Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

9 место — направление «Психология»

1,617 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,920 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

«Видимый человек» как социально-психологический феномен 2037

Лабунская В.А., доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии и психологии личност, Южный федеральный университет (ФГАОУ ВО ЮФУ), Ростов-на-Дону, Россия, vlab@aaanet.ru

Аннотация

В статье с позиций социальной психологии рассматривается феномен «видимый человек». Сделан акцент на том, что внешний облик как атрибут «видимого человека», входя в перечень культурных ценностей, порождает в мире визуальных технологий такие явления, как «тотальная обеспокоенность своим внешним обликом», преобразовательная активность, нацеленная на изменение внешнего облика, и т. д. В статье приводятся направления исследований и эмпирические данные, раскрывающие феномен «видимый человек» с позиций современной социальной психологической практики.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Социальная психология внешнего облика, разрабатываемая, главным обра­зом, зарубежными учеными [35], в боль­шей степени примыкает к тому направ­лению психологии социального позна­ния, которое акцентирует свое внимание на особенностях познания социального мира «обыденным» человеком, включая самые разнообразные феномены, сопря­женные с внешним обликом и включен­ные в контекст его повседневной жизни [2]. Именно социальная психология внешнего облика, как никакая другая об­ласть знаний, предлагает рассматривать и изучать те особенности познания соци­альных явлений, которые отражают не­посредственный жизненный опыт каж­дого человека и различных социальных групп. Современная психология, отве­чая на вызовы общественного развития, обращается к изучению социальных си­туаций, которые обусловливают произ­водство паралингвистического дискурса [3], практик преобразования внешнего облика, апеллирует к текстам, особенно к визуальным, в которых представлена категория — «внешний облик». Наблю­даемый в историко­-культурологических работах [4; 18; 29] повышенный интерес к визуальной культуре способствует раз­витию визуальных исследований в социальной психологии, одним из направле­ний которых является изучение пробле­мы конструирования внешнего облика, его трансляции, применения как средст­ва идентификации и категоризации.

Трактовка внешности, тела как зна­ковой системы, как репрезентанта инди­видуального и социального начала в че­ловеке представлена в исследованиях, выполненных в различных областях гу­манитарного знания. В них внешний об­лик интерпретируется как феномен культуры, как неотъемлемый атрибут бытия человека [25; 30]. М. Ямпольский, подводя итоги обсуждения проблемы «от­ражения телесности в культуре», прихо­дит к выводу, что «истина человеческого бытия заключена не в словах и помыслах человека, но в его теле и в действиях этого тела», что «мера власти определяется… способностью владеть телом людей…» [29, с. 174—175]. Данный тезис развивает­ся П. Тищенко, который пишет, что «окультуривание телесности» — это не только «превращение природных предпо­сылок человеческого существования в универсальные орудия и знаки, превра­щение в своеобразный текст, сгусток со­циальной памяти, но и механизм контро­ля не столько над телом человека, сколько над его личностью» [23, с. 44]. В целом внешность выступает в качестве маркера «своих» и «чужих», символом нации и культуры, через «телесный код», следова­тельно, и через внешний облик возможна, как отмечает О. Белова [6], концептуали­зация всего, что окружает человека. Внешний облик человека является одним из путей познания личности и общества и одновременно выступает в роли бесконеч­но интерпретируемого «объекта» позна­ния. Интерпретация, возникающие на ее основе интерпретационные схемы контро­лируются как человеком, так и обществом, и она сама выполняет функции контроля, выступает источником связей между людьми, определяет тип коммуникации и ее переходы от объект­субъектного взаи­модействия к субъект­субъектному.

<...>

Литература
  1. Андреева Г. М. В поисках новой парадигмы: традиции и старты XXI в. // Социальная психология в современном мире. М., 2002.
  2. Андреева Г. М. Социальное познание: проблемы и перспективы. М.; Воронеж, 1999.
  3. Андрианов М. С. Невербальная коммуникация: стратегическая обработка паралингвистического дискурса // Вопросы психологии. 1999. № 6.
  4. Барт Р. Фотографическое сообщение // Система моды: Статьи по семиотике культуры. М., 2003.
  5. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
  6. Белова О. Тело в русской и иных культурах // НЛО. 2002. № 56.
  7. Белугина Е. В. Отношение к своему внешнему облику в период середины жизни. Дисс. … канд. психол. наук. Ростов­н/Д, 2003.
  8. Вайнштейн О. Улыбка чеширского кота: взгляд на российскую модницу // Женщина и визуальные знаки. М., 2000.
  9. Введение в гендерные исследования. Ч. II. Харьков; СПб., 2001.
  10. Вулис А. З. Литературные зеркала. М., 1991.
  11. Гоффман Э. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000.
  12. Дударева А. Рекламный образ. Мужчина и женщина. М., 2002.
  13. Женщина и визуальные знаки. М., 2000.
  14. Иванова Т. В. Изучение этнических стереотипов с помощью проективных рисунков // Вопросы психологии. 1998. № 2.
  15. Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. М., 2002.
  16. Лабунская В. А. Психология невербального выражения личности. Ростов­н/Д, 2009.
  17. Лабунская В. А., Наровская Я. Б. Типы преобразования внешнего облика как отражение направленности преобразовательной активности субъекта в социальном общении // Мир психологии. 2006. № 4.
  18. Малви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф // Антология гендерной теории. Минск, 2000.
  19. Непп М., Холл Дж. Невербальное общение. М., 2004.
  20. Петрова Е. А. Знаки общения. Визуальная психосемиотика. М., 2001.
  21. Рамси Н., Харкот Д. Психология внешности. М.; Спб., 2009.
  22. Суэми В., Фернхем А. Психология красоты и привлекательности. М.; Спб., 2009.
  23. Тищенко П. Дано мне тело... // Человек. 1990. № 3.
  24. Фаулз Д. Аристос: Философская эссеистика. М., 2003.
  25. Цивьян Т. Отношение к себе и к своему телу в русской модели мира // Тело в русской культуре. М., 2005.
  26. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. СПб., 2002.
  27. Человек: образ и сущность (Гуманитарные аспекты): Ежегодник. М., 2000.
  28. Ямпольский М. Дзен­Барроко // НЛО. 2003. № 62.
  29. Ямпольский М. Язык­тело­случай: Кинематограф и поиски смысла. М., 2004.
  30. Яременко С. В. Внешность человека в культуре. Ростов­н/Д, 1997.
  31. Carr A., Harris D., James Ch. The Derriford Appearance Scale (DAS­59): A new scale to measure individual responses to living with problems of appearance //British Journal of Health Psychology. 2000. № 5.
  32. Harris D., Carr A. The Derriford Appearance Scale (DAS59): a new psychometric scale for the evaluation of patients with disfigurements and aesthetic problems of appearance// British Journal of Plastic Surgery. 2001. № 54.
  33. Mitchell W. J. T. What is Visual Culture? // Meaning in the Visual Arts: Views from the Outside. Princeton, N. J.: Institute for Advanced Study, 1995.
  34. Rodin J., Silberstein L., Streigel M. Women and weight: a normative discontent // Nebraska Symposium on Motivation, 32: Psychology and Gender, 1985.
  35. The Social Psychology of Facial Appearance by R.Bull, N.Rumsey. N. Y., 1988.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика