Особенности социализации воспитанников интернатных учреждений

1284

Аннотация

В статье раскрываются проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих эксклюзивные барьеры ограничения включенности в общественную жизнь. Выделены условия восстановления взаимодействия воспитанников с социальной средой, формирования их личностного социального потенциала, доверительных отношений, а также преодоления социальной эксклюзии.

Общая информация

Ключевые слова: трудная жизненная ситуация, социальная компетентность, личностный рост, социальная эксклюзия, социальные сети, беспомощность

Рубрика издания: Прикладные исследования и практика

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Шульга Т.И. Особенности социализации воспитанников интернатных учреждений // Социальная психология и общество. 2011. Том 2. № 1. С. 119–125.

Полный текст

Переход воспитанников  учреждений  для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей, в самостоятельную жизнь во всех странах мира  является  сложным процессом как  для  них  самих, так и для  окружающих людей. Трудности этого перехода из закрытого образовательного учреждения в открытый социум и успешной  социализации воспитанников в обществе обусловлены  целым рядом  факторов. Это, прежде всего, неготовность к самостоятельной жизни, неумение управлять своей  свободной самостоятельной жизнью,  отсутствие референтных лиц, под  контролем которых  воспитанники находились  годы, невозможность быстро адаптироваться к одиночеству, сложности  устройства на работу, учебу, нередко окончательная потеря  взаимоотношений  с родственниками и родными. Перечисление этих факторов  можно было бы  практически бесконечно продолжать.

Исследования отечественных и зарубежных  психологов и педагогов (С. Райкус, К. Хьюз, А.М.Прихожан, Г.В.Семья., Н.Н.Толстых) показывают, что  дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения  родителей имеют более выраженное желание и мощные мотивы, чем дети из семьи, иметь свой  дом, хорошую семью, любящих родителей.

По результатам  наших исследований воспитанники интернатных учреждений представляют свой  будущий дом непохожим ни на государственное учреждение, в котором они выросли, ни на свой  бывший  родительский  дом (если такой существовал или существует), а как некоторый сказочный  дом, не существующий в реальности. При этом выпускники, с одной  стороны, с нетерпением ждут того момента, когда они выйдут за  стены  детского дома или школы-интерната, приюта, а с другой  стороны, очень боятся этого, переживают неуверенность в своих возможностях жить самостоятельно. Находясь на государственном  обеспечении, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения  родителей,  мало задумывались о том, кто и как решал их  проблемы, они   практически не  прикладывали усилий для  решения  многих собственных проблем.

Наиболее сложной  проблемой  социализации воспитанников интернатных учреждений  для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей, является социальная  эксклюзия. Социальная  эксклюзия - это ситуация, при  которой  ребенок или подросток отчуждается обществом и исключается из полноценного  социального воздействия и взаимодействия. Ситуация  усугубляется переживаниями и восприятием ее воспитанниками как  трудной жизненной ситуации, с которой  они самостоятельно справиться не могут. Социальная  эксклюзия не может быть преодолена воспитанником  интернатного учреждения индивидуально, без помощи со стороны лиц, заинтересованных в его успешной  социализации. Совместные действия референтных лиц и воспитанников  могут привести к изменению  положения последних, обеспечат компенсацию отсутствия    социальной  компетенции, необходимой в самостоятельной  жизни при  адаптации к  труду и т.д.

Для  преодоления  социальной  эксклюзии (отчуждения  от  общества) у воспитанников интернатных учреждений необходимо целенаправленно формировать специфический личностный ресурс, который  позволит им  преодолеть эксклюзивные барьеры  и  социальные затруднения. В качестве эксклюзивных барьеров  мы  рассматриваем препятствия, трудности, преграды, возникающие на пути успешной  социализации воспитанников  уже в условиях самостоятельной жизни.       Обобщение опыта работы психологов и воспитателей в учреждениях  социальной и психолого-педагогической поддержки позволяет говорить о том, что главной  проблемой социальных затруднений, барьеров далеко не всегда являются материальные трудности, чаще  возникают именно психологические сложности. К ним относятся отсутствие у воспитанников  интернатных учреждений удовлетворения потребности в социально теплых отношениях с другими людьми (кровными родителями и родственниками, близким человеком, референтным лицом и т.п.). Дети-сироты  и дети, оставшиеся без попечения  родителей, живущие в интернатных учреждениях, копируют ту модель в своей будущей жизни, какую они видят каждодневно – контакты, основанные на  подчиненности, жесткая вертикаль зависимости от старших, доминирование авторитарной по своему характеру образовательной системы.

В данном случае речь идет не о том, что в интернатных учреждениях работают неквалифицированные специалисты, при этом не любящие детей (как раз, наоборот, и психологи, и воспитатели в своем большинстве являются и высококвалифицированными специалистами, и просто людьми, искренне заинтересованными в счастливом настоящем и полноценном будущем воспитанников), а о том, что сама существующая система, регламентирующая их профессиональную деятельность, «задает» преимущественную ориентацию не на развивающуюся личность воспитанников, а на жесткое соблюдение режима и порядка.

Во многом именно поэтому взрослые ориентируют воспитанников на абсолютную дисциплину, подчинение и выполнение «режимных» требований. Отсутствие  похвалы за инициативную активность воспитанников формирует чувство вины, постоянный  контроль и постоянное оценивание поведения ребенка заставляют порой вопреки его желанию «делать все, как надо», как требуют взрослые. Все это создает атмосферу холода, формализма, вызывает чувство тревоги, страха, а потому порой и проявления агрессии. Активность детей, как правило, не находит должного отклика, так как практически отсутствуют условия ее поддержания, а свобода выбора и возможность самостоятельного принятия решения исключается, личность воспитанника  подавляется, деформируется, что приводит к осложненному поведению.

Кроме того, социальные затруднения  воспитанников опираются  на ряд их личностных особенностей, таких как  психологическая незащищенность, одиночество, беспомощность, неуверенность, отсутствие  временной перспективы и т.п.  По данным наших исследований существуют  три важных условия, обеспечивающие  положительные успешные жизненные сценарии развития воспитанников: наличие  социальных сетей, гарантирующих поддержку  в самостоятельной жизни, жилье и качественное  образование, дающее возможность устроиться на престижные, хорошо оплачиваемые должности в соответствии с выбранной профессией.

Эмоционально-личностные  затруднения, детерминирующие нарушения  социализации, лежат в основе  социальной эксклюзии: деструктивное  и асоциальное поведение воспитанников, нежелание  работодателей  принимать на работу бывших воспитанников интернатных учреждений, неумение последних строить  взаимоотношения  в трудовых коллективах, нарушенные взаимоотношения  с  кровными родителями и родственниками - приводят к субъективно тяжелым переживаниям своей ненужности и невозможности  справиться с затруднениями.

У воспитанников  интернатных учреждений  социальные затруднения, связные с эмоциональными трудностями,  приводят к нарушениям личностного роста, практически разрушается возможность формирования  личностного ресурса, позволяющего преодолевать, по сути дела, экстремальные жизненные ситуации. Личностный  рост  воспитанников интернатных учреждений  затруднен поиском смысла жизни, отсутствием  целей и перспектив  своего  будущего. По данным  наших исследований выпускники интернатных учреждений  затрудняются определить перспективы  своей будущей жизни даже  на 5 лет вперед, а 10-летняя перспектива вперед  представляется им вообще крайне смутной и туманной,

Потребность воспитанников  в  положительных эмоциях, позитивных личностных переживаниях, связанных с собственным успехом и проявлением инициативности, практически не удовлетворяется и подменяется асоциальными формами эмоционального удовлетворения, такими как экстремальное поведение, рискованное  поведение,  алкоголь, секс и т.д. В результате  появляются опасные связи и  увлечения выпускников, которые не только  приводят к трудной  жизненной  ситуации, но и создают ситуацию  социальной эксклюзии.

