Психолого-педагогические исследования
2017. Том 9. № 4. С. 12–20
doi:10.17759/psyedu.2017090402
ISSN: 2587-6139 (online)
Выбор профессии слепыми школьниками старших классов и их востребованность на рынке труда
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: слепые, трудоустройство инвалидов, профориентация слепых обучающихся, доступность профессии, незрячий специалист, доступная среда, социальная интеграция
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090402
Для цитаты: Комова Н.С., Соколов В.В. Выбор профессии слепыми школьниками старших классов и их востребованность на рынке труда [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 4. С. 12–20. DOI: 10.17759/psyedu.2017090402
Полный текст
Профориентационная работа для школ, обучающих детей с глубокими нарушениями зрения, в условиях введения образовательных и профессиональных стандартов является приоритетным направлением в подготовке старшеклассников к самостоятельной жизни, связанной с выбором профессии и самореализацией в ней. Современный рынок труда и дефицит рабочих мест побуждают к поиску высококвалифицированных специалистов с достаточным опытом работы. Сегодня молодому специалисту, даже не имеющему проблем со здоровьем, не всегда удается трудоустроиться по специальности. У незрячего же к имеющимся трудностям добавляются: отсутствие условий труда, не всегда адекватное отношение со стороны работодателя к слепому как специалисту (недоверие, отсутствие элементарных представлений о возможностях и потребностях слепого человека и т. п.). В результате - низкая конкурентоспособность незрячего среди нормально видящих.
Так, например, в докладе начальника отдела исследования социально-трудовых отношений и определения возможностей трудоустройства инвалидов по зрению Аппарата управления Всероссийского общества слепых (ВОС) К.А. Лапшина, сделанном в декабре 2014 г. на XIV научно-практической конференции «Отношенческие барьеры: общество и инвалиды», приводятся следующие цифры:
■ только за 2013 г. в Москве, по данным ВОС, количество инвалидов по зрению, работающих на открытом рынке труда, уменьшилось с 877 до 742 человек, т. е. более, чем на 15 %. Это уменьшение произошло, прежде всего, за счет уменьшения числа инвалидов по зрению, работающих в негосударственных предприятиях, организациях и учреждениях, - с 566 до 415 человек (на 26,7 %);
■ по данным Центра квотирования рабочих мест Департамента труда и занятости населения г. Москвы, на 1 августа 2014 г. в городе имелось 562 вакантных рабочих места, доступных для инвалидов. При этом, по оценкам Центра, лишь 62 рабочих места были доступны для инвалидов по зрению. Однако после проработки данной информации непосредственно с работодателями оказалось, что реально в городе имеется лишь 10 рабочих мест, доступных для незрячих, которые предоставляет ООО «Кунцево- электро»;
■ в течение 2013 г. производился мониторинг вакансий сайта www.hh.ru, маркированных как доступные для трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья, на предмет их реальной доступности для инвалидов по зрению. При этом были отобраны только вакансии, которые потенциально могли бы быть доступны для слепых (операторы справочных служб, программисты, юристы, массажисты). Из 550 работодателей, представлявших отобранные вакансии, лишь 51 согласился вести переговоры о перспективах трудоустройства инвалидов по зрению и только 5 слепых соискателей были трудоустроены.
Иногда решение проблемы трудоустройства инвалида по зрению, получившего профессию, зависит не только от внешних факторов.
Институт труда и страхования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по заказу Департамента труда и занятости населения г. Москвы провел в 2014 г. мониторинг потребности в рабочих местах для различных категорий инвалидов и молодежи в рамках реализации Закона г. Москвы от 11 декабря 2004 г. № 90 «О квотировании рабочих мест». В ходе мониторинга были опрошены выпускники высших и средних специальных учебных заведений Москвы 2014 года с нарушением зрения. По данным опроса, 85 % инвалидов по зрению по состоянию на 1 ноября не работали. Необходимо отметить, что, по данным ВОС, в 2014 г. на постоянную работу не смог трудоустроиться ни один из незрячих выпускников московских вузов.
При этом 38 % опрошенных желали трудоустроиться в качестве вспомогательного и технического персонала предприятий (в основном операторами справочных служб), 37 % - в качестве неквалифицированных рабочих и только 21 % - в должности специалиста или служащего предприятия (учреждения).
Средний уровень желаемой заработной платы среди опрошенных инвалидов по зрению составлял 57 100 руб. в месяц. Заметим, что этот показатель в два раза превышал средний уровень желаемой заработной платы у опрошенных выпускников высших и средних специальных учебных заведений 2014 года, не имеющих инвалидности (28 600 руб. в месяц).
Приведенные цифры говорят о неспособности молодежи с нарушением зрения адекватно оценивать себя в качестве участника открытого рынка труда.
Профориентационная работа в школе при всей ее значимости несколько формализована, а в некоторых образовательных организациях полностью делегирована преподавателям колледжей и вузов, от эффективной работы которых зависит набор потенциальных абитуриентов на следующий учебный год. В большей мере такого рода пропаганда сконцентрирована вокруг обучающихся, имеющих льготы (квоту) при поступлении и дальнейшем обучении, в частности, такую категорию составляют люди с инвалидностью. Государство обеспечивает финансирование льготной категории на весь период обучения и преимущественное право на зачисление в рамках выделенных квот с минимальным проходным баллом. Подобный «щадящий» режим по отношению к человеку с инвалидностью, к сожалению, снижает у него мотивацию к достижению цели обучения - подготовке квалифицированного и конкурентоспособного специалиста.
В сложившейся ситуации, когда у ребенка-инвалида, по сравнению со здоровыми сверстниками, существуют привилегии при поступлении в образовательные организации высшего и средне-профессионального образования и обучении в них, сложно говорить о равноправии, проявлении волевых установок человека с инвалидностью к достижению цели, стремлении стать лучшим в будущей профессии.
Уровень таких специалистов (низко мотивированных на этапе обучения) после получения документа об образовании зачастую ниже предъявляемых квалификационных требований к специалисту без стажа работы, а имеющихся у них навыков недостаточно для выполнения должностных обязанностей, предъявляемых к выбранной профессии. Данный показатель также является причиной невостребованности молодого специалиста с инвалидностью на рынке труда.
В более глобальном понимании проблема снижения мотивации присуща большинству современных молодых людей как показатель инфантилизма молодежи, вызванный гиперопекой старшего поколения в вопросах, где подрастающее поколение могло бы проявить больше самостоятельности, целеустремленности. Например, отношение к домашнему заданию: для большинства обучающихся ответственность за его выполнение лежит не на них самих, а на их родителях, репетиторах и т. д., в процесс получения школьного образования при таком отношении дети включены опосредованно. К моменту поступления в колледж или вуз родительская активность и участие снижаются. Детям говорят: «Пора стать самостоятельным» или «Ты уже взрослый», а навык самостоятельного обучения, ответственности за получение и применение знаний у детей так и не был сформирован.
Мы проанализировали: состояние профориентационной работы в старших классах школ, обучающих слепых детей (выборка представлена по шести школам разных регионов РФ); выбор незрячих обучающихся в пользу конкретных специальностей; представленность и востребованность указанных профессий на рынке труда.
Изучался опыт образовательных организаций, расположенных в следующих городах: Верхняя Пышма, Саратов, Рязань, Бийск, Москва, Ульяновск.
Выбранным школам было предложено составить собственный рейтинг профессий среди специальностей, наиболее популярных у незрячих. Традиционно первое место по востребованности и надежности в плане трудоустройства заняла профессия массажиста.
С развитием компьютерных технологий и вспомогательных средств заслуженную популярность приобретают профессии программиста, специалиста сферы IT, представителя сферы малого бизнеса (индивидуальный предприниматель). Но, к сожалению, отсутствие учебно-методических пособий, образовательных программ, разработанных технологий, учитывающих потребности слепого пользователя, специализированной подготовки преподавателей для слепых, обучающихся по профильным дисциплинам, определяют данную область как эксклюзивное образование, доступность которого ограничена кадрами отдельно взятой школы.
Далее список по снижению популярности продолжают профессии: музыкант, спортсмен, педагог, психолог, филолог, переводчик, ученый, юрист.
Проведенное исследование позволило выявить межрегиональную специфику и своеобразие реализации профориентационной деятельности в зависимости от условий организации труда в регионе, разнообразие востребованности на местах специалистов определенных профессий, различия в объеме выделяемых из местного бюджета средств на подготовку кадрового потенциала и в имеющихся квотах на обучение и трудоустройство инвалидов.
Вместе с тем можно выделить общие для всех регионов проблемы, которые оказывают влияние на занятость инвалидов по зрению:
■ недостаточная информированность на государственном уровне населения (в том числе потенциальных работодателей), учеников и их родителей о возможностях, потребностях и достижениях в профессиональной деятельности среди слепых людей;
■ отсутствие возможности межрегиональной профильной подготовки слепых обучающихся по конкретным специальностям. Зачастую по востребованным профессиям невозможно открыть направление подготовки из-за небольшого количества обучающихся в регионе. Данной проблемы можно избежать, привлекая к обучению желающих из других субъектов РФ;
■ рекомендации по профориентации специалисты МСЭ и ПМПК дают в большинстве регионов только ученикам выпускных классов, реже - по индивидуальному запросу. Между тем успешность подготовки квалифицированных кадров и осознанность выбора конкретной специальности слепыми учениками возможны в условиях раннего начала обучения профессиональным компетенциям (VII-VIII класс);
■ незрелость личности слепого ученика, низкий уровень представлений о своих возможностях, чаще переоценка способностей, завышенная самооценка искажают объективную реальность для индивида. В следствие этого перечисленные причины препятствуют правильному выбору специальности и последующему трудоустройству.
В качестве примера работы потенциального работодателя, знающего возможности и потребности слепого специалиста, нами были проанализированы учебно-производственные предприятия ВОС (УПП ВОС), на которых созданы специализированные рабочие места для незрячих. Объектом анализа стали сайты УПП по всем округам РФ. Учитывались следующие параметры: реклама производимой предприятием продукции (как один из показателей востребованности продукции, эффективности работы УПП и его конкурентоспособности), поддержка сайта (новости, обновления и т. п.), профессии и имеющиеся вакансии. Результаты анализа представлены в табл.
Таблица
Анализ сайтов УПП ВОС восьми федеральных округов РФ
Округ |
Количество предприятий |
Сайт поддерживается, информация актуальна, товар востребован |
Поддержка сайта прекращена, информация устарела, много посторонней рекламы |
Сайт отсутствует или не работает, информация о предприятии недоступна |
Центральный федеральный округ |
51 |
18 % |
39 % |
43 % |
Северо-Западный федеральный округ |
17 |
24 % |
64 % |
12 % |
Южный федеральный округ |
10 |
30 % |
10 % |
60 % |
Приволжский федеральный округ |
40 |
32,5 % |
25 % |
42,5 % |
Уральский федеральный округ |
12 |
33 % |
42 % |
25 % |
Сибирский федеральный округ |
15 |
33 % |
20 % |
47 % |
Дальневосточный федеральный округ |
4 |
0 % |
50 % |
50 % |
Северо-Кавказский федеральный округ |
5 |
20 % |
0 % |
80 % |
Полученные данные отражают востребованность производимых товаров и, соответственно, представленность предприятия на потребительском рынке: из 154 предприятий ВОС успешно рекламируют свою продукцию, обновляет информацию на сайте только 41 предприятие по всем перечисленным федеральным округам, что составляет 26,6 %. Предприятия ВОС ориентированы на изготовление электротехнической, укупорочной (производство консервных банок, крышек и т. п.), светотехнической продукции, автозапчастей.
Необходимо учитывать, что данные предприятия имеют право на государственную поддержку и льготы, в том числе на получение госзаказов. Вопрос о количестве работающих на данных предприятиях незрячих специалистах в рамках проводимого исследования нами не изучался.
Среди выпускников школ, стремящихся получить высшее образование, большую популярность приобретают специальности, связанные с информационными технологиями. Однако это направление подготовки требует уникального технического, методического и кадрового обеспечения. Обучить слепого школьника работе на персональном компьютере довольно сложно. Незрячие пользователи не могут использовать интуитивно понятный визуальный интерфейс операционной системы и вынуждены опираться на специальное программное обеспечение, преобразующее визуальную информацию на экране компьютера в речевые (синтезатор речи) и/или тактильные (брайлевский дисплей) сообщения. При этом управление компьютером осуществляется исключительно с помощью клавиатурных команд.
Для обучения приемам такой работы требуются значительно больше времени, специальные методики, учебные пособия и подготовленные педагогические кадры. К сожалению, в настоящее время нет специальных учебников для слепых по информатике, отсутствует система подготовки учителей информатики, владеющих соответствующими методиками и приемами работы. Эти причины делают весьма затруднительной организацию обучения детей с нарушением зрения информатике и ИКТ на надлежащем уровне во всех специальных школах. При инклюзивной форме обучения обеспечить высокий уровень преподавания информатики слепым детям вообще невозможно.
Тем не менее при наличии всех условий качественного обучения слепых школьников информатике и ИКТ профессию IT-специалиста выбирают многие выпускники. Так, например, ГБОУ «Школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых» Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы, имеющая более чем двадцатипятилетний опыт обучения невизуальным приемам работы на персональном компьютере, с 2001 г. ежегодно выпускает несколько человек, которые продолжают учебу на факультете информационных технологий Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ). Следует отметить, что на этом факультете обеспечены специальные условия обучения студентов данной категории. В настоящее время на базе факультета создан модельный образец условий обучения студентов с нарушением зрения. Это делает его наиболее привлекательным для тех выпускников специальных школ, которые выбрали информационные технологии в качестве сферы будущей профессиональной деятельности.
В 2017 г. на факультет информационных технологий МГППУ поступили четыре выпускника московской школы №1 (20 %). В среднем за 17 лет около 25 % выпускников указанной школы ежегодно поступают на факультет информационных технологий МГППУ.
Популярность IT-направления среди выпускников московской школы слепых обусловлена высоким уровнем подготовки по информатике и ИКТ, а также комфортными условиями обучения на факультете информационных технологий МГППУ. Это доказывает, что при грамотно организованной профориентационной работе и качественной подготовке школьников, а также при наличии специально созданных условий обучения в вузе направление профессиональной деятельности, связанное с современными компьютерными технологиями, может занять лидирующее место в рейтинге профессий, доступных для слепых.
Таким образом, ранняя профориентационная работа, основанная на формировании трудовых и профессиональных навыков с возможностью их практического закрепления (в мастерских школы, на УПП, в условиях имеющейся базы колледжей и т. п.), адекватный уровень представлений о своих возможностях и способностях, в том числе личностных качествах и их развитии, высокая мотивация к получению новых знаний, образованность, объективный уровень притязаний, сформированность «жизненных» компетенций (высокий уровень развития коммуникативных навыков, мобильность, самостоятельность в ориентировании и владение необходимыми навыками в организации быта, использование современных технических средств), создают предпосылки к успешной адаптации, конкурентоспособности на рынке труда и самореализации в выбранной профессии. Перечисленные показатели, как показывает опыт ведущих школ в подготовке слепых, достижимы, но вопросы, связанные с трудоустройством, достойными условиями труда, отношением работодателя и нормально видящих сотрудников к незрячему специалисту, зависят от государственной политики и реализации разработанных мер по защите прав человека с инвалидностью.
Финансирование
Работа выполнена в рамках Государственного задания № 27.8560.2017/БЧ Минобрнауки РФ.
Благодарности
Авторы благодарят за помощь в сборе данных для исследования кандидата педагогических наук В.З. Денискину, а также администрацию и сотрудников школ городов Верхняя Пышма, Саратов, Ульяновск, Бийск, Рязань, Москва, предоставивших для анализа необходимую информацию.
Литература
- Кондратов А.Г. Тифлопсихология. М.: Просвещение, 1985. 208 с.
- Материалы XIV научно-практической конференции «Отношенческие барьеры: общество и инвалиды» [Электронный ресурс] // Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала общероссийской общественной организации инвалидов – всероссийского ордена трудового красного знамени общества слепых «Реакомп». URL: http://www.rehacomp.ru/services/events/events_340.html (дата обращения: 18.11.2013).
- Образование для всех – информационный бюллетень № 2 [Электронный ресурс] // Официальный сайт региональной общественной организации инвалидов «Перспектива». URL: http://www.perspektiva-inva.ry/index.php7id-247(дата обращения: 18.11.2013).
- Романов П., Ярская-Смирнова Е. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. Саратов: Научная книга, 2006. 83 c.
- Соколов В.В. Психолого-педагогические особенности обучения школьников со зрительной депривацией работе на персональном компьютере // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 2. С. 93–102. doi:10.17759/pse.2015200210.
- Соколов В.В., Комова Н.С. Методические рекомендации для РУМЦ по организации обучения в вузе студентов с глубоким нарушением зрения, обучающихся по программам бакалавриата в области математики и прикладной информатики. М.: МГППУ, 2016. 54 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2000
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 1105
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 9