Ориентировочная функция речи в регуляции совместной деятельности дошкольников

627

Аннотация

В статье раскрываются положения о том, что речь используется дошкольниками в совместной деятельности как средство ориентировки в процессе выработки плана действия. Целью стало отображение роли речевых средств ориентировки в становлении контроля поведения дошкольников в процессе взаимодействии со сверстниками. В исследовании приняли участие 147 детей дошкольного возраста, которые были организованны в ходе эксперимента в подгруппы для совместного решения проблемных ситуаций. Для отображения ориентировочной роли речи в регулировании совместной деятельности дошкольников было применено моделирование структурными уравнениями (SEM). Построена модель, отображающая объединенные функциональные звенья регуляции совместной деятельности дошкольников. В структуре регуляции совместной деятельности речь обеспечивает афферентный синтез условий деятельности, способствует анализу внутренних и внешних условий совместной деятельности, выработке программы совестной деятельности. Показано, что у дошкольников речевые средства ориентировки используется как механизм контроля и коррекции поведения.

Общая информация

Ключевые слова: ориентировочная основа действий, ориентировка, ориентировочная часть действий, ориентировочная основа совместной деятельности, речь, речевой контроль, произвольность, дошкольный возраст

Рубрика издания: Психология развития

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2018100404

Финансирование. Работа выполнена при поддержке гранта президента МК-3052.2018.6 «Становление механизмов произвольной регуляции ориентировочной части совместной деятельности на ранних этапах онтогенеза».

Для цитаты: Смирнова Я.К. Ориентировочная функция речи в регуляции совместной деятельности дошкольников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 4. С. 31–43. DOI: 10.17759/psyedu.2018100404

Литература

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1984. 433 с.
  2. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учеб. пособие для вузов. М.: КДУ, 1999. 332 с.
  3. Гамова Е.И. Ориентировка в структуре совместной деятельности и ее влияние на результативность совместной деятельности малых молодежных групп [Электронный ресурс] // Научный журнал КубГАУ: политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 5(79). URL: http://ej.kubagro.ru/2012/05/pdf/49 (дата обращения: 09.02.2018).
  4. Гордеева Т.Г. Регулирующая функция речи и произвольное поведение детей // Молодой ученый. 2013. № 8. С. 391–393.
  5. Дмитриев Д.А. Ориентировочно-исследовательская деятельность в ситуации межличностного общения: дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. 137 c.
  6. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2005. 628 с
  7. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. II: Развитие произвольных движений. М.: Педагогика, 1986. 296 с.
  8. Зинченко В.П. К вопросу о формировании ориентирующего образа // Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследовательская деятельность. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. С. 333–339.
  9. Кабанова О.Я. Теория П.Я. Гальперина — перестройке содержания учебных предметов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2012. № 4. С. 113–122.
  10. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. 214 с.
  11. Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. М.: Издательство Московского университета, 1982. 184 с.
  12. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ решения задач. Нарушения процесса решения задач при локальных поражениях мозга. М.: Просвещение, 1966. 291 с.
  13. Савчик О.М. Ориентировочная основа совместной деятельности как условие создания волевого единства группы // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: педагогические науки. 2006. № 11. С. 77–82.
  14. Смирнова Я.К. Ориентировочная основа совместной деятельности дошкольников // Сибирский психологический журнал. 20017. № 66. С. 32–51.
  15. Смирнова Я.К., Белых А.С. Компоненты структуры регуляции совместной деятельности дошкольников // Инновации в науке: сб. статей по материалам XLVI между-нар. науч. практ. конф. Новосибирск: СибАК. 2015. № 46. С. 105–112.
  16. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 342 с.
  17. Хомская Е.Д. Нейропсихология: 4-е издание. СПб: Питер, 2005. 496 с.
  18. Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лунев Ю.А. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2005. 189 с.
  19. Эльконин Б.Д. Л.С. Выготский – Д.Б. Эльконин: знаковое опосредствование и совокупное действие // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 58–63.
  20. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  21. Atkinson M.A., Simpson A.A., Cole G.G. Visual attention and action: How cueing, direct mapping, and social interactions drive orienting // Psychon Bull Rev. 2017. Vol. 14. P. 1-21 DOI 10.3758/s13423-017-1354-0
  22. Cole M. Cultural Psychology: a once and future discipline. Cambridge: Harvard University Press, 1996. 253 р.
  23. Gauvain M. Cultural tools, social interaction, and the development of thinking // Human Development. 2001. Vol. 44. P. 126–143.
  24. Greeno J.G. A situative perspective on cognition and learning in interaction. // Theories of learning and research on instructional practice. New York: Springer, 2011. P. 41–71.
  25. Greeno J.G., Van de Sande C. Perspectival understanding of conceptions and conceptual growth in interaction // Educational Psychologist. 2007. Vol. 42. P. 9–23.
  26. Haenen J. Outlining the teaching–learning process: Piotr Gal'perin's contribution // Learning and Instruction. 2001. Vol. 11. P. 157–170
  27. Kosonen K., Ilomaki L., Lakkala M. Using a modeling language for supporting university students’ orienting activity when studying research methods // Journal of Interactional Media in Education. 2015. Vol. 1. P. 1–15.
  28. Kosonen К. Facilitation of Understanding in Distributed Orienting Activity. Helsinki: Helsinki University Print, 2015. 119 р.
  29. Kovacs A., Tauzin T., Teglas E., Gergely G., Csibra G. Pointing as Epistemic Request: 12-month-olds Point to Receive New Information // Infancy. 2014. Vol. 1. Р. 543–557.
  30. Liszkowski U., Carpenter M., Henning A., Striano T., Tomasello M. Twelve-month-olds point to share attention and interest // Developmental Science. 2004. Vol. 7. P. 297–307.

Информация об авторах

Смирнова Яна Константиновна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и прикладной психологии Институт психологии, Алтайский государственный университет (ФГБОУ ВО АлтГУ), Барнаул, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5453-0144, e-mail: yana.smirnova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1450
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 627
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4