Таким образом, воспитанник,  наблюдая и, главное, проживая жизнь в интернатных учреждениях, получает личностный опыт, из которого исключаются его чувства и опыт самостоятельности. Важными признаются  послушание, следование требованиям взрослых, безропотное их исполнение. У воспитанников остается всегда практически однозначный выбор: или быть пассивным, подчиненным, или сильным, властным, жестоким. Альтернатива  быть открытым, активным, небезразличным к другим в интернатных учреждениях не формируются, а если все же складывается именно такая траектория личностного развития, то подобная ориентация складывается, как правило, вопреки типичной ситуации в интернатном учреждении, а не благодаря.

Социальные  барьеры  вызваны еще и тем, что воспитанники  интернатных учреждений имеют ряд ограничений социальных  сетей по сравнению с детьми, воспитывающимися в семьях. При этом  круг социальных сетей  сужается, по меньшей мере, по двум  причинам. Первая заключается в ограничении контактов  воспитанников с родственниками и кровной семьей (зачастую ни родственники, ни кровная и расширенная  семья не проявляют желания контактировать с детьми). Вторая  причина  связана  с ограничением контактов самого учреждения  для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей, с  различными институтами социализации. Отношения  со сверстниками, которые возникают в отдельном институте  социализации, не приводят к расширению сети  социальных контактов, а продолжаются в том же  социальном  поле, где преобладают  такие же по социальному  статусу дети. По данным  наших исследований личные  социальные контакты  с другими сверстниками, более старшими товарищами, друзьями в 70-80%  оказываются негативными, конфликтными, приводящими к осложненному  поведению. Они  не способствуют успешной  социализации, а, наоборот,  пропагандируют легкую жизнь, отсутствие  проблем, желание  развлекаться, требовать  от государства продолжения  заботы  о себе, формируют мотивы  возврата в свою кровную семью с  желанием установления «рентных» отношений и т.д.

Следует учитывать и то, что изменчивость общества может превратить, казалось бы,  достигнутую социализированность в социальную неудачу, так как окончательное достижение личностью успеха определяется ее умением адаптироваться к новым условиям и интегрироваться в их рамках. Как известно, выделены определенные характеристики личности, практически обеспечивающие успешную социализацию:

способность к изменению своих ценностных ориентаций;

умение находить баланс между личными ценностями и внешними «вызовами»;

ориентация не на конкретные требования, а на понимание, прежде всего, общих, универсальных моральных норм. Таким образом, процесс и результат социализации являются следствием адекватного разрешения внутреннего противоречия между степенью идентификации человека с обществом и его обособлением в обществе.

Если говорить о воспитанниках интернатных учреждений, то имеющаяся ослабленность общественного контроля со стороны социальных институтов способствует появлению у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ощущения потерянности, ненужности, психологического дискомфорта и, главное, личностной и социальной беззащитности.

Понятно, что проблема беззащитности и чувства психологической незащищенности не только не снимается после окончания воспитанниками интернатных учреждений и их выхода в широкий социум, но и качественно усугубляется. Более того, выявлены целевые группы выпускников  интернатных учреждений, которые требуют обязательного  постинтернатного сопровождения, в том числе психологического, хотя в действительности реальное постинтернатное сопровождение практически не имеет методического и организационно-технологического обеспечения. К таким группам нами отнесены дети из специнтернатов, молодые матери, выпускники и воспитанники  учреждений  социальной зашиты, воспитанники  образовательных учреждений  8 вида.

Беспомощность рассматривается как состояние  подростка, когда он не может справиться сам с возникающими проблемами, не получает и не может попросить помощи от других или находится в дискомфортном состоянии. У подростков группы риска это состояние связано с конкретными ситуациями жизни: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, взрослыми, педагогами, сверстниками; трудными жизненными ситуациями, в которых они оказываются; невозможностью принимать самостоятельные решения или делать выбор, при нахождении в учреждениях  социально-педагогической  поддержки и др. Теоретические представления о психологической природе состояния беспомощности мы находим в теории З.Фрейда, который  считал разлуку и утрату факторами, приводящими к накоплению напряжения, возбуждения, с которыми субъект не может справиться, к состоянию "внутренних опасностей", приводящих к беспомощности, невозможности противостоять ситуации и, в конечном итоге, к осознанию отсутствия действенных способов борьбы. Переживание беспомощности приводит к актуализации страхов, боязни, тревожности у подростков (И.С.Коростелева, В.С.Ротенберг, В.В.Аршавский, M.E.Seligman, K.Hock, H.Hess,  E.Schwarz  и др.

Беспомощность подростков вызывается переживанием неудач, травм, отказом от поисков, наличием неконструктивных способов решения проблем и т.д. Проявление беспомощности можно наблюдать при реагировании подростков на переживаемую сложноразрешимую значимую ситуацию или ее последствия. Как правило, это выражается в форме:

  • стереотипной деятельности, неадекватной конкретной  ситуации;
  • перебора стереотипных действий ( наличием неконструктвиных способов  поведения и деятельности, не приносящих необходимого результата);
  • отказа от выполнения деятельности, сопровождающимся апатией, депрессией;
  • состояния оцепенения, расстройства, плачем и т.д.;
  • переноса или смещения одной цели на другую.

Переживание состояния беспомощности у подростка может возникнуть и как реакция на горе, утрату близкого человека, разлуку с ним и т.д. В данной ситуации у подростков может формироваться  болезненное нарушение представлений о будущем: " Как я теперь буду жить?", " Что мне делать одному в этом мире?, "Кому я нужен на земле?" и т.д. Пережитые травмы  могут приводить подростка в состояние депрессии, и тогда он не смеется, не играет, агрессивно защищается от окружающих, не вступает в общение с другими и т.д. В случае эмоционального отвержения  подростка со стороны родителей происходит его изоляция, нахождение такого круга "своих", в котором все такие и я на равных, уход из подлинно просоциальной действительности к алкоголю, наркотикам, токсикомании). Именно  такое  проявление  беспомощности  нередко наблюдается у воспитанников  интернатных учреждений. Для  преодоления  этой «выученной»  беспомощности у воспитанников интернатных учреждений  необходимо формировать  навыки  социальной  компетентности, которые  помогут сподвигнуть их к полноценной социализации в открытом социуме.

Под социальной компетентностью мы  понимаем  обладание человеком достаточным объемом навыков, с помощью которых он может адекватным образом адаптироваться, не  нарушая норм и правил общественной жизни. Объем необходимых навыков и умений человек  приобретает на разных возрастных этапах своего жизненного пути.

Основными путями  преодоления  социальной  эксклюзии воспитанников  интернатных учреждений являются повышение социальной  компетенции в вопросах овладения  социальными жизненно важными навыками и умениями, а также повышение  сопротивления негативным  воздействиям среды. Все это требует расширения  сети  социальных контактов, постинтернатногго сопровождения, повышения  мотивации личностного достижения  успеха в самостоятельной  жизни и, в конечном счете, качественного повышения социальной компетентности.

Литература

  1. Бобылева И.А. Постинтернатная адаптация выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, лишенных попечения  родителей. М., 2008.
  2. Быков А.В., Шульга Т.И. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической  поддержки для  детей-сирот и подростков. М., 2003.
  3. Владимирова Н.В., Спаньярд Х. «Шаг за шагом». Индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов. М., 2007.
  4. Владимирова Н.В., Спаньярд Х. Постинтернат:Технология создания  сети  социально поддерживающих контактов выпускников. М., 2008.
  5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 1999.
  6. Семья Г.В. Основы  социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений  для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей. М., 2001.
  7. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Быков А.В. Социально-психологическая  помощь обездоленным детям. М., 2003.

Информация об авторах

Шульга Татьяна Ивановна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии, Московский государственный областной университет (ГОУ ВО МО МГОУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3584-6087, e-mail: shulgatatiana@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 8057
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 1284
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0