Формирование личностных образовательных результатов школьников в представлениях педагогов

957

Аннотация

Изучены представленияучителей о возможности сформировать у школьников личностные образовательные результаты в условиях современного образования. Гипотеза состояла в предположении, что представления учителей о формируемости личностных образовательных результатов учащихся связаны с их профессионально важными качествами. Были обследованы 72 учителя одной из гимназий г. Москвыс помощью анкеты по выявлению представлений о формируемости личностных образовательных результатов школьников и опросника коммуникативных и организаторских склонностей КОС-1. Установлено, что больше половины педагогов считают достаточными их профессиональные компетенции для формирования личностных образовательных результатов школьников.Выявлена значимая связь между представлениями педагогов об их готовности к формированию личностных образовательных результатов у школьников и коммуникативными и организаторскими склонностями этих педагогов. Высказано предположение о том, что профессиональноважные качества педагога выступают внутренней опорой в деятельности по формированию личностных результатов образования школьников. Подчеркнуто значение деятельностного подхода в образовании будущих учителей для формирования у них профессиональных склонностей и способностей.

Общая информация

Ключевые слова: учителя, представления, формируемость личностных образовательных результатов, коммуникативные и организаторские склонности

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090107

Для цитаты: Лубовский Д.В., Плесневич С.Г. Формирование личностных образовательных результатов школьников в представлениях педагогов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Том 9. № 1. С. 66–74. DOI: 10.17759/psyedu.2017090107

Полный текст

 

Вот уже около семи лет деятельность российской системы общего образования определяется Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС) общего образования. Хорошо известно, что введение нового стандарта в силу множества причин вызвало неоднозначную реакцию педагогической общественности. Одной из основных причин стала заложенная в основу ФГОС непривычная для множества педагогов система понятий, которая сама по себе вызывала у многих учителей растерянность и чувство собственной некомпетентности.

К числу таких понятий относится и термин «личностные образовательные результаты». Содержание данного понятия раскрыто в документах Федерального государственного стандарта общего образования [Формирование универсальных учебных, 2010]. Но даже указания на пути формирования личностных образовательных результатов в документах ФГОС не снимают проблему. Как справедливо отмечает Д.В. Ушаков, «личностные результаты образования - одно из наиболее трудных и наименее проясненных понятий, что затрудняет его практическое разворачивание в системе образования» [Ушаков, 2014, с. 23]. В этой ситуации для реализации ФГОС и для развития системы психолого-педагогической поддержки образования большое значение имеют представления учителей о реализуемости образовательного стандарта в части личностных результатов образования.

Очевидно, что система профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов, а также психолого-педагогическая поддержка реализации ФГОС должны учитывать имеющиеся у педагогов представления о реализуемости задач формирования личностных образовательных результатов. Очевидно и то, что чувство собственного бессилия перед поставленной задачей, ощущение нехватки профессионализма и недостаточной компетентности за счет психологических защит могут трансформироваться и отражаться в сознании педагогов в виде представлений о невозможности реализовать ФГОС в части личностных образовательных результатов. Но представления педагогов о возможностях формирования личностных образовательных результатов пока почти не изучены. Так, за годы, прошедшие со времени введения нового ФГОС, в журналах «Психологическая наука и образование» и «Психологическая наука и образование PSYEDU.ru» не было опубликовано ни одной статьи по означенной тематике. Наше исследование частично восполняет этот пробел и раскрывает представления педагогов о возможностях формирования личностных образовательных результатов у школьников.

Проблема нашего исследования состояла в том, каковы представления педагогов о реализуемости требований ФГОС в части формирования личностных образовательных результатов у школьников. Целью исследования было изучение представлений педагогов о возможностях формирования личностных образовательных результатов школьников и связи этих представлений с профессионально важными качествами личности педагогов. Наша гипотеза заключалась в предположении, что представления учителей о выполнимости данных задач ФГОС связаны с представлениями о сформированности своих профессионально важных качеств.

Программа эмпирического исследования

Исследование, проведенное нами в одной из гимназий г. Москвы, проходило в ноябре 2016 г. и состояло из двух частей: проведения методики КОС-1 (12 дней) и проведения анкетирования (4 дня).

В исследовании приняли участие 72 учителя в возрасте от 23 до 56 лет, имеющие педагогический стаж от 1 года до 32 лет (63 женщины и 9 мужчин). Все участники исследования проходили в последнее время повышение квалификации и переподготовку, направленные на формирование профессиональных компетенций, необходимых для реализации задач ФГОС. По этой причине тестирование знаний учителей о личностных образовательных результатах не проводилось, прежде всего, чтобы не снижать мотивацию участия в исследовании. Вместо тестирования мы сочли предпочтительным составление вопросов анкеты таким образом, чтобы в их формулировках были представлены основные виды личностных образовательных результатов.

Разработанная нами анкета по выявлению представлений педагогов о возможности формирования личностных образовательных результатов у школьников и о реализуемости требований ФГОС в части личностных результатов образования включает в себя две группы вопросов. Они исследуют: а) представления о формируемости личностных образовательных результатов учащихся в условиях современного российского образования; б) представления педагогов об их собственной профессиональной готовности к решению данных задач.

Всего анкета содержит 12 вопросов. Вопрос 12 нацелен на исследование представлений учителей о том, что может препятствовать реализации задач формирования личностных образовательных результатов. (Анализ ответов педагогов на вопрос 12 представлен в табл. 2.)

Для исследования связи представлений о реализуемости данных задач ФГОС и профессионально важных качеств педагогов был использован опросник коммуникативных и организаторских склонностей КОС-1 [Фетискин], созданный В.В. Синявским и В.А. Федоришиным. Методика состоит из 40 вопросов, направленных на диагностику коммуникативных и организаторских склонностей и предполагающих ответы «да» или «нет».

Результаты и их интерпретация

Данные, полученные при помощи анкеты, представлены в табл. 1. Результаты показывают, что для большинства педагогов задачи формирования личностных образовательных результатов учащихся представляются решаемыми, хотя среди участников исследования всего 48 % убеждены в том, что профессиональная компетенция среднестатистического учителя для этого достаточна (вопрос 2). Однако на вопрос о том, готов ли сам респондент как профессионал и как личность реализовывать ФГОС, положительных ответов было несколько больше (52,8 %).

Таблица 1

Представления учителей о профессиональных компетенциях педагога и о возможности формирования личностных образовательных результатов учащихся (% от числа участников)

Вопрос

Да

Нет

Затрудняюсь

п/п

 

 

 

ответить

1

На ваш взгляд, требования ФГОС соотносятся с реальным процессом формирования личностных образовательных результатов?

50

47,2

2,8

2

На ваш взгляд, соответствует ли уровень профессиональной компетенции среднего учителя требованиям ФГОС?

48,6

45,8

5,6

3

Готовы ли вы профессионально и личностно реализовывать ФГОС?

52,8

41,7

5,6

4

По вашему мнению, возможно ли формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию в условиях сегодняшних образовательных реалий?

55,6

37,5

6,9

5

По вашему мнению, возможно ли формирование мотивации к обучению и познанию в условиях сегодняшних образовательных реалий?

54,2

37,5

8,3

6

По вашему мнению, возможно ли формирование ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества           в           условиях          сегодняшних

образовательных реалий?

56,9

38,9

4,2

7

По вашему мнению, возможно ли формирование основ гражданской идентичности у обучающихся в условиях сегодняшних образовательных реалий?

56,9

38,9

4,2

8

Считаете ли вы, что вашей профессиональной компетентности достаточно для формирования готовности и способности обучающихся к саморазвитию в условиях сегодняшних образовательных реалий?

56,9

36,1

6,9

9

Считаете ли вы, что вашей профессиональной компетентности достаточно для формирования мотивации к обучению и познанию в условиях сегодняшних образовательных реалий?

62,5

31,9

5,6

10

Считаете ли вы, что вашей профессиональной компетентности достаточно для формирования ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества           в           условиях           сегодняшних

образовательных реалий?

56,9

40,3

2,8

11

Считаете ли вы, что вашей профессиональной компетентности достаточно для формирования основ гражданской идентичности у обучающихся в условиях сегодняшних образовательных реалий?

56,9

30,6

12,5

 

В качестве положительной тенденции следует отметить тот факт, что больше половины педагогов дали утвердительный ответ на все вопросы о достаточности их профессиональных компетенций для формирования личностных образовательных результатов у школьников. Больше всего участников исследования (62,5 %) дали положительный ответ на вопрос о достаточности своей профессиональной компетентности для формирования мотивации к обучению и познанию в сегодняшних образовательных реалиях. Несколько меньше (по 56,9 %) положительных ответов было дано на вопросы о формировании готовности к саморазвитию, ценностно-смысловых установок, отражающих индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции и личностные качества обучающихся и о формировании основ гражданской идентичности. Правомерно предположить, что педагоги чувствуют себя более компетентными в том, чтобы формировать личностные образовательные результаты, развитие которых неотделимо от формирования у школьников развитой учебной деятельности.

В табл. 2 представлены варианты ответов педагогов на вопрос №12 о препятствиях в процессе формирования у школьников личностных образовательных результатов.

Таблица 2

Представления учителей о препятствиях в процессе формирования личностных образовательных результатов учащихся

Вариант ответа

Количество ответов

Число ответивших

Процент от выборки

Незаинтересованность учителя

7

9,7

Непрофессионализм учителя

7

9,7

Ничего не может

6

8,3

Программы общего образования и ФГОС

5

6,9

Причина в детях

4

5,6

Неготовность учителя

4

5,6

Система образования

3

4,2

Школа, администрация школы

3

4,2

Кризис, политика

3

4,2

Родители, семья

2

2,7

Прочее

2

2,7

«Не              знаю»,                прочерк,

бессодержательные ответы

26

36,1

Всего

72

100

 

Достаточно велико число ответов (26, или 36,1 %), где препятствия для формирования личностных образовательных результатов либо не названы («не знаю», прочерк), либо ответ бессодержательно уклончив («трудно сказать», «сразу много факторов»). Правомерно предположить, что такое количество подобных ответов связано с ощущением некомпетентности, недостаточно отчетливыми представлениями педагогов о путях и методах формирования личностных результатов образования. Существенно, что 25 % участников исследования связывают препятствия с неподготовленностью учителей (5,6 %), их незаинтересованностью, в том числе материальной (9,7 %), непрофессионализмом (9,7 %). Представляют интерес ответы, что ничего не может помешать реализации данной группы задач. Небольшая группа участников исследования (6,9 %) считают препятствием саму школьную программу или ФГОС. Педагоги, связывающие трудности выполнения упомянутых задач с особенностями детей (5,6 %), имели в виду, что требования ФГОС превосходят возрастные возможности школьников. Остальные варианты ответов были немногочисленными и встречались не более чем в 4 % случаев. В них упоминались система образования, школа или администрация школы и другие внешние условия, способные, по мнению респондентов, стать препятствием.

Для оценки готовности учителей к реализации ФГОС в части личностных образовательных результатов нами были подсчитано для каждого из участников исследования количество положительных ответов на вопросы 3, 8, 9, 10 и 11. Таким образом, показатель готовности учителя к решению указанных задач варьировался в пределах от 0 до 5.

Для проверки гипотезы о связи готовности учителей к реализации ФГОС в части личностных образовательных результатов и профессионально важных качеств были подсчитаны корреляции показателей готовности, коммуникативных склонностей и организаторских склонностей. Результаты представлены в табл. 3.

Таблица 3

Связь готовности педагогов к формированию личностных образовательных результатов

с коммуникативными и организаторскими склонностями

Показатели

р Спирмена

Уровень значимости

Коммуникативные склонности - организаторские склонности

0,331

0,005

Коммуникативные склонности - готовность

0,425

0,000

Организаторские склонности - готовность

0,462

0,000

 

Таким образом, исследование показало, что два вида склонностей связаны между собой (р=0,331), но гораздо больше выражена связь готовности и коммуникативных склонностей (р=0,425), еще больше выражена связь готовности и организаторских склонностей (р=0,462). Полученные данные позволяют воссоздать существенный аспект профессиональной позиции педагога - профессионально важные качества, а именно коммуникативные и организаторские склонности выступают внутренней опорой для готовности учителей к формированию личностных образовательных результатов. В свою очередь, данные показывают, что отношение к личностным образовательным результатам учащихся как недостижимой цели сочетается с невысоким уровнем развития профессионально важных качеств.

Выводы

В проведенном исследовании были получены данные относительно только двух профессионально важных качеств педагогов и связи этих качеств с их представлениями о возможностях формирования личностных образовательных результатов. Тем не менее полученные данные позволяют сделать важные выводы относительно подготовки педагогов новой школы.

В последние годы многие авторы отмечали необходимость новой модели подготовки педагогов для современной школы, подчеркивалось значение деятельностного подхода в подготовке будущих учителей [Марголис А.А, 2014; Рубцов, 2010]. Пожалуй, нигде традиционный «знаниевый» подход не обнаруживает свою несостоятельность настолько явно, как в подготовке педагогов к формированию личностных образовательных результатов школьников. Очевидно, что изучение личностных образовательных результатов и их видов при помощи традиционной лекционно-семинарской системы в принципе не может сформировать у педагогов необходимых им профессионально важных качеств, которые станут для них внутренней опорой в работе по формированию личностных образовательных результатов. В то же время широкое применение деятельностного подхода в педагогическом образовании способно решить как более обширную проблему несоответствия профессиональных компетенций выпускника требованиям профессионального стандарта, так и более частную проблему развития у будущих учителей необходимых им профессиональных способностей.

В работах В.В. Рубцова, А.А. Марголиса, В.А. Гуружапова [Марголис А.А, 2014; Рубцов, 2010] подчеркивается необходимость разработки концепции, моделей и образцов деятельностного подхода в подготовке педагогов. Широкое применение активных и интерактивных методов обучения, проектных заданий, тренингов развития профессионально важных качеств и других современных образовательных технологий может помочь будущему учителю стать личностью в полном смысле слова. Это необходимо учителю для содействия школьникам в формировании личностных образовательных результатов.

Литература

  1. Марголис А.А.Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. 2014. № 3. C. 41–57.
  2. Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. О деятельностном содержании психолого-педагогической подготовки современного учителя для новой школы // Культурно-историческая психология. 2010. № 4. С. 62–68.
  3. Ушаков Д.В. Личностные результаты образования и достижения общества // Образовательная политика. 2014.№3(65).С. 23–29.
  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.159 с.
  5. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личностиималых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии,2002. 490 с.

Информация об авторах

Лубовский Дмитрий Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7392-4667, e-mail: lubovsky@yandex.ru

Плесневич С.Г., студент магистратуры, магистерская программа «Школьная психология», кафедра школьной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, педагог-психолог, ГБОУ «Гимназия № 1274», Москва, Россия, e-mail: plesnevich2011@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2349
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 957
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2