Социальная психология и общество
2013. Том 4. № 3. С. 130–142
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Справедливость экзаменационного испытания: оценка действий преподавателей и мотивация обучения*
Аннотация
Общая информация
* В данной статье использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 11010114, выполненного в рамках программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2011—2013 гг.
Ключевые слова: внутренняя мотивация, процедурная справедливость, межличностная справедливость, информационная справедливость, дистрибутивная справедливость, мотивация обучения
Рубрика издания: Прикладные исследования и практика
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Гулевич О.А. Справедливость экзаменационного испытания: оценка действий преподавателей и мотивация обучения // Социальная психология и общество. 2013. Том 4. № 3. С. 130–142.
Фрагмент статьи
Психологические исследования говорят о том, что оценка справедливости взаимодействия оказывает влияние на поведение человека. Соблюдение норм справедливости вызывает конструктивную активность с его стороны, а их нарушение уменьшает заинтересованность в происходящем и, как следствие, активизирует избегающие или разрушительные тенденции в поведении. Это ярко проявляется в сфере личных достижений: чем выше люди оценивают справедливость взаимодействия, тем выше их трудовая и учебная мотивация.
Например, оценка взаимодействия оказывает влияние на мотивацию прохождения процедуры отбора претендентами на работу в организациях: чем большей справедливости они ожидают от проводящих эту процедуру, тем выше их мотивация, тем больше желание получить работу и рекомендовать ее своим знакомым [7]. Чем выше студенты оценивают дистрибутивную, процедурную и межличностную справедливость тренинговой программы, тем выше у них мотивация обучения, оценка программы и личные результаты [13]. Чем выше студенты оценивают информационную и процедурную справедливость обратной связи в процессе обучения, тем больше они хотят улучшить свои результаты [14]. Таким образом, позитивное влияние оказывают все перечисленные компоненты организационной справедливости.
Литература
- Безменова И.К., Гулевич О.А., Спиридонов В.Ф. Измерение справедливости организационного взаимодействия // Журнал психологического общества им. Л.С. Выготского. 2009. № 2.
- Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии. 2013. № 1.
- Гулевич О.А. Социальная психология справедливости. М., 2011.
- Гулевич О.А., Морозова Е.С. Организационная культура как фактор восприятия организационной справедливости // Психологический журнал. 2012. № 2.
- Гулевич О.А., Спиридонов В.Ф., Безменова И.К. Как измерить справедливость в организации: методика Дж. Колкитта // Психологическая диагностика. 2009. № 4.
- Спиридонов В.Ф., Гулевич О.А., Безменова И.К. Факторы, опосредующие восприятие справедливости организационного взаимодействия // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. № 1.
- Bell B.S., Wiechmann D., Ryan A.M. Consequences of organizational justice expectations in a selection system // Journ. of Applied Psychology. 2006. V. 91.
- Colquitt J.A. On the dimensionality of organizational justice: a construct validation of a measure // Journ. of Applied Psychology. 2001. V. 86.
- Cropanzano R., Rupp R.D., Mohler C.J., Schminke M. Three roads to organizational justice // Research in Personnel and Human Resources Management. 2001. V. 20.
- Deci E.L., Ryan R.M. The «what» and «why» of goal pursuits: human needs and the selfdetermination of behavior // Psychological Inquiry. 2000. V. 11.
- Gagne M., Deci E.L. Selfdetermination theory and work motivation // Journ. of Organizational Behavior. 2005. V. 26.
- Gagne M., Forest J., Gilbert M.H., Aube C., Morin E., Malorni A. The motivation at work scale: validation evidence in two languages // Educational and Psychological Measurement. 2010. V. 70.
- Liao W.C., Tai W.T. Organizational justice, motivation to learn and training outcomes // Social Behavior and Personality. 2006. V. 34.
- Roberson Q.M., Stewart M.M. Understanding the motivational effects of procedural and informational justice in feedback processes // British Journal of Psychology. 2006. V. 97.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2257
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 941
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4