Психолого-педагогические исследования
2017. Том 9. № 1. С. 106–114
doi:10.17759/psyedu.2017090111
ISSN: 2587-6139 (online)
Особенности временной перспективы одаренных подростков и их сверстников
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: подростки, временная перспектива
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090111
Для цитаты: Кондратьев М.Д. Особенности временной перспективы одаренных подростков и их сверстников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Том 9. № 1. С. 106–114. DOI: 10.17759/psyedu.2017090111
Полный текст
Своевременное выявление и психолого-педагогическое сопровождение одаренных подростков в системе образования Москвы являются приоритетными направлениями деятельности педагогов и психологов образовательных организаций. В целом ряде работ, посвященных выявлению одаренности, в фокусе внимания оказываются интеллектуальные особенности участников исследования. Такой подход, безусловно, результативен, однако он не дает общей картины, описывающей особенности личности. Более того, как пишет В.С. Юркевич, главная задача при работе с одаренными детьми - это работа с целями, ценностями, а также оказание помощи в поиске жизненных смыслов [Юркевич, 2011]. Наше исследование направлено на дополнение уже накопленных в ходе изучения одаренных подростков материалов информацией, связанной с особенностями их временной перспективы, что характеризует ценностно-смысловую сферу личности.
Не всегда выявление одаренных подростков осуществляется за счет диагностики их интеллектуальных особенностей. Существует также подход, основывающийся на результативности их деятельности. Так, в Постановлении правительства РФ № 1239 от 17 ноября 2015 г. «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» [Об утверждении Правил] в категорию «одаренные дети» отнесены, например, подростки, добившиеся особых успехов в предметных олимпиадах и конкурсах. Именно это определение мы используем в рамках нашего исследования.
Основываясь на вышеизложенном, мы предположили, что у одаренных подростков есть особенности ценностно-смысловой сферы личности, заключающиеся в характеристиках временной перспективы. Эти особенности отличают их от сверстников, не имеющих такого статуса.
Целью нашей работы было выявление особенностей временной перспективы личности, характерных для одаренных подростков. Гипотеза исследования сформулирована следующим образом: существуют значимые различия в характеристиках временной перспективы личности у одаренных подростков и их сверстников.
Программа исследования
Исследование проводилось в 2015-2016 гг. в образовательных организациях Москвы. С целью повышения надежности получаемых данных применялись различные формы работы с испытуемыми: групповая, индивидуальная, дистанционная.
В качестве участников исследования были привлечены подростки, обучающиеся в образовательных организациях Москвы. На момент проведения исследования всем респондентам было 15 и более лет. Всего в исследовании приняли участие 274 подростка (130 юношей, 144 девушки). Согласно результатам опроса, все они планируют продолжить обучение в высших учебных заведения после окончания XI класса школы.
Для изучения особенностей временной перспективы личности подростков мы использовали несколько подходов. Временная ориентация личности подростка оценивалась при помощи опросника временной ориентации Зимбардо (ZTPI) [Зимбардо, 2010; Сырцова, 2007; Zimbardo, 1999]. Опросник содержит 56 высказываний и позволяет определить выраженность временной ориентации пяти типов: «Негативное прошлое», «Позитивное прошлое», «Гедонистическое настоящее», «Фаталистическое настоящее», «Будущее». Выраженность каждого из типов временной ориентации позволяет (в соответствии с накопленным эмпирическим материалом) делать предположения относительно особенностей личности респондента [Кондратьев, 2015; Толстых, 2015].
Временная перспектива будущего исследовалась в логике мотивационного подхода [Толстых, 2010] Ж. Нюттена [Нюттен, 2004; Nuttin J.Motivation, 1984]. Разработанный автором метод мотивационной индукции (ММИ) позволяет изучить содержание мотивационных объектов, составляющих временную перспективу будущего, и оценить их расположение во времени относительно ситуации «здесь и сейчас». Мотивационные объекты разделяются на тематические группы, связанные с личностью испытуемого, самореализацией, работой, контактами, познанием, религией, желанием обладать чем-либо, досугом и заполнением опросника. Текст опросника представляет собой незаконченные предложения (индукторы): «Я бы очень хотел ...», «Я надеюсь ...», «Я был бы рад ...» и т. д.
Нами также исследовалось содержание сочинений, написанных участниками исследования. Тема сочинения - «Мой день через 10 лет». Полученные работы оценивались в той же логике, предложенной Ж. Нюттеном. Заметим, что в этом случае, мы получили информацию о содержании долгосрочной перспективы будущего участников исследования. Протяженность ее не оценивается, поскольку она задана самой темой (10 лет).
Одаренность оценивалась нами на основании олимпиадных достижений обучающихся. Для получения информации об олимпиадных достижениях использовалось анкетирование участников исследования, дополненное материалами сайта Всероссийской олимпиады школьников.
Результаты и их интерпретация
Полученные данные были статистически обработаны. Для проверки нормальности распределения полученных величин использовался одновыборочный критерий Колмогорова-Смирнова. В дальнейшем, в ходе сравнительного анализа использовались t- критерий для независимых выборок и, если применение параметрического критерия невозможно, критерий U-Манна-Уитни.
По результатам анкетирования и в соответствии с предоставленной администрацией образовательных организаций информацией было установлено, что 122 участника исследования попадают в группу, обозначенную нами «Одаренные подростки».
Обработка результатов, полученных при помощи опросника временной перспективы Зимбардо, показала, что в группе одаренных подростков значимыми на уровне p<0,01 являются различия в выраженности типов временной ориентации «Негативное прошлое» и «Будущее». В группе одаренных подростков показатели выраженности этих типов ориентации значимо выше, чем в группе сверстников.
Информация о средних значениях показателей типов временной ориентации представлена на рис. 1.
Рис. 1. Временная ориентация подростков по ZTPI: – одаренные подростки; – сверстники
По результатам обработки опросников ММИ были получены данные о временной перспективе будущего участников исследования. Статистический анализ показал, что для группы «Одаренные подростки» характерные более высокие показатели частоты упоминания объектов тематических групп «Работа» и «Познание» (p<0,01). Также отмечается наличие тенденции к значимости различий по показателям «Контакт» (p=0,054) и «Досуг» (p=0,082), причем оба показателя в среднем выше в группе сверстников.
Данные по частоте упоминаний мотивационных объектов различных групп приведены на рис. 2.
Рис. 2. Частота упоминаний групп мотивационных объектов (ММИ): - одаренные
подростки; - сверстники
В ходе изучения протяженности временной перспективы будущего нами были обнаружены значимые на уровне p<0,01 различия: в группе «Одаренные подростки» средний показатель протяженности составляет 3,1 года, в то время как в группе сверстников - 1,9 года.
Анализ сочинений на тему «Мой день через 10 лет» показал значимые различия в частоте упоминаний объектов: на уровне p<0,01 категорий «Я», «Работа», «Досуг»; на уровне p<0,05 категории «Развитие». Средние значения частот представлены на рис. 3.
Рис. 3. Частота упоминаний групп мотивационных объектов (сочинение): -одаренные подростки; - сверстники
Заметим, что для группы «Одаренные подростки» характерны более высокие значения частоты упоминаний объектов, связанных с работой и развитием, и более низкие значения показателей «Я» и «Досуг». Напомним также, что протяженность временной перспективы в данном случае не оценивается.
Данные о временной перспективе будущего подростков в обобщенном виде представлены на рис. 4.
Рис. 4. Частота упоминания мотивационных объектов во временной перспективе будущего подростков: - одаренные подростки (ММИ); - сверстники (ММИ);
- одаренные подростки (Соч); - сверстники (Соч). ММИ - ближняя перспектива, Соч - долгосрочная перспектива
Выводы
Нами были обнаружены значимые различия в характеристиках временной перспективы у одаренных подростков и их сверстников. Результаты сравнительного анализа приведены в табл.
