Включен в Web of Science СС (ESCI)
Рейтинг Science Index РИНЦ 2017 9 место — направление «Психология» 1,617 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 0,920 — двухлетний импакт-фактор ![]() Социальная психология и общество Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2221-1527 ISSN (online): 2311-7052 DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2010 года Периодичность: 4 номера в год Язык журнала: русский Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Социальная психология и общество Социально-психологические особенности взаимосвязи самооценки и личностно-ролевой взаимопредставленности студентов 844
Кондратьев М.Ю., доктор психологических наук, член-корреспондент, Российской академии образования, Москва, Россия
Емельянова Е.В., педагог-психолог Центра научно-методического обеспечения службы практической психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия АннотацияВ статье представлены результаты социально-психологического исследования, посвященного анализу особенностей связей личностно-ролевой взаимопредставленности студентов и их самооценки. Экспериментально выявленные с помощью социометрии, референтометрии, методического приема определения интрагрупповой структуры формальной власти в группе и методики "подставной" самооценки зависимости и закономерности, характеризующие данную психологическую реальность, демонстрируют принципиально различную выраженность готовности студентов разных курсов к личностно-самооценочной идентификации как с другими студентами, так и преподаватели. При этом студенты-первокурсники, выстраивая свою самооценку, в большей степени ассоциируют себя со студентами пятого курса и преподавателями и подчеркивают свою личностную несхожесть с третьекурсниками; третьекурсники, выстраивая свою самооценку, в большей степени ассоциируют себя с пятикурсниками и преподавателями и подчеркивают свою несхожесть с первокурсниками; студенты-пятикурсники, выстраивая свою самооценку, в большей степени идентифицируют себя с преподавателями и подчеркивают свою несхожесть как с первокурсниками, так и с третьекурсниками. Помимо этого, особый интерес представляют и эмпирические данные, раскрывающие специфику проявлений данной закономерности при учете такой дополнительной социально-психологической переменной, как интегральный интрагрупповой статус студента. Ключевые слова: интрагрупповой статус, самооценка, личностно-ролевая представленность, межличностные отношения, студенческая группа Рубрика: Экспериментальные исследования Тип: научная статья Фрагмент статьи Сегодня, когда в условиях бурно меняющегося мира в России происходит реальная смена учебно-дисциплинарной модели образования на личностно-ориентированную, учащиеся и особенно наиболее старшие из них – студенты – становятся в действительности полноценными субъектами образовательного процесса. В этом контексте процессы личностного развития и группообразования, система неформальных межличностных отношений студентов и характер их взаимоотношений и взаимодействия с педагогами-преподавателями представляют собой качественно значимый предмет психологического исследования. В то же время в отличие от зарубежной психологии, в рамках которой именно студенты, как правило, и являются наиболее часто привлекаемым к психологическим исследованиям контингентом испытуемых, в отечественной психологии по сравнению с дошкольниками и школьниками, а также с разнопрофильными трудовыми коллективами, студенты не столь часто оказываются в роли испытуемых. Более того, практически подавляющее большинство экспериментальных работ, посвященных проблематике студенчества в рамках психологической науки, носит либо психолого-педагогический, либо психолого-возрастной характер. Что касается социально-психологической проблематики студенчества, то посвященные ей отечественные работы на сегодняшний день явно немногочисленны и не позволяют аргументированно говорить об отсутствии предметно-проблемных лакун в этой исследовательской области. Одним из таких «пробелов» является, на наш взгляд, комплекс вопросов о взаимосвязи самооценки и личностно-ролевой взаимопредставленности субъектов образовательного процесса в вузе. Литература
Статьи по теме
Психологическая диагностика, Психология кризисных ситуаций | Пономарева И.М., Савранский В.О. Особенности эмоционально-личностной сферы подростков, переживших развод родителей Психология личности, Психология труда | Меткин М.В., Москаленко Г.В. Социальная психология | Ефремова М.В., Полуэктова О.В. Взаимосвязь взрослой и детской бедности с психологическими характеристиками личности |
© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ |