Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

9 место — направление «Психология»

1,617 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,920 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

К вопросу об актуальных проблемах организационной психологии: обеспечение эффективности организационного лидерства — функциональный и личностный аспекты 1247

Ильин В.А., доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии, заведующая кафедрой социальной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва, Россия, va0405@mail.ru

Аннотация

В статье представлен авторский взгляд на природу и сущность руководства и лидерства в контексте организационного развития в условиях рыночной экономики. На основе системного анализа, осуществленного с использованием инновационных подходов в сферах разработки бизнес-моделей и делового администрирования (концепция созидательного разрушения, теория хаоса, теория систем), показано, что лидерство и руководство являются объективно разнонаправленными функциями организационного функционирования и развития как в предметно-деятельностном, так и в социально-психологическом аспектах. Обеспечение их диалектического единства, с преодолением нередко наблюдающегося «сдвига» в сторону оперативного управления, является одним из ключевых условий организационного развития в современных условиях. Показаны возможности использования для решения этой задачи практикоориентированного психологического знания, в частности, психосоциальной теории в качестве интерпретационного ключа для оценки лидерского потенциала сотрудников организации и разработки целенаправленных мероприятий по его развитию.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

На первый взгляд, тема настоящей статьи может показаться типичной по­пыткой «изобретения велосипеда», обус­ловленной, прежде всего, авторскими амбициями. Казалось бы, организацион­ная психология является вполне сло­жившейся практикоориентированной «ветвью» социальной психологии, обла­дающей собственной теоретико­методо­логической базой, понятийным аппара­том и методическим обеспечением. В на­стоящее время имеется множество учеб­ных программ, учебных пособий и учеб­ников по данной дисциплине, объем на­учных и научно­популярных работ по конкретным аспектам организационной психологии более чем внушителен.

Однако при детальном рассмотрении ситуации легко убедиться, что она далеко не столь очевидна. Достаточно взять практически любой учебник по организа­ционной психологии и ознакомиться с определением границ и специфики рас­сматриваемого предметно­проблемного поля, а также с содержанием (хотя бы на уровне рубрикации) данного учебника.

Как правило, предлагаемые опреде­ления предмета и задач организацион­ной психологии носят чрезмерно широ­кий, формально­декларативный харак­тер. Например, «поведение людей в орга­низациях», «применение психологичес­ких теорий и методов к решению про­блем организации, управления и бизне­са» [5] и т. п. Более того, хотя в формали­зованном научном лексиконе утверди­лось именно понятие «организационная психология», наряду с ним в самом ши­роком контексте используется понятие «психология управления (менеджмен­та)». При этом во многих, в том числе и учебно­методических изданиях, данные понятия рассматриваются не просто как содержательно близкие, а как практичес­ки синонимичные [7].

<...>

Литература
  1. Вейл П. Лидерство, основанное на видении // Курс МВА по менеджменту / Под ред. А. Коэна. М., 2004.
  2. Гараедаги Д. Системное мышление: как управлять хаосом и сложными процессами. Минск, 2007.
  3. Гроув Э. Выживают только параноики. М., 2004.
  4. Дафт Л. Уроки лидерства. М., 2006.
  5. Джуэлл Л. Индустриально­организационная психология: Учеб. для вузов. СПб., 2001.
  6. Занковский А. И. Организационная психология. М., 2000.
  7. Кабаченко Т. С. Психология управления: Учеб. пособие для вузов. М., 2007.
  8. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога­практика. М., 2007.
  9. Кэ де Ври М. Мистика лидерства. М., 2003.
  10. Финкельштейн С. Ошибки топ­менеджеров ведущих корпораций. М., 2004.
  11. Фостер Р., Каплан С. Созидательное разрушение. М., 2005.
  12. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М., 2007.
  13. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  14. Erikson E. The life cycle completed. N. Y., 1982.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика