Демонстративное потребление современных подростков: социально-психологические особенности

3593

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования социально-психологических особенностей подростков с разным уровнем установки на демонстративное потребление. Показано, что демонстративное потребление присутствует у всех подростков независимо от социально-экономического статуса родителей, но различно по содержанию. При этом подростки со средним уровнем установки на демонстративное потребление наиболее вероятно обладают положительными социально-психологическими ресурсами.

Общая информация

Ключевые слова: демонстративное потребление, потребительская социализация , экономическая социализация, подростки

Рубрика издания: Экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Радина Н.К., Шайдакова Н.В., Мохнаткина И.Н. Демонстративное потребление современных подростков: социально-психологические особенности // Социальная психология и общество. 2013. Том 4. № 1. С. 52–66.

Фрагмент статьи

В настоящее время социально-психологические аспекты и феномены экономического поведения личности и активности группы в силу разных причин (доминирование экономических объяснительных схем при интерпретации экономического поведения, ограниченность в использовании социально-психологических концепций, недостаточный исследовательский интерес психологов к данной научной области и т. п.) — недостаточно разработанное пространство в российской экономиче) ской психологии.

Литература

  1. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М., 2007.
  2. Бурдьё П. Социология политики. М., 1993.
  3. Вахитова З.З. Социально-психологические особенности восприятия субъектов экономических отношений (на примере наемных работников и предпринимателей): Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2004.
  4. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.
  5. Дейнека О.С. Динамика макроэкономических компонентов образа денег в обыденном сознании // Психологический журнал. 2002. № 2.
  6. Енин В.В. Влияние конституционально-психотипологических особенностей личности на восприятие денег в юношеском возрасте: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2005.
  7. Ильин В.И. Поведение потребителей. СПб., 2000.
  8. Кожевникова Е.Ю. Личностные ресурсы преодоления ситуации социально-экономической депривации: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2006.
  9. Махрина Е.А. Виды и характеристики ценностно-смысловых отношений к деньгам у представителей социономических профессий: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2006.
  10. Патоша О.И. Мотивация поведения потребителей на рынке товаров бытового потребления: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2008.
  11. Радина Н.К. Психологические аспекты социализации личности: к вопросу о моделях классификации видов социализации // Психологическая наука и образование. 2005. № 1.
  12. Радина Н.К. Первичная экономическая социализация: конструирование Я и обретение собственности // Материалы 3)й международной интернет-конференции «Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности». Омск, 2009.
  13. Семенов М.Ю. Особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем личностной зрелости: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2004.
  14. Степанова А.В. Ориентация на потребление как элемент ценностной структуры личности: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2005.
  15. Филинкова Е.Б. Отношение старшеклассников к деньгам и способам их зарабатывания // Социальная психология и общество. 2010. № 1.
  16. Цимерман Ю.А. Демонстративное потребление в современном обществе: (институциональный анализ): Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. М., 2007.
  17. Abel A.B. Asset Prices under Habit Formation and Catching up with Joneses // American Economic Review. 1990. Vol. 80.
  18. Basu K.A. Theory of Association: Social Status, Prices and Markets // Oxford Economic Papers. 1989. Vol. 41. № 4.
  19. Bernheim D.B., Bagwell L.S. Veblen Effects in a Theory of Conspicuous Consumption // American Economic Review. 1996. Vol. 86. № 3.
  20. Cole Harold L., George J.M., Postlewaite A. Social Norms, Savings Behavior and Growth // Journal of Political Economy. 1992. Vol. 100 (6).
  21. Corneo G., Olivier J. Conspicuous Consumption, Snobbism and Conformism // Journal of Public Economics. 1997. Vol. 66.
  22. Festinger L. A theory of social comparison processes // Human Relations. 1954. Vol. 7 (2).
  23. Frank R.H. The Demand for Unobservable and Other Nonpositional Goods // American Economic Review. 1985. Vol. 75. № 1.
  24. Glazer A., Konrad K.A. A Signaling Explanation for Charity // American Economic Review. 1996. Vol. 86. № 4.
  25. Harbaugh R. Falling behind the Joneses Relative consumption and the growth saving paradox // Economic Letters. 1996. Vol. 53.
  26. Hicks D.L., Hicks J.H. Jealous of the Joneses; Conspicuous Consumption, Inequality and Crime. Draft. 2010. Vol. 5. URL: http://ssrn.com/abstract=2164456
  27. Ireland N.J. On Limiting the Market for Status Signals // Journal of Public Economics. 1994. Vol. 53. № 1.
  28. Kerwin K.Ch., Hurst E., Roussanov N. Conspicuous Consumption and Race // The Quarterly Journ. of Economics. 2009. Vol. 124 (2).
  29. Ordabayeva N., Chandon P. Leapfrogging over the Joneses: Effects of Inequality on Conspicuous and Inconspicuous Consumption // Journal of Consumer Research. 2009. 9 URL: https://marketing.wharton.upenn.edu/mktg/assets/File/Ordabayeva%20paper%20v2.pdf
  30. Purinton E.F. Compensatory Or Conspicuous Consumption? // Bling It On, American Society of Business and Behavioral Sciences 16th Annual Conference. 2009. Vol. 16.

Информация об авторах

Радина Надежда Константиновна, доктор политических наук, профессор, кандидат психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (ФГАОУ ВО ННГУ), Нижний Новгород, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8336-1044, e-mail: rasv@yandex.ru

Шайдакова Наталья Викторовна, преподаватель НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, Нижний Новгород, Россия, e-mail: natalia.kim1987@mail.ru

Мохнаткина И.Н., магистрант Нижегородского государственного педагогического университета им. Минина

Метрики

Просмотров

Всего: 3522
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 3593
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 6