Исследование потребностей в консультативной помощи педагога-психолога у учителей и родителей 182
Савина Е.А., доктор психологических наук, кафедра общей и возрастной психологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Орел, Россия, savinaea@jmu.edu Савенкова И.А., кандидат психологических наук, заведующая кафедрой общей и возрастной психологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Орел, Россия, savenkova57r@mail.ru Эстерле А.Е., начальник лаборатории, Лаборатория социальной психологии, Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области «Региональный социопсихологический центр», Самара, Россия, esterle.anton@yandex.ru Овсяникова Е.А., кандидат психологических наук, доцент, кафедра возрастной и социальной психологии, факультет психологии, Педагогический институт, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»), Белгород, Россия, ovsyannikova@bsu.edu.ru Худаева М.Ю., кандидат психологических наук, кафедра возрастной и социальной психологии, факультет психологии, педагогический институт, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)., Белгород, Россия, khudaeva@bsu.edu.ru
Исследование посвящено изучению потребностей учителей и родителей в консультации педагога-психолога. Участие в нем приняли 159 учителей и 292 родителя из трех российских городов. Для данного исследования были разработаны два опросника, измеряющих желание учителей и родителей получить психологическую консультацию по поводу поведенческих, эмоциональных, учебных и межличностных проблем школьников, методов воспитания и обучения, отношений в педагогическом коллективе (для учителей) и отношений родителей с детьми. Кроме того, у респондентов спрашивали об опыте обращения к педагогу-психологу и степени удовлетворенности от полученной помощи. Выяснилось, что учителя и родители в целом удовлетворены полученной помощью, однако значительно меньше родителей получили такую помощь по сравнению с учителями. Учителя и родители в большей степени выразили желание обратиться к психологу по поводу поведенческих и эмоциональных проблем детей, а также проблем со сверстниками. Учителя в меньшей степени мотивированы получить консультацию по поводу воспитания, обучения и учебных проблем школьников, а также проблем в педагогическом коллективе. Родители же выразили меньше желания получить консультацию по поводу детско-родительских отношений. Полученные результаты проанализированы в свете нормативных документов, регулирующих деятельность и подготовку педагога-психолога.
Психологическая служба образования – важная составляющая
системы образования, где педагог-психолог осуществляет психолого-педагогическое
сопровождение образовательного процесса, а также оказывает психологическую
помощь детям, нуждающимся в ней. Консультативная деятельность является важным
направлением профессиональной деятельности педагога-психолога, поскольку для
того, чтобы эффективно помогать детям, он должен прежде всего
сконцентрироваться на работе со взрослыми.
Литература
Изотова Е.И. Психологическая служба в образовательном
учреждении. М.: Изд. центр «Академия», 2009. 288 с.
Овчарова Р.В. Практическая психология образования. М.:
Изд. центр «Академия», 2008. 448 с.
Пахальян В.Э. Каким должен и каким может быть психолог,
работающий в системе образования // Вопросы психологии. 2002. № 6. С.
103–112.
Практическая психология образования / Под ред. И.В.
Дубровиной. СПб.: Питер, 2004. 592 с.
Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в
сфере образования)» [Электронный ресурс] // Портал психологических изданий
PsyJournals.ru.2015.URL:
http://psyjournals.ru/files/77328/prof_standart_psychologist.pdf (дата
обращения: 15.01.2016).
Савенкова И.А., Степанова Э.М. Особенности
профессиональной деятельности школьных психологов г. Орла и г. Курска // Ученые
записки Орловского государственного университета. Т. 5. Научные труды
научно-исследовательского института педагогики и психологии. Орел. Изд-во ОГУ,
2012. С. 154–158.
Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое
образование (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] // Портал Федеральных
государственных образовательных стандартов высшего образования. 2016. URL:
http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440302.pdf (дата обращения:
10.02.2016).
Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего образования по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое
образование (уровень магистратуры) [Электронный ресурс] //Портал Федеральных
государственных образовательных стандартов высшего образования. 2016.
URL:http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440402.pdf (дата обращения:
10.02.2016).
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Портал Реализация
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». 2016.
URL:http://273-фз.рф/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf
(дата обращения: 23.01.2016)
Gonzalez J.E. et al. Teacher resistance to school-based
consultation with school psychologists: A survey of teacher perceptions //
Journal of Emotional and Behavioral Disorders. 2004. Vol. 12 (1). P. 30–37.
doi:10.1177/10634266040120010401.
Gutkin T.B., Conoley J.C. Reconceptualizing school
psychology from a service delivery perspective: Implication for practice,
training, and research // Journal of School Psychology. 1990. Vol. 28. P.
203–223.
Savina E. et al. How Russian teachers, parents, and school
psychologists perceive internalizing and externalizingbehaviors in children //
Journal of Emotional and Behavioral Difficulties. 2014. Vol. 19 (4). P.
371–385. doi: 10.1080/13632752.2014.891358.