Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 78Рубрики 51Авторы 6841Ключевые слова 16158 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2074-5885

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности временной перспективы одаренных подростков и их сверстников 69

Кондратьев М.Д., Аспирант кафедры социальной психологии развития, факультет социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, mdkondr@gmail.com

Аннотация

Приводятся данные исследования особенностей временной перспективы одаренных подростков и их сверстников, в котором приняли участие 274 подростка. Для изучения особенностей временной перспективы личности были выбраны опросник временной перспективы Зимбардо (ZTPI), а также обработанные по методу мотивационной индукции Ж.Нюттена опросники с неоконченными предложениями и сочинения участников исследования. В ходе статистической обработки данных было установлено, что для одаренных подростков характерны следующие особенности: сравнительно высокие баллы по типам временной ориентации «Негативное прошлое» и «Будущее».Для временной перспективы будущего характерны: сравнительно высокая частота упоминаний мотивационных объектов групп «Работа», «Познание» (ближняя перспектива); «Развитие», «Работа» (долгосрочная перспектива). Протяженность перспективы будущего в группе одаренных подростков выше, чем в группе сверстников. Результаты исследования буду полезны психологам-практикам в работе с подростками.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Своевременное выявление и психолого-педагогическое сопровождение одаренных подростков в системе образования Москвы являются приоритетными направлениями деятельности педагогов и психологов образовательных организаций. В целом ряде работ, посвященных выявлению одаренности, в фокусе внимания оказываются интеллектуальные особенности участников исследования. Такой подход, безусловно, результативен, однако он не дает общей картины, описывающей особенности личности.Более того, как пишет
В.С.Юркевич, главная задача при работе с одаренными детьми – это работа с целями, ценностями, а также оказание помощи в поиске жизненных смыслов [8].Наше исследование направлено на дополнение уже накопленных в ходе изучения одаренных подростков материалов информацией, связанной с особенностями их временной перспективы, что характеризует ценностно-смысловую сферу личности.

Литература
  1. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. СПб.: Речь, 2010. 352 c.
  2. Кондратьев М.Д. Особенности интенциональности подростков, обучающихся по профильной и базовой образовательным программам [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2015. Т. 7. №3. C. 30–39. doi: 10.17759/psyedu.2015070304.
  3. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004. 608 c.
  4. Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239. [Электронный ресурс]// URL: http://government.ru/media/files/oxUAa6PpURsefK00tPz6M5vhRX3qC81D.pdf (дата обращения: 19.07.2016).
  5. Сырцова А. и др. Феномен временной перспективы в разных культурах (по материалам исследований с помощью методики ZTPI) // Культурно-историческая психология. 2007. № 4. C. 19–31.
  6. Толстых Н.Н. Развитие временной перспективы личности: культурно-исторический подход: Дис. … д-ра психол. наук. М., 2010. 545 c.
  7. Толстых Н.Н., Кондратьев М.Д. Особенности интенциональности личности разностатусных подростков // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 2. С. 90–104.
  8. Юркевич В.С. Одаренные дети: сегодняшние тенденции и завтрашние вызовы // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 99–108.
  9. Nuttin J.Motivation, Planning, andAction: ARelational Theory of Behavior Dynamics. Leuven and  Hillsdale. NJ: Leuven University Press and Erlbaum, 1984. 251 p.
  10. Zimbardo P.G., Boyd J.N. Putting time in perspective: A valid, reliable individual-differences metric // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. Vol. 77. № 6.P. 1271‒1288.
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика