Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Возрастно-нормативная модель развития в дошкольном детстве 683

Исаев Е.И., доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии, факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, eiisaev@yandex.ru

Аннотация

В статье проводится обоснование актуальности разработки нормативной модели развития в дошкольном детстве. Обосновывается одно из ключевых понятий психологии развития – возрастно-нормативная модель развития субъектности в дошкольном возрасте. Данное понятие является методологическим средством и технологическим принципом проектирования развивающего дошкольного образования. Представлена структура возрастно-нормативной модели развития, включающая в себя три компонента: 1) главные линии развития, 2) ситуации развития, 3) новообразования развития. Описывается возрастно-нормативная модель развития субъектности в дошкольном возрасте по главным линиям развития: субъктности в деятельности, субъектности в общности, субъектности в сознании. Приводится обобщенная схема возрастно-нормативной модели развития в дошкольном возрасте по типам ситуаций развития и интегральным новообразованиям развития.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Важной вехой в признании высокой гуманистической значимости и самоценности дошкольного детства выступило законодательное закрепление в Законе Российской Федерации «Об образовании» дошкольного образования как базисной и отдельной ступени единой образовательной системы. Выделение ступени дошкольного образования предполагает разработку в перспективе Федерального государственного образовательного стандарта и образовательных программ для дошкольных учреждений. В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях реализуются разнообразные как отечественные, так и зарубежные образовательные программы.

Литература
  1. Антропологические основы развивающего дошкольного образования: сборник статей. М.: РУДН, 2009. 294 с.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., МО РФ, 2013.
  3. Исаев Е.И. Педагогическая психология: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2014. 347 с.
  4. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах: учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 32 с.
  5. Короткова Н. А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. М.: [б.и.], 2002. 43 с.
  6. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. М.: Линка-пресс, 2007. 121 с.
  7. Кудрявцев В. Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. М.: Изд-во УРАО, 1997. 153 с.
  8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 400 с.
  9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 360 с.
  10. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / П од р ед. Т. И. Ерофеевой. М.: Академия, 2000. 344 с.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика