Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7783Ключевые слова 18886 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Направленность самоосуществления и личностное развитие подростка 43

Голованова Н.Ф., доктор педагогических наук, профессор, факультета психологии, кафедры педагогики и педагогической психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, nf_golovanova@mail.ru
Дерманова И.Б., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии факультета психологии, ФГБОУ ВО СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия, dermanova@mail.ru

Аннотация

Обосновывается необходимость уточнения терминологической и феноменологической специфики понятий «самоосуществление», «личностное развитие», «саморазвитие». Обращается внимание на формальное оперирование этими понятиями в педагогике и неоднозначные трактовки разных научных школ в психологии. Исследование проявлений самоосуществления и личностного развития проведено на выборке подростков в количестве 126 человек с использованием шкалы «Личностный рост» из методики психологического благополучия К. Рифф, шкалы «Личностный рост» из методики «Жизненные стремления» Э. Деси, Р. Райан, авторской методики направленности на самоосуществление и методики на выявление смысла В.Ю. Котлякова. Впервые использована авторская анкета на измерение саморазвития в различных жизненных сферах. Анализ эмпирических результатов позволяет высказать аргументированное суждение о том, что у современных подростков преобладает эгоцентрическая направленность самоосуществления, а также демонстрирует значимость интереса к нравственным аспектам бытия и интериоризованных ценностей личностного развития для гармоничного самоосуществления подростка.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ 16-06-00307а.

Фрагмент статьи

Современное отечественное образование серьезно обращено к проблеме субъектной активности школьников вообще и подростков в особенности. Официальные документы об образовании оперируют понятиями «саморазвитие», «самоидентификация», «самовоспитание», «самообразование», «самореализация», наиболее характеризующими именно подростковый возраст. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (2012 г.) в числе специальных требований к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы выделяет готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению.

Литература
  1. Батюта М.Б. Пепеляева С.В. Исследование жизненных смыслов и ценностных ориентаций зрелых людей [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. Электронный научный журнал. 2015. Вып. № 1. Ч. 1. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18187. (дата обращения: 26.01.2018).
  2. Голованова Н.Ф., Дерманова И.Б. Возрастные особенности мотивации саморазвития // Материалы международной научной конференции «Ананьевские чтения-2017: Преемственность в психологической науке: В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов». (г. Санкт-Петербург, 24—26 октября 2017 г.). Санкт-Петербург: Айсинг, 2017. С. 94—95.
  3. Голованова Н.Ф., Дерманова И.Б., Ануфриюк К.Ю. Два проявления саморазвития личности: психолого-педагогический взгляд // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2017. № 4. С. 442—450.
  4. Дьюи Дж. Введение в философию воспитания: пер. с англ. М.: Работник просвещения, 1921. 62 с.
  5. Карпинский К. В. Психология жизненного пути личности: учеб. пособие. Гродно: ГрГУ, 2002. 167 с.
  6. Котельникова Ю.А. Жизненные стремления как личностный конструкт. Методика диагностики [Электронный ресурс]. URL: http://www.b17.ru/article/14186 (дата обращения: 26.01.2018).
  7. Котляков В.Ю. Методика исследования системы жизненных смыслов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. Т. 1. № 2 (54). С.148—153.
  8. Леонтьев Д.А. «Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ» [Электронный ресурс]. URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/samoaktualizaciya-kak-dvizhuschaya-sila-lichnostnogo-razvitiya-dvoe-zn--istoriko-kriticheskiy-analiz-d.a.-leontev (дата обращения: 26.01.2018).
  9. Логинова И.О. Психология жизненного самоосуществления. М.: Изд-во СГУ, 2009. 279 с.
  10. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук. 1997. 304 с.
  11. Мешкова Н.В. Особенности взаимосвязи антисоциально направленной креативности и ценностей у подростков с разным уровнем агрессии [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10. № 2. C. 77—87 doi: 10.17759/psyedu.2018100207
  12. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: пер. с англ. М.: Прогресс, 1994. 480 с.
  13. Трошихина Е.Г., Жуковская Л.В. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 2. С. 82—93.
  14. Франкл В. Человек в поисках смысла: пер. с англ. [Электронный ресурс]. М.: Прогресс, 1990. С. 336. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-222048.html?page=3 (дата обращения: 26.01.2018).
  15. Шамне А.В. Варианты психосоциального развития в период отрочества (12—20 лет) // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 2. C. 24—32. doi: 10.17759/pse.2015200203
  16. Щукина М.А. Психология саморазвития личности: монография. СПб.: Изд-во С.-Петербургского государственного университета, 2015. 348 с.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика