Организация применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в режиме адаптации

595

Аннотация

Статья посвящена вопросам применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в организациях в период 2017–2019 гг. Рассматриваются этапы применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», сформулированные в соответствии с установленными условиями обязательного применения профессиональных стандартов в организациях. В контексте первого опыта общественно-профессионального обсуждения требований профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» к квалификационным характеристикам специалистов обсуждаются предложения по организации применения данного профессионального стандарта в режиме адаптации на уровне органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на уровне органа местного самоуправления, а также на уровне организации, осуществляющей образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации. Данные предложения рассматривались и обсуждались в 2017 г. экспертами профессионально-общественного обсуждения.

Общая информация

Ключевые слова: характеристика квалификации, профессиональный стандарт

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090303

Для цитаты: Забродин Ю.М., Леонова О.И. Организация применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в режиме адаптации [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 3. С. 19–29. DOI: 10.17759/psyedu.2017090303

Полный текст

 

Одним из главных условий обеспечения потребности экономики в высококвалифицированных кадрах является организация системы применения профессиональных стандартов, которая в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее - постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584) должна быть реализована к 1 января 2020 г.

Термин «профессиональные стандарты» официально введен в российское законодательство статьей 1 «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» Федерального закона «О техническом регулировании» № 236-ФЗ от 3 декабря 2012 г. В соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, определяемой как уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника, необходимый работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Профессиональные стандарты выполняют многофункциональную роль: устанавливают квалификационные требования, а также единые критерии описания содержания и качества профессиональной деятельности; определяют основу федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и образовательных программ профессионального образования, программ дополнительного профессионального образования; определяют принципы и правила проведения оценки квалификации и сертификации работников и др. [1; 4]

Законодательно закреплена область обязательного применения профессиональных стандартов работодателями при следующих условиях:

■  наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (часть вторая статьи 57 ТК РФ);

■  требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 195.3 ТК РФ).

Обязательными для применения работодателями являются также особые условия допуска к работе, установленные профессиональными стандартами, в случаях, предусмотренных законодательством.

Отметим, что общий порядок и правила учета требований профессиональных стандартов, особенности их действия, а также направления и этапы их применения описаны И.А. Волошиной, О.М. Зайцевой [1]. Авторы отметили, что особо острым вопросом является организация применения профессиональных стандартов в сфере труда. Л.А. Соколова проанализировала особенности применения профессиональных стандартов в образовательных организациях и описала алгоритмы применения профессиональных стандартов образовательными организациями по двум направлениям: регулирование трудовых отношений с работниками и разработка (изменение) образовательных стандартов и программ профессионального образования [6].

Проблемы организации методического и консультативного сопровождения первых этапов применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы, в том числе профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [3], рассматривались в 2016-2017 гг. в рамках постоянно действующих семинаров-вебинаров, организованных Московским государственным психолого­педагогическим университетом при поддержке и участии Министерства образования и науки Российской Федерации для представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, пилотных площадок субъектов Российской Федерации по апробации и внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», представителей организаций высшего и дополнительного профессионального образования, реализующих программы профессиональной подготовки педагогов-психологов, экспертов в области разработки и применения профессиональных стандартов.

В настоящей статье рассматривается имеющийся опыт и рекомендации к применению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в образовательных организациях с учетом требований к системе управления образованием в субъектах Российской Федерации.

Общая характеристика профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере
образования)»

Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [5], утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н, начиная с 1 января 2017 г. является действующим нормативным правовым документом, предъявляющим требования к содержанию профессиональной деятельности.

В соответствии с приказом Минтруда России от 29 сентября 2014 г. № 665н профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» содержит функциональную карту и описание трудовых функций вида профессиональной деятельности «Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса», в том числе требования к знаниям, навыкам и опыту работы специалистов, информацию о данной профессии, содержащуюся в государственных классификаторах (общероссийский классификатор занятий, общероссийский классификатор видов экономической деятельности).

Обобщенные трудовые функции профессионального стандарта, а также результаты и условия труда в рамках заявленного вида профессиональной деятельности имеют близкий характер. В этой связи специфика содержания трудовой деятельности педагогов-психологов (психологов), работающих в образовательных организациях и ППМС-центрах, отражается в наименовании основной цели вида профессиональной деятельности «Психолого­педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления», ей соответствуют наименования обобщенных трудовых функций «А» и «В» профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

Характеристика каждой обобщенной трудовой функции включает установленный для нее уровень квалификации, описание и структуру связанных между собой трудовых функций, перечень возможных наименований должностей, минимальные требования к профессиональному образованию и обучению, минимальные требования к опыту практической работы, а также описание особых условий допуска к работе.

В качестве возможных наименований должностей (профессий) в рамках каждой обобщенной трудовой функции в профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» представлены: «психолог», «педагог-психолог», «психолог образовательной организации». Данное обстоятельство требует особого рассмотрения, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 должность «Педагог-психолог» отнесена к категории педагогических работников, в то время как должности «психолог», «психолог образовательной организации» к данной категории не относятся со всеми вытекающими отсюда последствиями. Согласно пункту 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники имеют трудовые права и социальные гарантии, которые будут предоставляться только специалистам, должность которых называется «педагог-психолог», в то время как специалистам, работающим в образовательных организациях, должность которых называется «психолог», «психолог образовательной организации», подобные льготы не предусмотрены.

В Московском государственном психолого-педагогическом университете в рамках постоянно действующих семинаров-вебинаров по вопросам апробации и применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в 2017 г. неоднократно обсуждался вопрос определения профильных направлений высшего образования для допуска к профессии педагога-психолога (психолога в сфере образования).

Анализ кодов общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО), заявленных в профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», дает основания полагать в качестве возможных профильных направлений практически все существующие направления подготовки и специальности высшего образования по психологическим специальностям:

37.03.01, 37.04.01 (030300) Психология;

37.05.01 (030301) Психология служебной деятельности;

030401 (37.05.02) Клиническая психология;

44.03.02, 44.04.02 (050400) Психолого-педагогическое образование;

44.05.01 (050407) Педагогика и психология девиантного поведения.

Об основных правилах применения профессионального стандарта «Педагог-психолог
(психолог в сфере образования)»

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 предусмотрена работа по поэтапному применению профессиональных стандартов в организациях государственного (муниципального) сектора, которая должна быть завершена до 1 января 2020 г. В соответствии с данным постановлением органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы и организации, осуществляющие функции и полномочия учредителей организаций, координируют и контролируют переход подведомственных организаций на работу в условиях профессиональных стандартов. При этом указанные институты обеспечивают в том числе внесение в установленном порядке изменений в соответствующие нормативные правовые акты и документы, требующие учета положений профессиональных стандартов, осуществляют контроль за реализацией мероприятий планов подведомственных организаций по организации применения профессиональных стандартов, направляют предложения по актуализации профессиональных стандартов в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

В целях содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по вопросу организации применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» Министерство образования и науки Российской Федерации в январе 2017 г. инициировало разработку рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по применению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», учитывая также рекомендации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об организации применения данного профессионального стандарта в режиме адаптации.

Режим адаптации применения профессионального стандарта предполагает осуществление в период 2017-2019 гг. органами управления образованием, а также образовательными организациями ряда мероприятий по вопросам организации применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

Рекомендации по применению профессионального стандарта в режиме адаптации, разработанные рабочей группой при Московском государственном психолого­педагогическом университете (далее - Рабочая группа), в качестве основных частей включают в себя:

1)  Примерный план мероприятий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, по организации применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» на 2017-2019 гг.;

2)   Примерный план мероприятий органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, другого органа, в ведении которого находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, по организации применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» на 2017-2019 гг.;

3)  Примерный план мероприятий организации, осуществляющей образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, по организации применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» на 2017-2019 гг.

Данные рекомендации получили одобрение в рамках общественно-профессионального обсуждения в ходе семинара-вебинара «Организация применения профессионального стандарта ”Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”», состоявшегося 15 февраля 2017 г. в Московском государственном психолого-педагогическом университете при участии представителей Министерства образования и науки Российской Федерации, Общероссийского профсоюза работников народного образования и науки РФ. В семинаре приняли участие более 1 500 человек из 75 регионов - субъектов РФ.

Экспертное обсуждение позволило определить следующие условия эффективного поэтапного применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»:

■  организация управления процессами внедрения профессионального стандарта на территории субъекта РФ путем создания региональных рабочих групп по апробации и внедрению профессионального стандарта, разработки планов- графиков внедрения профессионального стандарта в регионе, образования региональных (муниципальных) площадок по апробации и внедрению профессионального стандарта;

■    включение в число приоритетных вопросов в рамках перехода к применению профессионального стандарта в субъекте Российской Федерации следующие вопросы: а) анализ сведений об имеющейся потребности региона в профессиональном образовании и (или) дополнительном профессиональном образовании работников; б) организация профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования в целях приведения квалификационных характеристик работников в соответствие требованиям профессиональных стандартов.

Значимость данных условий подтверждают также результаты проведенного пилотного исследования по вопросам внедрения профессионального стандарта «Педагог- психолог (психолог в сфере образования)» в образовательных организациях. Данное исследование, в котором приняли участие 50 респондентов из 13 субъектов Российской Федерации, позволило выявить запрос специалистов на необходимую помощь для успешного внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в образовательных организациях: проведение консультативного сопровождения и распространение лучшего регионального опыта применения профессионального стандарта, организация и проведение дополнительного профессионального образования специалистов.

