Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7636Ключевые слова 18445 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Структурно-функциональная целостность идентичности: культурологический и социально-психологический аспекты 646

Матусевич Е.В., кандидат культурологии, преподаватель Европейского гуманитарного университета, координатор центра передовых научных исследований и образования (Center for Advanced Studies and Education, Carnegie Corporation of New York), г. Вильнюс, Литва, Вильнюс, Литва, elena.matusevich@gmail.com

Аннотация

Настоящая статья посвящена раскрытию методологического потенциала современной гуманитаристики через призму анализа структурно-функциональной целостности идентичности, а также влиянию системы факторов на специфику ее конструирования.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Интегрируя концепции отдельных представителей современных гумани­тарных теорий, можно сосредоточить внимание на двух основных трактовках идентичности. Первая — классическая идея фактической идентичности. Вто­рая — современная интерпретация про­цесса идентификации, позволяющая всесторонне исследовать и оценивать со­отношение традиционного и современ­ного начал внутри культуры. Трактовка концептуальных оснований и свойств идентичности позволяет провести тер­минологическую границу между иден­тичностью культурной группы или сообщества, определяемой как коллективная идентичность, и идентичностью в смыс­ле принадлежности ей индивида, т. е. идентичностью личностной. Коллектив­ная идентичность обычно проявляется в гомогенной форме: в порядке обретения стабильности личность должна выби­рать сильное доминантное общество, а не полагаться на нестабильность и аморфность локального. Это своеобраз­ный политический выбор, выступающий условием возможности самосовершенст­вования посредством взаимосвязи с мейнстримом. Фактически эти отноше­ния дали толчок первоначальному опре­делению культурной идентичности как некой негативной формы отношения, «отчуждения» или «культурной колони­зации».

В 70-х гг. ХХ в. получили распрост­ранение иные мнения и взгляды в отно­шении тематического измерения данно­го феномена. «Современные информа­ционные технологии и их функционирование в обществе создают угрозу для культурной идентификации в большин­стве стран, если не во всех. Нам стоит поразмыслить над значением концепта идентичности, воспринять его в качест­ве аспекта национальной самобытнос­ти, который является результатом асси­миляции кросс-культурных влияний извне» [9, с. 200]. Феноменологически коллективная идентичность — это жиз­ненная суть культуры в целом и куль­турного наследия (достояния), в част­ности, стабильный принцип существо­вания личности на основе социально­исторического прошлого. «Для отдельно взятой — культурной — формы иден­тичности отсутствует четкое определе­ние предмета; большинство же сущест­вующих двусмысленны и нечетки. Тем не менее, взаимозависимость и взаимовлияние идентичности и динамики мультикультуры не подлежат сомне­нию» [5, с. 128]. Один из ведущих тео­ретиков национализма Э. Смит тракту­ет коллективную идентичность как категорию, классифицирующую распре­деление социальных ролей в обществе, от которого индивид отказаться не мо­жет. «На социальном уровне, это [иден­тичность. — Е. М.] представляет собой не только чувства и интересы индиви­дов, но и природу коллективного родст­ва. Посредством социализации, инфор­мационных потоков и возможной коэ­волюции мы обнаруживаем тот факт, что обладаем определенной идентично­стью уже с рождения» [10, с. 124].

<...>

Литература
  1. Здравомыслов А. Г. Релятивистская теория наций и рефлексивная политика // Об­щественные науки и современность. 1997. № 4.
  2. Можейко М. А. Кризис идентификации // Постмодернизм: Энциклопедия. Минск, 2001.
  3. Тер­Минасова С. Язык и межкультурная коммуникация http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Linguist/Ter/_06.php].
  4. Bauer O. The Nation. Translated in Balakrishman. Mapping the Nation. L.-N. Y., 1996.
  5. Brunsvick Y., Bady J.­P., Clergerie B. Lexique de la vie culturelle. P., 1987.
  6. Gilroy P. The black Atlantic: modernity and double consciousness. Harvard, 1993.
  7. Hofstede G. Masculinity and Femininity. The Taboo Dimension of National Cultures. USA, 1998.
  8. Miscevic N. Nationalism and Beyond: introducing moral debate about values. Budapest, 2001.
  9. Sean Mac Bride et.al. Voix multiplies, un seul monde. La Documentation Francaise. P., 1980.
  10. Smith A. D. Nations and Nationalism in a Global Era. UK, 1995.
  11. Vos G. de, Romanuchi­Ross L. Ethnic Identity. Cultural continuities and change. L., 1982.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика