Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

9 место — направление «Психология»

1,617 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,920 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Отношение старшеклассников к деньгам и способам их зарабатывания 1349

Филинкова Е.Б., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Московский государственный областной университет, Москва, Россия, Jane421@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена изучению отношения школьников 16—18 лет к деньгам. Обнаружена противоречивость отношения к деньгам и зависимость от пола респондента. Для старшеклассников, ориентированных на наемный труд и предпринимательство, ценность денег и их личностный смысл различны. Рассмотрено отношение к деньгам, оценки доходности и рискованности деятельности, отношение к труду и уровень школьной подготовки как факторы выбора вида экономической деятельности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Отношение детей и подростков к деньгам — проблема, осознанная в отече­ственной психологии сравнительно не­давно, в 90­х гг. ХХ в. Тем не менее уже накоплен интересный материал, харак­теризующий динамику основных эконо­мических ценностей молодежи. В этом плане изучаются влияния научно­техни­ческого прогресса [9], образовательной среды [4] и семьи [2] на социализацию, ценностные ориентации современной молодежи [1; 3; 5; 6; 9], наиболее цени­мые молодежью личностные черты [1], адаптация молодежи к рыночным отно­шениям [3; 8]. Удалось выяснить, что но­вым в экономическом поведении моло­дежи является повышение роли денеж­ной мотивации. Так, например, Е. В. Ще­дрина отмечает, что ощущение себя бога­тым или бедным оказывает влияние на формирование профессионального вы­бора личности. Отсутствие денег у моло­дых представителей бедных семей по­буждает их выбирать профессию с боль­шими заработками, организовывать ком­мерческую или производственную дея­тельность [13]. Как следствие, экономи­ческое самосознание может быть факто­ром выбора как профессии, так и вида экономической деятельности (предпри­нимательства или наемного труда). По нашему мнению, выбор экономической деятельности связан не только и не столько с ощущением старшеклассника­ми себя богатыми или бедными, сколько с ценностным отношением к деньгам, восприятием их как средства или цели. В нашем раннем исследовании [11] были получены результаты, говорящие, что есть определенные различия в отноше­нии к деньгам у старшеклассников, ори­ентированных в будущем на предприни­мательство и ориентированных на рабо­ту по найму: школьники, планирующие работать чиновниками, характеризуются более терминальным отношением к деньгам. Малочисленность выборки не позволила сделать окончательный вы­вод, что предопределило проведение второго этапа нашего исследования, це­лью которого было изучение отношения старшеклассников с разным выбором экономической деятельности к деньгам и способам их зарабатывания.

Гипотеза, положенная в основу наше­го исследования, состоит в том, что кате­гории старшеклассников, различающиеся по выбору вида экономической деятель­ности, различаются и по отношению к деньгам и способам их зарабатывания.

В качестве объекта исследования вы­ступили учащиеся X—XI классов (16— 18 лет) средних общеобразовательных школ г. Дмитрова и пос. Томилино чис­ленностью 180 человек, из них юношей — 45 %, девушек — 55 %. Основная часть старшеклассников, принявших участие в исследовании (91,7 %), собирается посту­пать в высшие учебные заведения; ос­тальные респонденты (7,8 %) планируют в дальнейшем учиться в средних специ­альных учебных заведениях, один чело­век (0,5 %) не определился с планами. Данная выборка имеет одну особенность: крайне низкий уровень образования, о ко­тором мы судим по количеству граммати­ческих ошибок в ответах на вопросы (минимальное число ошибок — 2 единицы на пять рукописных строк).

Исследование проводилось в апре­ле—мае 2009 г.

Методы исследования: стандарти­зированное интервью по специально разработанной для данного исследова­ния программе, включающее открытые и закрытые вопросы, шкалы наименова­ний и порядковые шкалы.

Методы обработки результатов: описательная статистика, контент­анализ, критерий Фишера, критерий Пирсона.

<...>

Литература
  1. Булкин А. Н. Социально-философские аспекты ценностного ориентирования молодежи: Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 1997.
  2. Гусева Т. В. Потребительское поведение детей старшего дошкольного возраста в процессе социализации: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Ярославль, 2005.
  3. Дейнека О. С. Психологические проблемы адаптации личности к рыночным условиям // Вестник СПбГУ. 1997. Сер. 6. Вып. 4. № 27.
  4. Дробышева Т. В. Динамика ценностных ориентаций личности в условиях раннего экономического образования: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2002.
  5. Зарубина Н. Н. Деньги как социокультурный феномен: пределы функциональности // СОЦИС. 2005. № 7.
  6. Лапин Н. И. Изменение ценностей и новые социокультурные структуры… Куда идет Россия? М., 1998.
  7. Патрушев В. Д., Бессокирная Г. П. Динамика основных ценностей повседневной деятельности и мотивов труда московских рабочих в 1990_е годы // СОЦИС. 2003. №5.
  8. Попов В. Г. Социокультурные ориентации и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России: Автореф. дисс. … докт. соц. наук. Екатеринбург, 1997.
  9. Серафимова З. С. Проблемы социализации юношества в условиях НТП: Дисс. ... канд. филос. наук. М., 1990.
  10. Хайрулина Ю. Р. Ценности в сфере труда: особенности и факторы (на материалах Республики Татарстан) // СОЦИС. 2003. № 5.
  11. Филинкова Е. Б. Предпочтения старшеклассников в выборе вида экономической деятельности // Вестник МГОУ. Сер. «Психологические науки». 2009. № 4.
  12. Филинкова Е. Б. Психология российского предпринимательства: Учеб. пособие. М., 2007.
  13. Щедрина Е. В. Исследования экономических представлений у детей // За рубежом. 1991. № 1.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика