // Психологический журнал. Т. 14. 1993. № 4. С. 56–65.
  8. Мещеряков Б.Г. Стадии развития ВПФ и их эмпирические референты: реконструкция имплицитной концепции Л.С. Выготского // Вестн. Моск. ун-а. Сер. 14. Психология. 2004. № 3. С. 57–72.
  9. Оксфордский толковый словарь по психологии [Электронный ресурс] / Под ред. А. Ребера, 2002. URL: http://www.вокабула.рф/словари/оксфордский-толковый-словарь-по-психологии/репликация (дата обращения: 27.01.2017).
  10. Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2004. 288 с.
  11. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.:  Речь, 2001. 350 с.
  12. Толстых Н.Н. Тенденции изменения мотивации и временной перспективы российских подростков // Ребенок в современном обществе: Сб. статей / Под ред. Л.Ф. Обуховой, Е.Г. Юдиной. М.: МГППУ, 2007. С. 142–151.
  13. Rokeach M. The Nature of Human Values. N.Y.: Free Press,1973. 438 р.

Информация об авторах

Клопотова Екатерина Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета «Психология образования», старший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1975-318X, e-mail: klopotova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3244
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 2499
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 7