Таблица
Сравнение характеристик временной перспективы одаренных подростков и их сверстников (средние значения)
Источник |
Характеристика |
Одаренные |
Сверстники |
Значимость |
ZTPI |
Негативное прошлое |
2,35 |
2,01 |
p<0,01 |
Будущее |
3,14 |
2,88 |
p<0,01 |
|
ММИ |
Работа |
1,18 |
0,45 |
p<0,01 |
Контакт |
5,24 |
5,92 |
p=0,054 |
|
Познание |
3,18 |
2,09 |
p<0,01 |
|
Досуг |
2,34 |
2,82 |
p=0,082 |
|
|
Протяженность |
3,1 |
1,9 |
p<0,01 |
Сочинение |
Я |
2,96 |
4,51 |
p<0,01 |
Развитие |
2,51 |
2,03 |
p<0,05 |
|
Работа |
4,92 |
2,88 |
p<0,01 |
|
Досуг |
1,54 |
2,89 |
p<0,01 |
Полученные результаты свидетельствуют о том, что для подростков из группы «Одаренные» характерны более высокие значения по типам временной ориентации «Негативное прошлое» и «Будущее». Согласно материалам авторов методики, для них также будут характерны такие особенности, как учет негативного прошлого опыта при планировании действий в будущем и способность работать на результат, который будет получен не в настоящем времени, а позже. Совокупность этих качеств, в свою очередь, может позитивно сказаться на их академической и олимпиадной успешности.
Временная перспектива будущего одаренных подростков отличается сравнительно большей частотой упоминаний объектов из групп «Работа» и «Познание» в ближней перспективе и «Развитие» и «Работа» в долгосрочной. Это говорит о том, что уже в подростковом возрасте им свойственны ценности профессионального самоопределения и профессиональной деятельности. Также это свидетельствует в пользу повышенной значимости ценностей развития и познания. Протяженность временной перспективы также выше в этой группе. В совокупности это говорит о том, что образ будущего одаренных подростков в большей степени, нежели у их сверстников, связан с профессиональной самореализацией и саморазвитием, а также характеризуется сравнительно большей насыщенностью объектами.
Указанное выше дает основание утверждать, что выдвинутая гипотеза о наличии значимых различий в характеристиках временной перспективы одаренных подростков и их сверстников подтвердилась.
Следует отметить, что использование опросника ZTPI и метода мотивационной индукции (в двух вариантах - неоконченные предложения и анализ сочинения) позволяет получить более полное представление о временной перспективе личности, и в дальнейшем их имеет смысл использовать в совокупности как взаимодополняющие. Это даст существенно больший объем для анализа, как с точки зрения выделения общих тенденций, так и в плане изучения конкретной личности.
Полученные нами результаты изучения особенностей временной перспективы личности позволяют дополнить уже имеющиеся и используемые способы диагностики одаренных подростков методиками, не оценивающими напрямую их интеллектуальные способности, а психологу-практику дают обширную информацию о содержании мотивационной сферы личности. В дальнейшем групповая и особенно индивидуальная работа с подростками должна строиться с учетом особенностей их перспективы будущего. Речь идет и о наполнении перспективы будущего объектами определенного содержания (например, связанными с профессиональным и личностным самоопределением), и о выстраивании связей между объектами разного масштаба и разной удаленности, и о корректировке активности с точки зрения ее благоприятного/неблагоприятного влияния на перспективу будущего.
Мы планируем продолжить изучение особенностей временной перспективы будущего одаренных подростков.
Литература
- Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. СПб.: Речь, 2010. 352 c.
- Кондратьев М.Д. Особенности интенциональности подростков, обучающихся по профильной и базовой образовательным программам [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2015. Т. 7. №3. C. 30–39. doi: 10.17759/psyedu.2015070304.
- Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004. 608 c.
- Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239. [Электронный ресурс]// URL: http://government.ru/media/files/oxUAa6PpURsefK00tPz6M5vhRX3qC81D.pdf (дата обращения: 19.07.2016).
- Сырцова А. и др. Феномен временной перспективы в разных культурах (по материалам исследований с помощью методики ZTPI) // Культурно-историческая психология. 2007. № 4. C. 19–31.
- Толстых Н.Н. Развитие временной перспективы личности: культурно-исторический подход: Дис. … д-ра психол. наук. М., 2010. 545 c.
- Толстых Н.Н., Кондратьев М.Д. Особенности интенциональности личности разностатусных подростков // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 2. С. 90–104.
- Юркевич В.С. Одаренные дети: сегодняшние тенденции и завтрашние вызовы // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 99–108.
- Nuttin J.Motivation, Planning, andAction: ARelational Theory of Behavior Dynamics. Leuven and Hillsdale. NJ: Leuven University Press and Erlbaum, 1984. 251 p.
- Zimbardo P.G., Boyd J.N. Putting time in perspective: A valid, reliable individual-differences metric // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. Vol. 77. № 6.P. 1271‒1288.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2247
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 1364
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 13