Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8451Ключевые слова 20557 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Познавательная активность и креативность младших школьников с высокими интеллектуальными способностями в разных образовательных средах 321

Шумакова Н.Б., доктор психологических наук, профессор, кафедра возрастной психологии им.Л.Ф.Обуховой, Московский городской психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, n_shumakova@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена исследованию познавательной активности и креативности младших школьников с высокими интеллектуальными способностями. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей познавательной активности и креативности младших школьников с высокими интеллектуальными способностями, обучающихся в разных образовательных средах (типовая и инновационная, развивающая). Проверялась гипотеза, согласно которой интенсивность, когнитивный уровень (глубина) и широта проявления познавательной активности интеллектуально одаренных младших школьников связаны с такими параметрами образовательной среды, как когнитивная сложность, диалогичность, ценность творческой активности ребенка. В исследовании приняли участие интеллектуально одаренные младшие школьники 2-х и 4-х классов г. Москвы (n=101). Показано, что образовательная среда оказывает влияние на проявления познавательной активности и вербальной креативности интеллектуально одаренных младших школьников. При этом интеллектуально одаренные младшие школьники, обучающиеся в условиях образовательной среды, характеризующейся высоким уровнем когнитивной сложности, диалогичности и ценности творческой активности ребенка, обнаруживают достоверно более высокие показатели вербальной креативности, а также уровня, глубины и широты познавательной активности, чем их одаренные сверстники, обучающиеся в условиях типовой (традиционной) образовательной среды.

Ссылка для цитирования

Благодарности

Автор благодарит за помощь в сборе данных для исследования выпускницу магистерской программы ФГБОУ ВО МГППУ «Психология развития» Алхимову Е.Е.

Подкаст

Шумакова Н.Б. Познавательная активность и креативность младших школьников с высокими интеллектуальными способностями в разных образовательных средах [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 1. С. 57–69. doi:10.17759/psyedu.2019110105

Фрагмент статьи

Вопрос об эффективности той или иной образовательной среды для развития интеллектуально одаренных детей остается открытым по данным как зарубежных, так и отечественных исследователей. Несколько десятилетий активных исследований в области обучения одаренных детей, выполненных главным образом в американской психологии, фактически свидетельствуют о ее кризисе.

Литература
  1. Бабич Н. Развитие вопросов у дошкольников // Вопросы психологии. 1984. № 2. С. 67–74.
  2. Баева И.А. Общепсихологические категории в пространстве образовательной среды: монография. М.: МГППУ, 2008. 310 с.
  3. Баранова Э.А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5—8 лет // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 45–55.
  4. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника. М.: Издательство Юрайт, 2018. 328 с.
  5. Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся / Под ред. В.В. Рубцова, Н.И. Поливановой. Москва–Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2007. 288 с.
  6. Панов В.И. Понятие «образовательная среда»: от Л.С. Выготского к психодидактике // Челпановские чтения 2016: Диалог научных школ Психологического института: Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Г.И. Челпанов: Материалы всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 87–102.
  7. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. 101 с.
  8. Панов В.И., Капцов А.В., Белова С.В., Панькин А.Б., Зотова Н.Г., Тихомиров М.Ю., Хохлова Е.В. Ценностный потенциал взаимодействия в образовательной среде. Волгоград, 2016. 128 с.
  9. Холодная М.А. Понятийные, метакогнитивные и интенциональные способности как ресурсный фактор интеллектуального развития // Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования: материалы третьего международного симпозиума /Под ред. М.А. Холодной, Г.В. Ожигановой. М., 2016. С. 26–32.
  10. Холодная М.А., Гельфман Э.Г., Демидова Л.Н. Психологические основы конструирования учебной информации (проблема интеллектоемких технологий преподавания) // Психологический журнал. 1993. Т. 1. № 6. С. 35–45.
  11. Холодная М.А., Гельфман Э.Г. Развивающие учебные тексты как средство интеллектуального воспитания учащихся. Москва, 2016. 200 с.
  12. Шумакова Н.Б. Исследовательская активность как основа выявления и развития творческой одаренности детей // Психологический институт в современном научно-психологическом пространстве: Международные Челпановские чтения 2014: Московская научно-практическая конференция к 100-летию Торжественного открытия Психологического института им. Л.Г. Щукиной (1914–2014). Москва, 22–23 апреля 2014 года / Альманах Научного архива Психологического института / Под ред. В.В. Рубцова. М.: Алькор Паблишер, 2014. Вып. 7, юбилейный. С. 442–448.
  13. Шумакова Н.Б. Гендерные особенности в развитии исследовательской позиции одаренных школьников // Вопросы психологии. 2010. №2. С. 56–64.
  14. Шумакова Н.Б. Особенности креативности в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 4. С. 108–117. doi:10.17759/psyedu.2017090411
  15. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учебное пособие. М.: Просвещение, 2004. 119 с.
  16. Юшков А.Н. Психологические особенности становления детской вопросительности на уроках-диалогах в начальной школе. Красноярск: Платино, 1997. 163 с.
  17. Bara S.A., Plucker J.A. Smart people or smart contexts? Talent development in an age of situated approaches to learning and thinking // Educational Psychologist. 2002. Vol. 37. P. 165–182.
  18. Besançon M., Lubart T., Barbot B. Creative giftedness and educational opportunities // Educational and Child Psychology. 2013. 30(2). P. 79–88.
  19. Besançon M. Creativity, Giftedness and Education // Gifted and talented International Journal, Taylor and Francis. 2013. 28 (1&2). Р. 149–161.
  20. Biddulph F., Symington D., Osborne R. The Place of Children's Questions in Primary Science Education // Research in Science & Technological Education. 2006. P. 77–88.
  21. Kim M.A Meta-Analysis of the Effects of Enrichment Programs on Gifted Students // Gifted Child Quarterly. 2016. Vol. 60(2). P. 102–116.
  22. Plucker J., Callahan C.M. Research on Giftedness and Gifted Education: Status of the Field and Considerations for the Future // Exceptional Children. 2014. Vol. 80(4). P. 390–406.
  23. Top 20 principles from psychology for preK–12 creative, talented, and gifted students’ teaching and learning. Center for Psychology in Schools and Education. 2017. URL: http://www.apa.org/ed/schools/teaching-learning/top-twenty-principles.aspx (дата обращения: 6.11.2018).
  24. Toward a Global Vision of Gifted Education: An Interview With Michael S. Matthews // Roeper Review. 2014. Vol. 39(2). P. 80–86.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика