Специфика и проблемы развития одаренных детей в младшем школьном возрасте

2439

Аннотация

В статье рассматриваются особенности интеллектуального и личностного развития одаренных детей, проблемы, которые возникают в младшем школьном возрасте. Выделены наиболее распространенные трудности интеллектуально одаренных первоклассников, связанные с обучением в школе и взаимоотношениями со сверстниками. Уточняются истоки этих проблем – специфика развития в дошкольном детстве, не вполне адекватные условия семейного воспитания и обучения. Раскрывается значение творческого или исследовательского обучения для одаренных детей. Анализируется опыт создания и реализации в обучении одаренных детей специальной программы творческого междисциплинарного обучения «Одаренный ребенок», в основе которой лежат такие принципы развития творческой одаренности детей в обучении, как принцип системности, активности, ценности творчества, новизны, проблемности, мультимодальности, личностной заинтересованности, диалогичности и самостоятельности. Реализация этих принципов позволяет ребенку развить творческий потенциал.

Общая информация

Ключевые слова: младшие школьники, одаренность, интеллектуальное развитие, творческое развитие, личностное развитие

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2018100101

Для цитаты: Шумакова Н.Б. Специфика и проблемы развития одаренных детей в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 1. С. 1–7. DOI: 10.17759/psyedu.2018100101

Полный текст

 

В статье рассматриваются особенности интеллектуального и личностного развития одаренных детей, проблемы, которые возникают в младшем школьном возрасте. Выделены наиболее распространенные трудности интеллектуально одаренных первоклассников, связанные с обучением в школе и взаимоотношениями со сверстниками. Уточняются истоки этих проблем - специфика развития в дошкольном детстве, не вполне адекватные условия семейного воспитания и обучения. Раскрывается значение творческого или исследовательского обучения для одаренных детей. Анализируется опыт создания и реализации в обучении одаренных детей специальной программы творческого междисциплинарного обучения «Одаренный ребенок», в основе которой лежат такие принципы развития творческой одаренности детей в обучении, как принцип системности, активности, ценности творчества, новизны, проблемности, мультимодальности, личностной заинтересованности, диалогичности и самостоятельности. Реализация этих принципов позволяет ребенку развить творческий потенциал.

Вопрос о развитии одаренных детей в младшем школьном возрасте остро встает в связи с тем, что за период обучения в начальных классах около 30% одаренных детей снижают свои показатели интеллектуального и творческого развития. Эти данные получены в исследованиях как отечественных, так и зарубежных психологов. Предполагается, что возможности интеллектуально одаренных младших школьников оказываются лишь частично востребованными при стандартном школьном обучении и именно это создает неблагоприятные условия для их развития.

Особенности развития младших школьников

При изучении особенностей развития интеллектуально одаренных младших школьников было установлено, что в сравнении со сверстниками, имеющими нормативное интеллектуальное развитие, они:

•    имеют более высокие показатели вербальной и изобразительной дивергентной креативности;

•   обнаруживают более высокую чувствительность к условиям выполнения творческих заданий;

•    проявляют высокую вовлеченность в  интеллектуально-творческую деятельность [6].

Творческое развитие одаренных детей в младшем школьном возрасте также имеет свою специфику. Творческие идеи одаренных детей, по сравнению с таковыми у их сверстников, отличаются большим разнообразием и более глубокой вербальной разработанностью. Для развития одаренности в период школьного детства особенно большое значение приобретает исследовательская позиция ребенка. Изучение исследовательских позиций одаренных детей и детей с нормативным интеллектуальным развитием позволило установить, что уже в младшем школьном возрасте одаренные дети существенно превосходят своих сверстников по степени выраженности у них этой личностной диспозиции. Наиболее ярко это различие проявляется в такой ее особенности, как настойчивость в достижении познавательной цели, которая у одаренных детей выражена значительно сильнее. Различия между группами интеллектуально одаренных младших школьников и их сверстников с нормативным интеллектуальным развитием по степени выраженности исследовательской позиции в 7-8 и 9-10 лет статистически значимы (при p < 0,01).

Полученные нами данные свидетельствуют о том, что развитие исследовательской позиции у школьников тесно связано с их творческим развитием. Возникновение у ребенка устойчивой, ярко выраженной исследовательской позиции является важнейшим фактором его дальнейшего творческого развития. Можно говорить о более благоприятном прогнозе развития одаренности ребенка в школьном возрасте в том случае, если у него к концу младшего школьного - началу подросткового возраста сформировалась данная личностная характеристика - «исследовательская позиция». Именно эта личностная характеристика, интенсивно развивающаяся на протяжении младшего школьного, а затем подросткового возраста, во многом определяет благоприятные перспективы развития одаренности в последующие возрастные периоды.

Результаты проведенного исследования отражают также существенные различия между интеллектуально одаренными детьми и их «обычными» сверстниками в эмоциональном развитии, проявляющиеся на протяжении всего младшего школьного возраста. Одаренным детям свойственны большая эмоциональная чуткость, более развитая способность к распознаванию и пониманию эмоциональных переживаний других людей.

Исследования С.А. Кочергиной, выполненные под нашим руководством, свидетельствуют и о более высокой эмоциональной отзывчивости интеллектуально одаренных детей 7-8 лет на музыку по сравнению с их сверстниками, отличающимися нормативным интеллектуальным развитием. Одаренные дети не просто владеют более обширным словарем эмоций, но и проявляют больший интерес и активность в ходе прослушивания музыки, точнее определяют и передают эмоциональный характер музыкального произведения [1]. Еще одно исследование, также выполненное под нашим руководством М.А. Чистиковой, свидетельствует о том, что уже в первом классе школы большинство одаренных детей отличаются выраженным поленезависимым когнитивным стилем, что объясняет их легкость в оперировании пространством при создании новых образов и воплощении своих идей [4].

Истоки проблем: дошкольное детство

У многих одаренных детей темп развития высок и одаренность проявляется до поступления в школу [2]. Чрезмерная интеллектуализация в развитии одаренного ребенка, во многом связанная с дефицитом игровой деятельности в дошкольном возрасте и избытком информационного потока, обусловленного ранним доступом к новым технологиям, способствует возникновению проблем, характерных для младшего школьного возраста. Прежде всего, одаренный ребенок, в силу опережающего развития, имеет предрасположенность к возникновению у него трудностей в общении со сверстниками. Чрезмерная загруженность дошкольника крайне привлекательными для него интеллектуальными занятиями приводит, в частности, к сокращению времени на игру и спорт, что, в свою очередь, способствует реализации этой предрасположенности и, в более широком плане, задержке социального развития.

Ещё одна опасность, которая стоит на пути развития одаренного ребенка, связана с родительским перфекционизмом и родительскими увлечениями, профессиональными предпочтениями и амбициями, способными отгораживать любящих и заботливых родителей от внутреннего мира ребенка и своеобразия его детской души. Еще К.Г. Юнг подчеркивал, что очень часто родители воплощают в своих одаренных детях те амбиции, которые они сами реализовать не смогли. В результате они либо изнеживают своего ребенка, «либо поощряют в нем виртуоза: иногда с ущербом для последующего развития, как это можно видеть на примерах некоторых вундеркиндов» [7].

Проблемы в младшем школьном возрасте

Начало обучения в школе - переворот в жизни каждого ребенка, адаптирующегося к новому режиму, новому социальному окружению и деятельности. В то же время, у одаренных детей могут быть свои особые трудности и проблемы, связанные с обучением в школе и взаимоотношениями со сверстниками. Что является причиной этих трудностей и проблем? Опыт работы педагогов и психологов с одаренными детьми позволяет выделить несколько наиболее распространенных причин.

1.     Опережающее познавательное развитие одаренных детей.

Большой проблемой для многих одаренных первоклассников становится скука, которая преследует их на уроках, так как они, с одной стороны, вынуждены часами выслушивать то, что им уже давно известно, а с другой - заниматься рутинной деятельностью, в которой они часто бывают неуспешны.

К этому следует добавить стремление таких детей поделиться своими знаниями, находками и идеями с другими детьми и взрослыми, в которых они хотят видеть единомышленников, а также их склонность к доминированию, лидерству в обсуждении тех вопросов и проблем, которые являются предметом их размышлений и самостоятельного изучения. Это может приводить к тому, что собственное мнение ребенка по тем или иным вопросам, его замечания и попытки высказаться будут восприниматься учителями и сверстниками как «всезнайство», «желание выделиться», «бунтарство» или неадекватное поведение.

Появившееся нежелание ходить в школу, в которой скучно или некомфортно, может свести на нет все предшествующие успехи в учении и познавательном развитии одаренного ребенка.

2.     Отсутствие достаточного опыта взаимоотношений со сверстниками.

Если в дошкольном детстве чрезмерная интеллектуализация развития ребенка и связанная с этим его некоторая изолированность от общества сверстников воспринималась взрослыми как безобидная и даже положительная особенность, то с началом обучения в школе ситуация резко изменяется. Теперь уже ребенок не может практически все время находиться в ситуации общения «ребенок - все понимающий и принимающий взрослый», а попадает в сложный, не вполне понятный ему мир общения и межличностного взаимодействия - как с незнакомыми взрослыми, далеко не всегда готовыми адекватно воспринять индивидуальность ребенка, так и сверстниками.

3.     Своеобразная избалованность.

При поступлении в школу и интеграции в новую социальную группу ситуация может усугубляться тем, что одаренные дети часто избалованы вниманием взрослых и поэтому ожидают исключительного отношения к себе.

4.     Социальная несамостоятельность.

Социальная несамостоятельность, инфантильность одаренного ребенка как причина школьных трудностей тесно связана с последними двумя и, как все остальные, базируется на своеобразии интеллектуального и личностного развития ребенка.

Педагогов школы, в которой учится много одаренных детей, обычно не удивляет картина, когда уже большого мальчика, способного часами заниматься сложной интеллектуальной деятельностью и поражать взрослого своими увлечениями и глубиной познания того или иного предмета, в школу ведет за руку папа. Или другая картина - ребенок 8-9 лет не может зашнуровать ботинки, самостоятельно собрать вещи в школу, проверить, как застегнуты пуговицы и т.п. «Это же признаки рассеянности гения», - часто говорят с улыбкой взрослые. Но за такой «рассеянностью гения» стоит взрослый (как правило, мама или бабушка), который услужливо собирает разбросанные вещи, складывает портфель и завязывает шнурки, упреждая любые попытки ребенка к действию. Гиперопека в семье порождает инфантильность одаренных детей, усложняющую контакты со сверстниками и школьную жизнь в целом.

Характер обучения

Трудности в социальных взаимоотношениях с одноклассниками не означают катастрофы, как это часто начинает восприниматься родителями и их одаренными детьми. Родители могут принять поспешное решение об уходе из школы и переходе на индивидуальное, фактически надомное обучение. Бывает, что это действительно является единственно приемлемым выходом, но в других случаях такое решение будет означать лишь дальнейшее усугубление проблемы, обреченность ребенка на социальную изоляцию и дезадаптацию.

Еще один важный вопрос: каким должно быть школьное образование - широким или более-менее узким, специализированным в зависимости от сферы интересов и проявлений одаренности ребенка? Большинство психологов подчеркивают приоритет широты над специализацией, во всяком случае, до 13-14 лет. Нельзя подавлять любознательность и широту познавательных интересов одаренных детей, которые обеспечивают создание своеобразной образовательной основы для творчества в разных областях.

Творческое или исследовательское обучение - обучение, основанное на самостоятельном приобретении ребенком знаний об окружающем мире - наиболее естественная и продуктивная форма учения для одаренных детей, которых отличает ненасыщаемая познавательная потребность и высокая исследовательская активность [3]. Готовность к поиску новой информации, знаний, новых способов мышления и поведения, столь характерная для одаренных детей, - это то, что, пожалуй, больше всего может помочь человеку не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал. С этой точки зрения, воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы.

Развитие исследовательского отношения к миру непосредственно связано с развитием познавательных интересов у детей. Исследовательские способности и умения школьников интенсивно развиваются в процессе осуществления исследовательской деятельности, но при этом важно, чтобы ребенок сам хотел выполнить исследовательскую работу, чтобы у него были соответствующие познавательные интересы и высокая степень самостоятельности в исследовательской деятельности. Все этапы исследования, начиная с выбора темы, формулирования исследовательского вопроса, гипотезы и планирования этапов выполнения работы должны осуществляться в совместной деятельности и взаимодействии с ребенком, а не навязываться взрослым в виде готовых предписаний.

Обучение одаренных детей по специальной программе

Исследования зарубежных авторов, выполненные в последние годы, убедительно показывают наличие множественных позитивных эффектов так называемых программ обогащения в отношении как интеллектуально-творческого, так и социального развития одаренных детей [8]. Примером такой программы является программа междисциплинарного обучения «Одаренный ребенок», разработанная нами на основе психологических представлений о специфике обучения и развития одаренных детей. Принципиально новым является внедрение данных принципов в контекст общеобразовательной программы обучения в школе с I по IX класс. Разработанная программа уже много лет реализуется на базе школ Москвы, Новоуральска, Самары, а также других городов России [5].

Эта программа обеспечивает возможность создания обогащенной, развивающей среды благодаря особому содержанию обучения (междисциплинарному), методу обучения, моделирующему процесс открытия ребенком новых знаний о мире и построению субъект- субъектных отношений, без которых невозможно сотрудничество, диалог и сотворчество в процессе познания. Творческое междисциплинарное обучение позволяет реализовать такие принципы развития творческой одаренности детей в школьном обучении, как принцип системности, активности, ценности творчества, новизны, проблемности, мультимодальности, личностной заинтересованности, диалогичности и самостоятельности. Принципиальное значение творческого междисциплинарного обучения определяется тем, что, во-первых, ребенок в учебном процессе занимает позицию исследователя, познающего окружающий мир, а во-вторых, высокий уровень сложности сочетается с широтой и гибкостью содержания обучения - то, что изучают дети, во многом определяется их вопросами, интересами, проблемами. Важно иметь в виду своеобразную двойственность программы междисциплинарного обучения «Одаренный ребенок». С одной стороны, она представлена в виде курсов междисциплинарного обучения, разработанных на основе одной из основополагающих глобальных тем для каждого возраста, класса, например, «происхождение», «изменение», «порядок». С другой стороны, творческое междисциплинарное обучение выступает как технология построения обучения нового типа и гибкой дифференциации учебных программ по отдельным предметам школьного курса. Именно это и позволяет учителям начальной школы перестроить весь учебный процесс и создать образовательную среду другого, творческого типа. Более того, технология творческого междисциплинарного обучения неизбежно влияет и на внеурочные виды деятельности учащихся. Своеобразный культ творческой активности ребенка, атмосфера ценности творчества создается не только в учебное, но и внеурочное время благодаря организации разных образовательных событий, определяемых на основе своеобразия интересов детей, выявляемых на занятиях междисциплинарного обучения, предусмотренных программой «Одаренный ребенок».

Опыт работы по программе «Одаренный ребенок» показал, что в условиях ее осуществления в образовательном процессе школы решается ряд проблем, характерных для интеллектуально одаренных младших школьников при традиционном обучении.

Литература

  1. Кочергина С.Г. Связь эмоциональной отзывчивости на музыку с развитием интеллектуальных способностей и креативности у детей младшего школьного возраста // Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. Т. 5. № 1. С. 36–43.
  2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные психологические труды. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. 464 с.
  3. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Московская психологическая школа: История и современность: В 3 т. / под ред. В. В. Рубцова. Т. 1. Кн. 2. М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004. С. 84–91.
  4. Чистикова М.А. Когнитивный стиль и интеллектуально-творческое развитие первоклассников// Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Т. 10. № 3. С. 6–12.
  5. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей // Вопросы психологии. 1996. № 3. C. 34–43.
  6. Шумакова Н.Б. Психологические особенности развития интеллектуально одаренных детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. № 4. URL: http://psyedu.ru/journal/2012/4/3220.phtml (дата обращения: 30.03.2018)
  7. Юнг К.Г. Феномен одаренности // Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты / под ред. А.М. Матюшкина, А.А. Матюшкиной. М.: ЧеРо; МПСИ, 2006. С. 41–54.
  8. Kim M. A Meta-Analysis of the Effects of Enrichment Programs on Gifted Students // Gifted Child Quarterly. 2016. Vol. 60. №2. P.102–116.

Информация об авторах

Шумакова Наталья Борисовна, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, Лаборатория психологии одаренности, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «ПИ РАО»), профессор, кафедра возрастной психологии им.Л.Ф.Обуховой, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2843-6055, e-mail: n_shumakova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3017
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 2439
В прошлом месяце: 43
В текущем месяце: 21