По результатам исследования были сформулированы основные тематические направления как запрос на разработку программ дополнительного профессионального образования с целью приведения квалификационных характеристик педагогов-психологов в соответствие требованиям профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»:

■  психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ;

■  психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья; одаренных детей;

■      нормативно-правовая обеспеченность деятельности педагога-психолога;

■      психопрофилактика правонарушений подростков;

■      консультирование субъектов образовательного процесса;

■   организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе работа по психологической реабилитации;

■  психологическая экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды образовательной организации.

С учетом результатов профессионально-общественного обсуждения предложений по организации применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования) в режиме адаптации участники обсуждения одобрили предложения Рабочей группы и констатировали целесообразность проведения определенной работы на разных уровнях управления в целях эффективной организации применения профессионального стандарта:

органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, в 2017-2019 гг. предусмотреть формирование и использование следующего алгоритма действий:

■  создать в регионе рабочие группы по координации и оперативному контролю организации применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;

■  разработать и направить рекомендации по организации применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в подведомственные организации, осуществляющие образовательную деятельность, в органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, в другие органы, имеющие в своем ведении организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

■ провести совещания с руководителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, для разъяснения вопросов применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;

■  организовать анализ сведений об имеющейся потребности в профессиональном образовании и (или) дополнительном профессиональном образовании;

■определить основные количественно-качественные характеристики дополнительных профессиональных программ, требуемых для кадрового состава (педагогов-психологов) организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

■   направить предложения (при наличии) по актуализации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого­педагогический университет» (разработчик стандарта);

■  определить объемы и источники финансирования организаций и осуществления дополнительного профессионального образования кадрового состава (педагогов-психологов) организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

■  осуществить анализ нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и иных документов, внести в них изменения для учета положений профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;

■     организовать проведение дополнительного профессионального образования педагогов-психологов организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, в 2017-2019 гг. предусмотреть организацию и выполнение следующего алгоритма действий:

■    создать коллегиальную структуру (комиссию, рабочую группу и т. п.) для координации и оперативного контроля организации применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;

■направить рекомендации органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, по организации применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в подведомственные образовательные организации;

■    обеспечить участие руководителей подведомственных образовательных организаций в проводимых совещаниях (семинарах-совещаниях, вебинарах и т. п.) для разъяснения вопросов применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;

■   провести анализ муниципальных правовых актов и иных документов, внести в них изменения для учета положений профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в социальной сфере)»;

■  организовать осуществление дополнительного профессионального образования педагогов-психологов подведомственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

образовательным организациям в 2017-2019 гг. предусмотреть организацию и выполнение следующего алгоритма действий:

■    создать коллегиальную структуру (комиссию, рабочую группу и т. п.) для координации и оперативного контроля организации применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» как одного из планируемых профессиональных стандартов к применению;

■    провести анализ соответствия уровня образования и практического опыта работников требованиям профессиональных стандартов для данного вида деятельности;

■    определить потребность в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организации;

■    определить механизм организации дополнительного профессионального образования работников;

■    определить перечень локальных нормативных актов и других документов организации, подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению;

■   организовать порядок корректировки локальных нормативных актов и других документов, подлежащих изменению в связи с учетом положений применяемых профессиональных стандартов;

■    утвердить и организовать реализацию плана организации обучения работников.

Описанные предложения по формированию и реализации перехода на профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» соответствуют положениям постановления Правительства Российской Федерации № 584 от 27 июня 2016 г., а их учет будет содействовать обеспечению готовности образовательных организаций и психолого-педагогических и медико-социальных центров к применению профессионального стандарта до 1 января 2020 г.

Литература

  1. Волошина И.А., Зайцева О.М. Применение профессиональных стандартов в сфере труда // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. М: МГППУ, 2016. С. 7–12.
  2. Забродин Ю.М., Леонова О.И., Волошина И.А. О разработке профессионального стандарта специалиста в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/Zabrodin_Leonova_Voloshina.phtml (дата обращения: 27.06.2017).
  3. Забродин Ю.М., Рубцов В.В. Апробация, внедрение и применение профессиональных стандартов при решении задач образования и социальной сферы: этапы и перспективы // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. М: МГППУ, 2016. С. 13–29.
  4. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 105–126.
  5. Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=57963 (дата обращения: 31.03.2017).
  6. Соколова Л.А. Внедрение профессиональных стандартов в деятельность образовательной организации // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. М: МГППУ, 2016. С. 50–78.

Информация об авторах

Забродин Юрий Михайлович, доктор психологических наук, профессор, профессор, советник при ректорате, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8899-5572, e-mail: zabrodin_yuri@mail.ru

Леонова Олеся Игоревна, кандидат психологических наук, ведущий аналитик сектора развития квалификаций и профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров, «Московский государственный психолого-педагогический университет», исполнительный директор ФПО России, член президиума ФПО России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1440-5207, e-mail: olesya_leonova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1639
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 595
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3