Модель развития самодетерминации как основа профилактики зависимого поведения подростков в современных образовательных организациях 122
Степанова Н.А., кандидат психологических наук, Педагог-психолог, Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа с углублённым изучением математики №1360», Москва, Россия, Natalia0663@yandex.ru
В статье представлен анализ современных отечественных исследований проблемы самодетерминации. Показано, что подростковый возраст является сензитивным периодом развития самодетерминации, но исследований ее динамики в этом возрасте и путей формирования недостаточно. Самодетерминация рассматривается в статье как антипод зависимого поведения, что составляет ее ресурс в плане профилактики патологических зависимостей. В связи с чем, предложен подход к оптимизации системы профилактики в образовательных организациях посредством развития самодетерминации в подростковом возрасте, в основе которого – развитие духовной наполненности личности, как основного этапа формирования самодетерминации. Предложена модель взаимодействия специалистов образования в ходе профилактики зависимого поведения в образовательной организации, отражающая основные этапы развития самодетерминации в ходе профилактической работы.
Психология свободы или самодетерминации берёт своё начало в
зарубежной психологической науке (А. Бандура, Дж. Истербрук, Дж. Ричлак, У.
Тейджсон, Р. Харре и др.). Одной из наиболее известных и получивших развитие в
работах отечественных авторов является теория самодетерминации Э. Деси и Р.
Райана.
Литература
Аршинова В.В. Антиаддиктивные личностные компетенции
обучающихся в системе общего образования: дис. … докт. психол. наук. М., 2014.
303 c.
Бузина Т.С. Психологическая модель профилактики
зависимости от психоактивных веществ и сочетанных ней перентеральных инфекций:
дис. … докт. психол. наук. М.,
Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и
будущее. Часть 1: Проблемы развития теории [Электронный ресурс] //
Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. № 4(12). URL:
http://psystudy.ru/index.php/num/2010n4-12/343-gordeeva12 (дата обращения:
10.12.2016).
Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и
будущее. Ч. 2: Вопросы практического применения теории [Электронный ресурс] //
Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. № 5 (13). URL:
http://psystudy.ru/index.php/num/2010n5-13/378- (дата обращения:
10.12.2016).
Иванова В.П., Юсупова А.Ж. Самодетерминация и
интеллектуальная компетентность // Вестник КРСУ. 2016. Том 16. № 4. С.
94-97
Леонтьев Д.А. Духовность, саморегуляция и ценности //
Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета:
Гуманитарные проблемы современной психологии. 2005. № 7. С. 16–21.
Леонтьев Д.А. Феномен свободы: от воли к автономии
личности // Только уникальное глобально: сб. статей в честь 60-летия Г.Л.
Тульчинского. СПб.: СПбГУКИ, 2007. С. 64-89.
Леонтьев Д.А., Калитеевская Е.Р., Осин Е.Н. Личностный
потенциал при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации
// Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.:
Смысл, 2011. С. 611–641.
Лозовой В.В., Кремлева О.В., Лозовая Т.В. Профилактика
зависимостей: опыт создания системы первичной профилактики. М.: Детский фонд
ООН (ЮНИСЕФ) в РФ, 2011. 450 с.
Олехнович И.Б. Зависимая личность и национальная
безопасность / Общ. ред. П.С. Самыгина. М.: РУСАЙНС, 2016. 308 с.
Смирнов А.В. Базовые психологические компоненты
аддиктивного поведения в структуре интегральной индивидуальности: дис. … докт.
психол. наук. Екатеринбург, 2015. 489 с.
Сулимина О.В. Проблема становления личностных и социальных
регуляторов в период перехода от детства к взрослости [Электронный ресурс] //
Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. Том 6. № 2. С. 91–101.
doi:10.17759/psyedu.2014060208 (дата обращения: 15.02.2017)
Тарасьян Н.А. Значение самосознания для раскрытия
духовности российского юношества / Общ. ред. Н.А. Тарасьян. Ставрополь: Орфей,
2011. 416 с.
Фельдштейн, Д.И. Психология взросления.
Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избранные
труды / Общ. ред. Д.И. Фельдштейн. 2-е изд.: М.: Флинта, 2004. 670 с.
Хватова М.В. Концепция развития акмеологических ресурсов
психологического здоровья молодёжи: дис. ... докт. психол. наук. Тамбов, 2012.
432 с.
Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников / Общ. ред.
В.В. Шабалина. СПб.: Медпресса, 2012. 176 с.
Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination theory: A
macrotheory of human motivation, development and health // Canadian Psychology.
2008. Vol. 49. P. 182–185.
Hardy S. A., et al. Adolescent motivations to engage in
prosocial behaviors and abstain from health-risk behaviors: A
self-determination theory approach // Journal of Personality. 2015. Vol. 83. Р.
479-490. doi: 10.1111/jopy.12123
Jang, H., Reeve J., Halusic M. A new autonomy-supportive
way of teaching that increases conceptual learning: teaching in students'
preferred ways // The Journal of Experimental Education. 2016. Vol. 84(4). P.
686-701. doi: http://dx.doi.org/10.1080/00220973.2015.1083522
Ryan, R. M., et al. Beyond illusions and defense:
Exploring the possibilities and limits of human autonomy and responsibility
through self-determination theory. In P. R. Shaver, M. Mikulincer (ed.)
Meaning, mortality, and choice: The social psychology of existential concerns.
Washington, WA: American Psychological Association, 2012. P. 215-233. doi:
10.1037/13748-012
Skinner E., Edge K. Self-determination, coping, and
development. In E. Deci, R. Ryan (ed.) Handbook of Self-determination Research.
Rochester (NY): The University of Rochester Press, 2002. P. 297-337.
Taylor, G., et al. A self-determination theory approach to
predicting school achievement over time: The unique role of intrinsic
motivation // Contemporary Educational Psychology. 2014. Vol. 39. P. 342-358.
doi: doi:10.1016/j.cedpsych.2014.08.002
Weinstein, N., Przybylski, A.K., Ryan, R.M. The index of
autonomous functioning: Development of a scale of human autonomy // Journal of
Research in Personality. 2012. Vol. 46. P. 397-413. doi:
10.1016/j.jrp.2012.03.007