Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 6986Ключевые слова 16724 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2074-5885

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Оценка сформированности познавательных и регулятивных метапредметных компетенций выпускников начальной школы (при решении сюжетно-логических задач) * 407

Зак А.З., доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия
Сорокова М.Г., доктор педагогических наук, профессор кафедры математики и естественнонаучных дисциплин факультета информационных технологий, Московский государственный психолого-педагогический университет, marsor@mail.ru

Аннотация

Изложены методы оценки сформированности метапредметных компетенций как результатов освоения детьми познавательных и регулятивных универсальных учебных действий. Впервые представлены: 1) методика «Рассуждение» (А.З. Зак), включающая в себя четыре задания, которые предназначены для оценки сформированности у выпускников начальной школы (на материале решения сюжетно-логических задач) когнитивных метапредметных компетенций, связанных с логическим действием построения рассуждений и с построением способа решения проблем поискового характера, и регулятивных метапредметных компетенций, связанных с осуществлением познавательной рефлексии способа решения и с планированием ребенком своих действий; 2) результаты выполнения заданий этой методики пятиклассниками (в начале учебного года) ряда обычных муниципальных школ и одной гимназии; 3) статистический анализ полученных данных (М.Г. Сорокова), доказывающий надежность методики «Рассуждение» и ее дифференциальную валидность как способность выявлять различия по социально-демографическому фактору «категория учащихся».

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В новом Стандарте НОО [16] впервые сформулированы требования к метапредметным результатам освоения детьми основной образовательной программы начальной школы. Реализация этих требований предполагает  развертывание сложной научно-практической работы по психологическому сопровождению реализации Стандарта в начальном школьном образовании.

Для разработки вопросов такого сопровождения научные сотрудники Психологического института РАО, Московского городского психолого-педагогического университета и учителя школы № 91 г. Москвы* совместно выполнили в самом начале 2011/2012  учебного года  исследование, в котором  участвовали около 2000 пятиклассников сорока школ г. Москвы. Его цель состояла в оценке сформированности у выпускников начальной школы метапредметных компетенций  разного рода и апробации соответствующих диагностических методик.    

Литература
  1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. Кн. 1: Пер. с англ. / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского.  М.: Педагогика, 1982. 320 с.
  2. Гуружапов В.А. К вопросу о предметной диагностике теоретического мышления детей в развивающем обучении // Психологическая наука и образование. 1997. № 4. С. 103–107.
  3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 497 с.
  4. Давыдов В.В., Пушкин В.Н., Пушкина А.Г. Зависимость развития мышления младших школьников от характера обучения // Вопросы психологии. 1972. № 6. С. 36 – 44.
  5. Зак А.З. О развитии способности действовать «в уме» у младших школьников // Вопросы психологии. 1981. № 5. С. 62 – 68.
  6. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М.: Педагогика, 1984. 241 с.
  7. Зак А.З. Различия в мышлении младших школьников. М.: Генезис, 2007. 159 с.
  8. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. 721 с.
  9. Митина О.В. Математические методы в психологии: Практикум. М.: Аспект Пресс, 2009. 238 с.
  10. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: Учеб. пособие: 2-е изд. СПб.: Речь, 2006. 392 с.
  11. Новиков П.В. Развитие рефлексии у младших школьников: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1998. 22 с.
  12. Пономарев Я.А.  Знания, мышление и умственное развитие. М.: Педагогика, 1967. 267 с.
  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
  14. Соколов В.Л. Опыт диагностики анализа и рефлексии как универсальных учебных действий // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С. 29–33.
  15. Сорокова М.Г. Методы математической статистики в психологии: Учеб. пособие. Саарбрюкен: Palmarium Academic Publishing, 2014. 405 с. [Электронный ресурс]// Электронная библиотека МГППУ. URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=180853  (дата обращения: 06.04.2015). 
  16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. М.: Институт стратегических исследований в образовании РАО. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 (дата обращения: 31.03.2014).
  17. Raven J., Raven J. (Eds.).Uses and Abuses of Intelligence: Studies Advancing Spearman and Raven’s Quest for Non-Arbitrary Metrics. Unionville, N. Y.: Royal Fireworks Press, 2008. 594 p.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика