Профилактика рискованного сексуального поведения посредством формирования психологической готовности к родительству

742

Аннотация

Автор представляет результаты эксперимента по предупреждению рискованного сексуального поведения у подростков на основе формирования у них представлений о родительстве и детско-родительских отношениях, что позволяет построить образ репродуктивного поведения в настоящем и будущем. Программа разработана с учетом психологии современных подростков, в соответствии с принципами осознанности и ответственности, базируется на восстановительном подходе и ресурсном подходе к формированию психологической готовности к родительству М.Е. Ланцбург. Программа по развитию психологической готовности к родительству у подростков имеет два целевых ориентира: ближайший – предупреждение ранней беременности и снижение ее негативных последствий в случае возникновения ранней беременности и стратегический – подготовка к планированию и рождению желанного ребенка в будущем. Результаты доказывают, что представления подростков о семье зависят как от пережитого ими опыта в собственном детстве, так и от заданных в социально-политическом пространстве трендов обсуждения данной темы. Исследование показало, что на представления подростков о сексуальных отношениях, семье и родительстве можно целенаправленно влиять с помощью программы, опирающейся на знания возрастной психологии, ресурсный и восстановительный подходы и использующей релевантные данной возрастной группе интерактивные методы обучения.

Общая информация

Ключевые слова: рискованное сексуальное поведение, подростковый возраст, профилактика абортов и ранних беременностей, программа формирования родительских ценностей у подростков

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090408

Для цитаты: Крысько А.А. Профилактика рискованного сексуального поведения посредством формирования психологической готовности к родительству [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 4. С. 75–85. DOI: 10.17759/psyedu.2017090408

Полный текст

 

Современные исследования отмечают следующие тенденции: снижение возраста вступления в половые отношения, увеличение возраста вступления в брак, рост числа беременностей среди подростков 15-16 лет. По данным ООН за 2016 г., 30 беременностей приходится на 1 000 девушек в возрасте от 15 до 19 лет. По информации РОССТАТа, ежегодно в России 1,5 тыс. детей рождаются у девушек в возрасте до 15 лет, 16-19 тыс. детей рождаются у девушек до 17 лет [4]. По данным министерства здравоохранения Российский Федерации, за период 2010-2016 гг. ежегодно абортом закончились 57 % всех беременностей, при этом каждое пятое прерывание беременности делали девушки до 18 лет. Юные матери составляют одну из групп риска по расстройствам физического здоровья и девиантному материнству, большинство юных беременных прерывают свои контакты с социумом: родителями, учебными заведениями, друзьями [4]. Ряд авторов отмечают у современных школьников низкий уровень медицинской, включая контрацептивную, грамотности. Также внимание исследователей занимают рискованные паттерны, мотивы и последствия полового поведения подростков, дефицит площадок для обсуждения этических вопросов, связанных с добровольностью, осознанностью, безопасностью сексуальных отношений [4; 8]. В целях предотвращения ранних беременностей и абортов среди несовершеннолетних требуются создание эффективной программы профилактики сексуально-рискованного поведения, а также разработка комплексной системы сопровождения беременных подростков и юных матерей.

Анализ существующих научных и практических подходов к решению проблемы рискованного сексуального поведения подростков показывает, что методы и способы, основанные на информировании о контрацепции, заболеваниях, передающихся половым путем (ЗППП), малоэффективны [2]. Большинство программ профилактики информируют о рисках сексуальных отношений в подростковом возрасте и предлагают следующие варианты: а) воздержание до брака (материал программы основывается на пропаганде традиционных семейных ценностей); б) контрацептивная грамотность (даются сведения о способах и методах предупреждения беременности). Формальный характер мероприятий, недостаточный уровень подготовленности школьных специалистов к данной работе, табуированность самой темы обусловливают низкий уровень эффективности предпринимаемых мер.

Например, в России и Америке распространена практика проведения разового занятия, которое носит фрагментарный, информационный характер и раскрывает темы ВИЧ, СПИД, ЗППП. В Германии, Швеции, Финляндии чаще проводятся длительные, круглогодичные программы, направленные на комплексную профилактику рискованного сексуального поведения, где акцент делается на темах осознанности, заботы о себе, взаимоотношений, гендерной идентичности [10; 11]. В Германии и Швеции программа охватывает младшую и старшую школы, учитывая возрастные особенности участников. В исследованиях AIDS, CAF, BZgA отмечается, что профилактика рискованного поведения, в том числе сексуального, эффективна при условии комплексного системного подхода с подключением максимального количества участников образовательного процесса (учителей, учащихся, родителей) и если она имеет вид программы, проводимой на протяжении длительного времени или в форме кратковременных интенсивных мероприятий; в таких случаях у участников складывается целостное представление о феномене и они получают ряд необходимых навыков [10; 11; 12].

Для предупреждения рискованного сексуального поведения, а также ранних беременностей необходима системная работа, которая принимает во внимание особенности и потребности этого возраста, учитывает современные тенденции подросткового сообщества, опирается на принципы осознанности и ответственности, диалогичности [4; 5]. Поскольку отрочество предшествует тому периоду развития, когда становятся актуальны задачи создания семьи, рождения и воспитания детей, важно сформировать у подростков представления о родительстве и детско-родительских отношениях как призму, через которую они посмотрят на свое настоящее и будущее [6]. Создание программы, способствующей профилактике рискованного сексуального поведения и развитию психологической готовности к родительству, имеет два целевых ориентира: ближайший - предупреждение подростковой беременности, а также снижение негативных последствий в случае возникновения ранней беременности и стратегический - подготовка к планированию и рождению желанного ребенка в будущем, формирование адекватных представлений о материнстве, отцовстве и детях раннего возраста, развитие родительских ценностей и компетенций.

В качестве альтернативы существующим методам профилактики рискованного сексуального поведения среди подростков была разработана программа, которая опирается на понятие психологической готовности к родительству. В основе программы лежит восстановительный подход, базирующийся на идее культурно-исторической психологии, гуманистических направлениях психотерапии [8; 9]. Разработка этой программы опиралась на ряд положений современной психологии развития, семейной и коррекционной психологии [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 9]. Прежде всего, это - идея Л.С. Выготского о социальной ситуации развития как системе отношений ребенка и социальной среды, которая определяет содержание и направление процесса развития. Важным основанием является периодизация возрастного развития, предложенная Д.Б. Элькониным, где подростковый возраст рассматривается как возраст самоисследования, пересмотра мировоззрения. Другая основополагающая идея принадлежит А.Н. Леонтьеву, К.Н. Поливановой; она дает представление о ведущей деятельности в подростковом возрасте (общение, экспериментирование и исследование).

Психологическая готовность к материнству рассматривается С.Ю. Мещеряковой как специфическое личностное образование. Стержневой образующей этой готовности является субъект-объектная ориентация в отношении к еще не родившемуся ребенку. Системный подход к оценке ресурсов матери, предложенный М.Е. Ланцбург, позволяет выделить пять ресурсов: личностный, эмоциональный, когнитивный, операциональный и психофизиологический. Био-психо-социальный подход В.И. Брутмана дает возможность оценить факторы и условия формирования девиантного материнства, такие как негативный личный опыт детско-родительских отношений. Важной для реализации программы является опора на принципы восстановительного подхода, описанного В.В. Москвичевым, А.В. Тихомировой, в частности, принцип активной ответственности, принцип осознанности, принцип ориентации на ресурс, представление о социальной ситуации развития как о системе отношений подростка с окружающей социальной действительностью, где содержатся необходимые ресурсы.

Одним из факторов развития подростка выступает его собственная социальная активность, направленная на знакомство и присвоение заданных обществом ценностей. Эта активность формируется при взаимодействии подростка с социумом, поэтому вместе с изменениями в обществе происходят изменения в подростковой среде и как следствие - изменения в системе ценностей подростков.

При разработке программы, направленной на работу с подростковым сообществом, важно учитывать существующие тенденции в современной подростковой среде:

■      перемещение и расширение среды общения подростков за счет Интернета;

■ доступность недостоверной информации по таким важным для подростков темам, как взаимоотношения, любовь и сексуальность;

■      отдаление сроков обретения самостоятельности, отделения от родителей;

■      изменение мотивации к учебе у подростков в связи с введением различных тестовых систем оценки и как следствие - ориентация не на учебную деятельность, а на подготовку к тестированию;

■      увеличение числа подростков, принимающих участие в политической деятельности как легального, так и нелегального характера;

■      рост числа подростков, имеющих химическую зависимость, и одновременно с этим рост различных подростковых сообществ, агрессивно пропагандирующих здоровый образ жизни.

Собирательный образ современного подростка с учетом перечисленных тенденций получается противоречивым, так как, с одной стороны, он стремится к взрослости, финансовой независимости, самостоятельной жизни, участию в политике, а с другой - испытывает дефицит родительской поддержки, живого общения со сверстниками, способов саморегуляции и расслабления.

Нами был проведен формирующий эксперимент с использованием авторской программы «Формирование основ психологической готовности к родительству». Программа направлена на включение в семантическое поле подростков ценностей родительства, осмысление собственного опыта детско-родительских отношений, на построение образа будущей семьи. Программа предлагает подросткам взглянуть на сексуальные отношения с учетом этой перспективы.

Всего в исследовании участвовали 350 подростков, из них 200 подростков были задействованы в формирующем эксперименте, 150 подростков стали контрольной группой. В обучении по программе приняли участие восемь групп подростков в возрасте от 15 до 18 лет: четыре группы состояли только из девушек (80 участниц), четыре группы были смешанными (80 девушек и 40 юношей). Участники исследования являются учащимися образовательных организаций: школ, колледжей. 50 участниц исследования состояли на внутришкольном учете или на учете комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Основными причинами постановки на учет были ситуации, связанные с эпизодами употребления ПАВ, участием в драках, прогулами, самоповреждающим поведением. Все испытуемые не состояли в браке и не имели детей.

На констатирующем и контрольном этапах эксперимента проводилось обследование с помощью следующих методик:

■    рисунок «Я и мой ребенок» (Г.Г. Филиппова). Данная методика представляет собой модификацию проективной методики «Рисунок моей семьи» и диагностирует образ ребенка и отношение к нему, а также отношение к материнской роли, отражает представление о характере взаимодействия матери и ребенка. По данной методике выделяются четыре типа отношения к ситуации предполагаемого материнства и беременности у подростков: благоприятная ситуация; незначительные симптомы тревоги, неуверенности; тревога и неуверенность в себе; конфликт с беременностью или с ситуацией материнства;

■  проективная методика «Материнский ТАТ» (О.В. Баженова, Л.Л. Баз, О.А. Копыл). В методике «Материнский ТАТ» в качестве стимульного материала использованы картины С. Красаускаса из цикла «Материнство», в полуабстрактной форме отражающие темы родительства, материнства, детско-родительских отношений. Инструкция и анализ данных используются так же, как и в классическом тематическом апперцептивном тесте. Фиксируются доминирующие переживания, выделяется тема отдельно для каждого рисунка, а также общая, объединяющая все карточки; анализируются характерные особенности образов, временная перспектива, представленная в рассказе (прошлое, настоящее, будущее);

■     опросник «Представления о родительстве и возрастных особенностях детей младенческого, раннего и дошкольного возраста» (А.А. Крысько, М.Е. Ланцбург). В основе опросника лежит ресурсный подход, предложенный М.Е. Ланцбург, и блоки материнской сферы, выделенной Г.Г. Филипповой. Опросник содержит шесть частей, которые включают в себя вопросы, направленные на выявление: биографических данных; сведений о психологическом климате в родительской семье; ценностно-смысловых, эмоционально-потребностных и операциональных компонентов материнской сферы; понимания возрастных особенностей ребенка на каждом этапе его развития; предполагаемых стратегий воспитания; а также на оценку ресурсов психологической готовности к материнству. Личностный ресурс (направленность личности) включает в себя оценку следующих компонентов: мотивация рождения детей, место родительства в иерархии ценностей и потребностей, ценность ребенка, ценность материнства, потребность в материнстве и др. Эмоциональный ресурс содержит оценку компонентов: ориентация на эмоциональное состояние ребенка, эмоциональная компетентность, характер эмоционального отношения к ребенку и др. Когнитивный ресурс включает в себя знания об уходе за ребенком, знания о развитии, воспитании и обучении ребенка, готовность учиться, выбор преобладающего стиля родительского воспитания. Операциональный ресурс характеризует наличие в онтогенезе навыков по уходу за ребенком. Для оценки актуальности тем, упражнений и групповой динамики используется метод структурированного наблюдения, которое включает в себя: оценку эмоционального состояния участника на разных этапах эксперимента; выявление возникающих в процессе реализации программы проблем и трудностей; оценку включенности и заинтересованности участника (участников); степень удовлетворенности участием в программе, фиксирование ситуаций, вызывающих положительное или отрицательное настроение у подростков; анализ продуктов творческой деятельности; выявление основных тем, фраз, которые вызывали активный интерес у группы; анализ вопросов участников.

Констатирующий этап исследования показал преобладание конфликтного типа переживания ситуации предполагаемой беременности и материнства (62,5 %), это может означать конфликт между возрастными потребностями старших подростков и задачами материнства. Анализ параметра «стиль родительского воспитания» выявил преобладание индифферентного стиля воспитания - 37,5 % выборов, это говорит о том, что тема воспитания детей вступает в противоречие с задачами, реализуемыми в данном возрасте; 25 % выборов участников свидетельствуют о том, что они не имеют определенного стиля; авторитарный, авторитетный и либеральный стили воспитания набрали по 12,5 % выборов каждый. Семантический анализ методики «Материнский ТАТ» показал, что у подростков преобладают темы и переживания, связанные с собственными детско-родительскими и романтическими отношениями (75 %).

В формирующей части программы используются групповой метод работы, интерактивные и арт-терапевтические методы:

■   метод групповой работы с подростками, основанный на учете социальной ситуации развития, ведущей деятельности и учете особенностей современной подростковой среды, которые тесно связаны с культурно-историческими изменениями в обществе;

■    метод деловой игры - моделирование ситуаций по заданным правилам с определенной задачей. Направлен на отработку навыков и исследование механизмов, процессов, феноменов;

■  метод групповой тематической дискуссии, которая часто принимает острый характер, когда заявляемая проблема касается жизненных принципов и личных переживаний участников. При работе с группой подростков необходимо поддерживать конструктивные виды взаимодействия, укреплять отношения, поощрять обмен мнениями и опытом. Дискуссия помогает участникам видеть контексты нормативности и вариативности обсуждаемых феноменов. Регулярное включение дискуссионного метода способствует осмыслению полученной информации, выработке своего отношения;

■  метод ролевой игры подразумевает разыгрывание сценок спланированного или спонтанного характера, отражающих модели жизненных ситуаций. Он способствует наработке вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники программы, акцент в этом методе сделан на переживаниях, чувствах;

■     кинотерапия - метод, который заключается в просмотре фильма /эпизодов фильма, сборе откликов и переживаний, выявлении центральной темы для каждого участника.

Учет специфики группы: возраста участников, половозрастного состава, истории отношений (класс, новая группа, отряд и т. п.), динамических процессов в группе позволяет спланировать и адаптировать программу каждый раз под потребности и возможности конкретного сообщества.

Организационная структура программы включает в себя пять тематических встреч длительностью от 1,5 ч до 3 ч, каждая имеет свою направленность.

Встреча «Строим семью» ориентирована на знакомство с основами семейной психологии. Она начинается со знакомства участников и последующего мозгового штурма на тему «Зачем человеку нужна семья?», что позволяет актуализировать собственный опыт, представления, социальные установки и дискурсы, вовлечь участников в процесс. В игре «Семейная психология» участники образуют группы по 3-4 человека, в каждой группе появляется «супружеская пара», «родители и ребенок» и «психолог», раздаются карточки с историями разных семей, после чего проигрывается ситуация консультации. Игра затрагивает подростков возможностью исследования, экспериментирования с новыми для них социальными ролями, а одной из ее целей является актуализация субъект-объектной ориентации в отношении к ребенку в будущем. Данное упражнение вызывает у участников много эмоций, вопросов, откликов, кроме этого формируются представления о психологической помощи, ее задачах и методах, поскольку ведущий рассказывает о деятельности психолога, дает обратную связь участникам.

Встреча «Быть родителем» направлена на знакомство с психологией детско- родительских отношений. Она включает в себя лекционный блок о понятиях «детско- родительские отношения», «стили детско-родительских отношений» с последующим обсуждением. Участники пытаются осмыслить свои отношения с родителями, рассуждают о предпочитаемом будущем для своих будущих детей. Важным моментом встречи является актуализация у подростков представлений о своей социальной ситуации развития, о системе отношений, о том, где могут содержаться ресурсы. На встрече также обсуждается тема мотивов рождения детей.

На встрече «Я - будущий родитель» раскрывается содержание понятий «материнство/отцовство», происходит осознание родительской позиции, формирование представлений о родительских компетенциях. Проводится обсуждение, направленное на выявление основных качеств родителя при воспитании детей разных возрастов. Здесь возникает терапевтический момент, поскольку подростки могут рассказывать о своих отношениях с родителями, делиться тем, что помогает им меньше ссориться, какой именно заботы и поддержки им хочется, как это запрашивать, как договариваться. После обсуждения предлагается игра «Трудности родительства», где участники получают кейс с трудной ситуацией, например, «воровство в семье», «побеги из дома», «употребление ПАВ», «капризы по поводу игрушек» и т. п. Каждая команда или участник рассказывает о своей ситуации и путях ее решения, и все вместе обсуждают возможные варианты. Таким образом, подростки расширяют свое представление о том, как справиться с трудностями, в какой форме просить о поддержке и как на нее откликаться. Данное упражнение направлено на актуализацию активной ответственности и осознанности, что становится возможным за счет принятия на себя родительской роли.

Встреча «Маленькая мама» направлена на профилактику беременностей среди несовершеннолетних. Участники смотрят фильм о подростке-матери, происходит обсуждение рисков подростковой беременности, выясняется, где можно найти ресурсы при такой ситуации, где запрашивать помощь и поддержку. Подростки задают вопросы о влиянии ПАВ на репродуктивное здоровье, ходе беременности, формах социальной поддержки. При обсуждении фильма ведущий опирается на принцип осознанности, помогает участникам обнаружить, какие ресурсы у них есть, и распределить их по категориям: личностный, эмоциональный, когнитивный, операциональный, психофизиологический.

Встреча «Лабиринт родительства» ориентирована на проверку полученных знаний на практике с последующим обсуждением и анализом. Группа делится на две команды, которые придумывают друг для друга квест под названием «Лабиринт родительства». Участники могут использовать доступные материалы, пространство. Как правило у подростков много идей о том, как организовать квест; это могут быть квесты с загадками, с локациями, онлайн-квест, квест-викторина. Создание квестов направленно на формирование активной ответственности, а форма задания захватывает подростков возможностью побыть в роли ведущего-создателя и, опираясь на свои знания, придумать собственный «продукт». После прохождения квестов происходит их обсуждение, а затем и рефлексия по поводу всей программы. У участников есть возможность высказывать свое мнение, задавать вопросы. Важным моментом является написание писем-откликов на программу. Участники заполняют форму обратной связи, в которой предлагается ответить на вопросы о том, было ли им интересно, полезно, а также придумать упражнение или тему, которая могла бы обогатить занятия.

Анализ результатов формирующего этапа исследования показал, что после прохождения программы преобладает адекватный тип переживания ситуации беременности и материнства (50 %). Участие в программе повышает выбор благоприятных стилей родительского воспитания: у участников увеличиваются показатели авторитетного стиля воспитания детей с 12,5 % на 50 % выборов в однородной группе и 65 % выборов в смешанной группе, отмечается снижение показателей авторитарного стиля. Прохождение программы влияет на уменьшение показателей отсутствия определенного стиля (с 25 % до 0 %), это говорит о том, что вовлечение подростков в разговор о родительстве подталкивает их к выбору стиля воспитания.

Качественный семантический анализ методики «Материнский ТАТ» выявляет возникновение тем (переживаний), связанных со своим будущим браком, родительством и планированием рождения детей (30 %). Это может говорить о том, что программа помогает ориентировать подростков на свое будущее, включить темы семьи и родительства в поле их сознательных размышлений. Анализ обратной связи от участников показал, что повышаются осознанность (это выражается в высказываниях о более внимательном отношении к собственным выборам в разных ситуациях, своему здоровью) и осведомленность о возможных способах предотвращения небезопасных ситуаций, изменяются представления о сексуальных отношениях с объектных в сторону субъектных, уважительных, включающих потребности и чувства, как свои, так и партнера.

Сравнительный анализ результатов формирующего исследования на однородной и смешанной группе показал, что выбор тем в группах различается [3]. В группе, которая состоит только из девушек, участницы затрагивают темы внешности, собственного материнства, поддержки молодой мамы. В смешанной группе девушки затрагивают темы безопасности половых связей, ценности партнерских отношений, а юноши затрагивают темы, связанные с воспитанием, влиянием детей на супружеские отношения. Смешанная группа оказывает большее влияние на сдвиг в сторону адекватного типа переживания (достоверность между показателями оценивалась с помощью критерия χ2, где χ2эмп – 84,84; χ2кр –21,66; p≤0,01). Это может быть вызвано тем, что участники слышат мнения (получают обратную связь) о родительстве не только от представителей своего пола, но и от представителей противоположного пола.

Результат контент-анализа тем, поднимаемых участниками в рамках занятий, свидетельствует о том, что они, с одной стороны, связаны с опытом собственных детско- родительских отношений и отношениями между мужчинами и женщинами, с другой стороны, отражают популярный на данном отрезке времени дискурс, активно обсуждаемый в СМИ, социальных сетях. Так, на встречах, проведенных в 2014-2015 гг., злободневными были вопросы, связанные с влиянием состава семьи на воспитание ребенка, традиционными семейными ценностями, ЛГБТ-семьями. На встречах, проведенных в 2015­2016 гг., особый интерес вызывали темы, связанные с абортами, телесностью. На встречах, проведенных в 2016-2017 гг., актуальными стали темы, связанные с домашним насилием, методами воспитания детей, возрастом согласия.

Литература

  1. Авдулова Т.П. Склонность к риску в отрочестве // Психология обучения. 2011. № 2. С. 43–52.
  2. Зер Х. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание / Под общ. ред. Л. М. Карнозовой. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2002. 328 с.
  3. Крысько А.А. Формирование основ психологической готовности к родительству у девушек-подростков как элемент профилактики рискованного сексуального поведения [Электронный ресурс] // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. № 2. URL: http://psychildhealth.ru/2017-02.html (дата обращения: 11.09.2017).
  4. Крысько А.А., Ланцбург М.Е. Представления о материнстве и возрастных особенностях детей у девушек старшего подросткового возраста [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. № 2. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Krysko_Lancburg.phtml (дата обращения: 11.06.2017).
  5. Ланцбург М.Е. Роль психологической подготовки и поддержки в реализации родительских функций // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 15–26.
  6. Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2015. Т. 7. № 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2015/3/Polivanova.phtml (дата обращения: 11.06.2017).
  7. Филиппова Г.Г. Психология материнства/ Под общ. ред. И.В. Тепикиной. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. 238 с.
  8. Хломов К.Д., Кондрашкин А.В. Постановка проблемы: девиантное поведение подростков, социальная ситуация и Интернет // Юридическая психология. 2013. № 1. С. 18–24.
  9. Хломов К.Д., Москвичев В.В. Восстановительный подход – инструмент организации помощи подросткам, находящимся в социально-дезадаптирующей ситуации // Сборник тезисов участников Третьей Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития/ Под общ ред. Л.Ф. Обуховой, И.А. Корепановой. М.: МГППУ, 2011. 300 с.
  10. Babor Th.F., Higgins-Biddle J.C. Brief Intervention for Hazardous and Harmful Drinking: A Manual for Use in Primary Care. Geneva: World Health Organization, Department of Mental Health and Substance Dependence, 2001. Available at http://whqlibdoc.who.int/hq/2001/WHO_MSD_MSB _01.6b.pdf (accessed June 15, 2009).
  11. Fritz K.E., Woelk G.B., Bassett M.T., McFarland W.C., Routh J.A. The Association Between Alcohol Use, Sexual Risk Behavior and HIV Infection Among Men Attending Beer Halls in Harare, Zimbabwe// AIDS and Behavior. 2002. Vol. 6. P. 221–228.
  12. Ritter S., Koch F. Möglichkeiten und Bedingungen zur Prävention von sexueller Gewalt // Brandl und Team. München: Werbeagentur, 2006. 92 p. Available at http://www.eja- muenchen.de/fileadmin/eja_data/01_BDKJ/0108_Positionen/Sexualpaedagogik/BJR-SexuelleGewalt_BS3.pdf

Информация об авторах

Крысько Анастасия Андреевна, аспирант, факультета Психологии образования, сотрудник научного центра перинатальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: here.made.ideas@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1779
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 742
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0