Чувство композиции как показатель художественного воображения 175
Адаскина А.А., кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогической психологии факультета психологии образования ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, aadaskina@mail.ru
Целью представленного исследования является изучение роли чувства композиции в структуре художественного воображения. На основании анализа литературы развивается понимание художественного воображения как самостоятельного процесса, который направлен на создание художественного образа, соотнесенного с материалом, и несет в себе ряд жанровых, композиционных, стилистических особенностей, куда входят замысел, чувство материала, чувство композиции. Приводятся данные первой апробации двух методик диагностики чувства композиции («Пятно» и «Лист бумаги»). В апробации приняли участие 33 студента (14 человек – студенты художественного факультета, 19 человек – контрольная группа). В качестве экспертов в исследовании участвовали три искусствоведа. Результаты апробации методик диагностики композиционного мышления (чувства композиции) показали значимую связь между композиционными характеристиками изображения и его выразительностью.
Проанализировав психолого-педагогические исследования
последних лет, можно отметить, что работ, посвященных развитию воображения у
детей разного возраста, достаточно много. Это говорит об актуальности данной
темы, о сформулированной необходимости развивать у детей не только
интеллектуальные логические процессы, но и эмоционально-образную составляющую
психики.
Литература
Боровик О.В. Развитие воображения. М.: Центр гуманитарной
литературы «РОН», 2000. 112 с.
Гуружапов В.А. Понимание смысла искусства младшими
подростками в ситуации коллективной дискуссии // Психологическая наука и
образование. 1996. № 2. C. 83–88.
Игнатьев С.Е., Кандыбей П.Н. Развитие композиционного
мышления младших школьников на занятиях изобразительным искусством //Вестн.
МГПУ. Сер. Педагогика и психология. 2013. № 4 (26). С. 77–125.
Кандыбей П.Н. Компьютерные технологии в развитии
композиционных навыков на занятиях изобразительным искусством // Начальная
школа плюс До и После. 2012. № 6. С. 87–90.
Качалова А.А. Метод творческой интерпретации натуры как
средство развития художественного воображения студентов-дизайнеров на занятиях
декоративной живописи //Вестн. Шадринского гос. пед. ун-та. 2013. № 4 (20). С.
66–70.
Методики исследования и проблемы диагностики
художественно-творческого развития детей. Методические рекомендации для
педагогов общеобразовательных школ/ Мелик-Пашаев А.А., Адаскина А.А., Кудина
Г.Н., Новлянская З.Н., Чубук Н.Ф; под ред. А.А. Мелик-Пашаева. Дубна: Феникс+.
2009, 272 с.
Мелик-Пашаев А.А. и др. Истоки и специфика детского
художественного творчества/ Адаскина А.А., Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Чубук
Н.Ф; под ред. А.А. Мелик-Пашаева. М.: Издат. дом «Навигатор», 2014. 172
с.
Петренко С.С. Психологические условия построения
развивающего музыкального обучения у детей дошкольного и младшего школьного
возраста: Дис. … канд. психол. наук. М., 2005. 180 с.
Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного
развития детей по их рисункам. Пособие для школьных психологов. Москва-Рига:
Эксперимент, 2000. 160 с.
Свешников А.В. Композиционное мышление. М.: Логос, 2009.
272 с.
Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. М.:
Советский Художник, 1988. 586 с.